Сведения об образовательной организации

СПОРТИВНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА: НА ПРИМЕРЕ АВТОРСКОГО ПРОЕКТА ГАЗЕТЫ «СПОРТИВНЫЙ БАРСУК»

СПОРТИВНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА: НА ПРИМЕРЕ АВТОРСКОГО ПРОЕКТА ГАЗЕТЫ «СПОРТИВНЫЙ БАРСУК»

А.А. Харламова
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина
bait7930@rambler.ru

Спортивная журналистика  - одна из форм  журналистики, чьей предметной областью является сбор, обработка, хранение и передача информации о спортивных темах и событиях. Несмотря на несерьезное отношение к спортивным отделам в некоторых СМИ, в которых отдел спорта шутливо числят по департаменту «развлечениям и игрушкам», по своему вкладу на экономику СМИ, влияние спортивных рубрик и полос в современных СМИ постоянно растет [1].

Тем не менее, спортивная журналистика, безусловно, является достаточно узкой сферой деятельности. Она формирует общественное мнение для своей специфической аудитории, называемой любителями спорта. Эту аудиторию можно разделить, как минимум, на три части: специалисты, то есть люди непосредственно занятые в спортивной индустрии - спортсмены, тренеры, спортивные чиновники, журналисты, работники спортобъектов, а также пассивные  и активные болельщики. Но помимо информационной, аналитической, воспитательной и  развлекательной  функции спортивной журналистике присущи мировоззренческая и пропагандистская. По различным международным соревнованиям можно изучать географию. Спортивные журналисты, побывавшие на них, рассказывают не только о состязаниях, но и о том, что их окружает в той стране, где проходят турниры. Таким образом, можно сделать вывод, что спортивная журналистика, несмотря на свою узкую специализированность, может занимать самые высокие и почетные места в данной сфере. Главное, правильно определить аудиторию своего спортивного издания и приоритетно расставить все материалы. Так какие же жанры преимущественно используются в спортивной журналистике? Прежде всего, это аналитическая статья. Она предусматривает, прежде всего, анализ спортивного события, сложившейся ситуации или действий отдельно взятого футболиста или, скажем, футбольного матча в целом. Кроме статьи, при характеристике аналитических особенностей спортивной информации имеет комментарий. Как отмечает в своей книге «Жанры периодической печати» А.А. Тертычный, «с его помощью автор выражает отношение к актуальным событиям, формулирует связанные с ними задачи и проблемы в форме сжатого анализа недостатков или достижений, а также выражает их оценку, прогноз развития и т.д.»[2].  Информационные жанры составляют «основную часть массовых информационных потоков». В спортивной информации существенную роль играют четыре основных информационных жанра: заметка (новость на радио и ТВ), репортаж, отчет и интервью. Для заметки главным фактором  является краткое и оперативное изложение информации. Репортаж позволяет раскрыть весь эмоциональный накал и динамику происшедшего спортивного события. Третьим информационным жанром, характерным для материалов о спорте, является отчет, представляющей собой, прежде всего, информационное сообщение о спортивном мероприятии. Четвертый информационный жанр, широко применяемый в спортивных материалах фактически во всех СМИ, – интервью. Информационное, портретное, экспертное и проблемное – вот основные его виды, применяемые в спортивной журналистике. Но нужно понимать, чтобы издание было востребованным, необходимо его совершенствовать и придумывать новые идеи.

Газета «Спортивный барсук» - авторский проект.  В нее были  включены как основные жанры спортивной журналистики, так и привнесено что-то новое, оригинальное и интересное. Прежде всего, название. По-моему мнению, оно должно вызывать как минимум улыбку. Казалось бы - млекопитающее семейства куньих и спорт, вещи не совместимые. Но, посмотрев, на логотип, все сомнения должны остаться в прошлом. Это идеальное сочетание для развлекательной спортивной газеты. Далее, как положено, информационные жанры, которые занимают первые полосы газеты. А именно - это заметки  и портретное интервью, о которых я упоминала выше. Рубрики же имеют качественный серьезный подтекст, хотя и придуманы с долькой юмора. Так как газета является развлекательной, не обошлось без «желтого материала», а именно подборки слухов из спортивной среды. Тем не менее, хочу отметить, что все слухи брались из таких же качественных источников, и, хоть они и являются провокационными, но, смею предположить, что большая часть из них является правдой.  Название рубрики «играет» с названием газеты. Таким образом, рубрика получила название «Барслух». Далее идут постеры, без которых, не должно обходиться ни одно издание, не говоря уже о развлекательных. К слову, анонс на первой странице также «играет» с читателем, поэтому, если человек берет газету в первый раз, он должен «попасться на удочку», что опять же привносит дольку юмора в газету. Анонс гласит: «Что связывает Марию Шарапову и Дэвида Бэкхема?». А ответ прост – всего лишь постер на одном обороте.  Далее вновь серьезная рубрика «Спорт как судьба». В первом номере здесь расположилась аналитическая статья о Юлии Липницкой, блиставшей на Олимпиаде в Сочи. В будущем здесь может располагаться любой серьезный материал, начиная от подробного комментария и заканчивая репортажем. Далее развлекательная часть: материалы не о спорте, но перекликающиеся с ним, а именно фитнесс-диета, кроссворд и анекдоты на спортивную тему. В будущем можно добавить такие вещи, как смешные реплики комментаторов, придумать и выставить на обсуждение какие-то нововведения в спорте, или добавить немного интерактивности и напечатать смешные истории из жизни читателей, связанных со спортом.  И много другое. Здесь – главное, фантазия и чувство юмора. Эти рубрики созданы непосредственно для развлечения читателей.  В конце газеты, как и полагается, – реклама.  В дальнейшем есть идея сделать авторскую колонку, где, например, можно писать о каких-либо наблюдениях или брать интервью у наших тамбовских спортсменов. Главной целью при создании газеты было создать издание, которые потенциально было бы интересно каждому: и любителям спорта (без внимания не должен остаться ни один из основных его видов), и простому читателю, который, например, едет в электричке. Также хочу отметить, что, несмотря специфику газеты: спортивно-развлекательная, даже самые легкие материалы тщательно проверялись, и предполагалось, что газета будет качественной.

В заключение хочу сказать, что хоть спортивная журналистика и является довольно узким направлением, но при желании ее можно развить. Сегодня вам был продемонстрирован пример того, как это можно сделать.

Список литературы:

  1. Свитич Л. Г. «Введение в специальность: Профессия: журналист».- 3-е изд.  М.: Аспект Пресс, 2010.
  2. Тертычный А.А. «Жанры периодической печати», Издательство: М.: Аспект Пресс, 2000.