Сведения об образовательной организации

ИНФОРМАЦИОННО-РАЗВЛЕКАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КАК ОСНОВНОЙ ЖАНР СТУДЕНЧЕСКИХ ТЕЛЕВИЗИОННЫХ ПРОГРАММ

ИНФОРМАЦИОННО-РАЗВЛЕКАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КАК ОСНОВНОЙ ЖАНР СТУДЕНЧЕСКИХ ТЕЛЕВИЗИОННЫХ ПРОГРАММ

Ю. А. Савельева
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина
shtor.ki@mail.ru

Сегодня жизнь людей можно сравнить с бурной рекой, которая постоянно находится в движении, поэтому телевидению и печатным средствам массовой информации становится нелегко удерживать переменчивые интересы и своевременно отражать зародившиеся настроения. Заинтересовать, зацепить, удержать – вот цель современных СМИ.

В литературе, как отечественной, так и зарубежной, часто встречается перечень определений функций СМИ, которые нередко являются противоположными. Эти различия определяются степенью развернутости характеристик самих функций СМИ (более развернутые подфункции выделяются в самостоятельные). В учебном пособии для факультетов журналистики «Система средств массовой информации России» под редакцией декана факультета журналистики МГУ проф. Я.Н. Засурского, выделяются следующие функции СМИ:

- информационная (доведение до сведения аудитории информации о фактах и событиях, имеющих место в жизни общества). Это, как правило, оперативная информация репортажного, новостного характера;

- аналитическая (осмысление, комментирование фактов, событий, тенденций развития тех или иных общественных процессов, организация общественного диалога);

- развлекательная (способствующая отдыху, снятию напряжения, получению удовлетворения) [«Система средств массовой информации России»под ред. Я.Н. Засурского.; 46.]

У каждого телевизионного, печатного жанра есть своя специфика, свои особенности в построении и реализации содержания. Нужно отметить, что существующая на сегодняшний день классификация по видам вещания — общественно-политическое, учебное, информационное, художественное, развлекательное, спортивно[Особенности организации производства телевизионных информационных программ//Российское предпринимательство; 43-48.],? не являетсяистинным отражением требований, предъявляемым к тематическим характеристикам телепрограмм.Например, к «вещанию художественному», котороедолжно отвечать требованиям искусства, эстетического вкуса, принято относить именно «художественные фильмы», но на данный момент, это отнюдь не всегда соответствует действительности. При этом программа или фильм документальный, к примеру, о каком-либо виде спорта может полностью соответствовать понятию «художественный». Это происходит во всех сферах журналистской деятельности: радио, телевидение, печатные и электронные СМИ и т.д. Теоретический вывод по этому поводу был сделан еще В.В.Ученовой: «Осознавая и творчески осваивая процесс развития жанров, важно не терять из виду, что за внешне наглядными метаморфозами жанров происходит многомерное сочетание, пересечение и взаимодействие методов журналистского познания, репортерского поиска, приемов исследования, и именно в этих, спрятанных в глубине строки, взаимодействиях обнаруживаются многие “секреты” эволюции традиционных жанровых форм». [В.В. Ученова.Методы журналистского творчества;89]

Само понятие «информационно – развлекательный» уже говорит о том, что этот жанр является гибридом двух других жанров – информационного и развлекательного. О причинах зарождения данного жанраговорится в  книге Маршалла Маклюэна «Понимание Медиа: внешние расширения человека», опубликованной в 1964 году. Уже тогда Маклюэн писал: в условиях новой информационной среды люди гораздо меньше интересуются социальными явлениями и проблемами, воспринимая их как незначительные элементы глобальной мозаики, им интереснее развлечения, а не пища для ума, отсюда появление информационно-развлекательных жанров – это закономерность.[Маршалл М. «Понимание Медиа: внешние расширения человека».Глава №6]

Информационно-развлекательные жанры зародились в 80-е годы в США. Начавшееся в те годы падение рейтингов информационных программ, вынудило журналистов изменять формат телевизионных новостей. Изменения коснулись, во-первых, принципа отбора информации – снизилась доля «официоза», возросло число сообщений на социальные и культурные темы. Во-вторых, изменились способы подачи информации: в репортажах на первый план стали «вытаскиваться» детали, интересные всем зрителям. Среди новостей выделилась отдельная группа – информационно-развлекательные программы. Пионером в этом направлении принято считать еженедельную программу «60 минут» (CBS), где ведущие стали активно включать в репортажи свое отношение к событиям, более того, журналисты начали появляться в кадре наравне с героями репортажей, чтобы было совершенно нетипично для американского телевидения.

Основные изменения на телевидении в России произошли после 1991 года. Они затронули не только тематический, но и жанровый состав телепередач. Возникли проекты, связанные с импровизационным, игровым началом: викторины, ток-шоу, игры, реалити-шоу, утренние информационно-развлекательные программы.

Важной составляющей современного вещания становится феномен инфотеймента. Он работает по формуле информация плюс развлечения, т.е. преподнесение основной информации, идет в форме развлечения.Сегодняшний телезритель желает развлечения - зрелищного и жизненно близкого. С другой стороны, российский зритель становится все более разборчивым и требовательным. Программы низкого качества уже не завоёвывают его внимания. Поэтому, например, на телеканале НТВ появились циклы, укрепляющие его престиж: «Профессия - репортер», «Служба спасения», «Квартирный вопрос», «Дачный ответ», «Частная собственность». Все они выполнены уже не в чисто развлекательном жанре, а в информационно-развлекательном. Ведь не только развлечения являются востребованными в медиа: информация по сей день, как и много сотен лет назад, является одной из необходимых потребностей современного общества.

Информационно-развлекательная программа. Первая составная часть понятия подразумевает наличие в программе информации разного рода, будь то обычные новости или справочные материалы из определенных сфер профессионально деятельности. Что является составляющим второй части понятия - развлечением? Развлекательная программа на телевидении может сочетать в себе признаки азарта, юмора, игры.Она рассчитана на эмоциональную реакцию аудитории, связанную с получением удовольствия, наслаждения, эмоционального комфорта и релаксации.

Данные общероссийского социологического опроса, который провела компания «Видео Интернешнл» на сайте «Техническая и гуманитарная литература» в главе «Жанры», говорят нам о том, что, исходя из предпочтений телезрителей из передач, топовые места принадлежат телепередачам развлекательного характера.С учетом того, что было опрошено 1342 человека с репрезентацией по полу и возрасту.[А.Н.Назайкин «Медиапланирование на 100 %» //Жанр]

Информационно-развлекательная группа жанров не похожа ни на что на телевидении ни формой, ни целью, ни предметным содержанием, но представляет собой симбиоз ранее существовавших жанров.Аудитория любит и хочет играть, тогда почему бы не предоставить ей такую  возможность на страницах газет, журналов или с экранов телевизоров? 

Литература

1. «Система средств массовой информации России»/ Под ред. Я.Н. Засурского. М., 1995. Режим доступа http://evartist.narod.ru/text/61.htm

2.Парсаданова Т.Н. Особенности организации производства телевизионных информационных программ // Российское предпринимательство. — 2003. — № 5 (41). — c. 43-48. Режим доступа http://www.creativeconomy.ru/articles/8717/

3.В.В. Ученова. Метод и жанр: диалектика взаимодействия.//Методы журналистского творчества. М., 1982. С. 89.

4.Маршалл Маклюэн «Понимание Медиа: внешние расширения человека». Глава№6 «Гибридная энергия»

5. А.Н.Назайкин «Медиапланирование на 100 %» //Жанр/ /Данные общероссийского социологического опроса населения, проведенного компанией «Видео интернешнл». Объект исследования городское население России в возрасте от 14 лет. Объем квотной выработки: 1342 человека с репрезентацией по полу и возрасту. Режим доступа http://lib.rus.ec/b/169788/read