Сведения об образовательной организации

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У БУДУЩИХ УПРАВЛЕНЦЕВ-РУКОВОДИТЕЛЕЙ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У БУДУЩИХ УПРАВЛЕНЦЕВ-РУКОВОДИТЕЛЕЙ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ 

Меркулов П.А.
Орловский государственный университет
merkulov_p@mail.ru 

Компетентностный подход стал ведущим среди других подходов, применяемых в процессе подготовки будущих профессионалов в вузах страны. Это обосновано многими факторами, среди которых особое место занимает потребность всех отраслей экономики страны в квалифицированных, конкурентоспособных специалистах, обладающих сформированными профессиональными компетенциями.

Компетенция – понятие, описывающее для определенной деятельности способность, готовность, знание, поведение. Анализ многочисленных научных статей, выполненных по проблеме овладения компетенциями студентами, свидетельствует о том, что ученые-педагоги выделяют профессиональные, общекультурные, методические, социальные и другие компетенции.

Компетенция интерпретируется как потенциал ситуативно-адекватной возможности деятельности в весьма широко рассматриваемых полях. Многие отечественные ученые рассматривают компетенцию как образовательный успех относительно конкретного обучающегося, его способностей и пригодностей к собственно ответственному действию в широком контексте профессиональных, культурных, экономических и социальных отношений (В.И. Байденко,  И.Г. Галямина, И.А. Зимняя, Б.К. Коломиец, Б.С. Кузьмина и др.). Компетентность – актуальное, формируемое личностное качество, основывающаяся на знаниях, интеллектуально- и личностно-обусловленная социально-профессиональная характеристика человека ( И.А. Зимняя).

Во многих научных публикациях выделены ключевые компетенции, которыми должны овладеть молодые люди, стремящиеся получить качественное образование: политические и социальные компетенции для развития демократических институтов; компетенции для жизни в поликультурной среде; мастерство устной и письменной коммуникации; компетенции доступа к информации; способность учиться на протяжении всей жизни. Если вести речь о тех, кто, получив высшее образование, будет осуществлять управление людьми, то стоит отметить, что управленческая компетентность специалиста предполагает высокий уровень владения информационными технологиями управления.

Вместе с тем, усложнение экономических связей, возникновение новых технологий производства, предприятий, отраслей, расширение и углубление кооперации и специализации вызвали рост объемов информации, циркулирующей в народном хозяйстве, необходимость переработки которой привела к возрастающим психофизическим перегрузкам управленческого персонала и к необходимости овладения информационными технологиями. Сложные и многоальтернативные проблемные ситуации требуют от руководителя-управленца выбора правильного решения, быстроты действий. В настоящее время руководители на всех уровнях активно используют информационные технологии управления, основанные на применении компьютерных систем. Используются экспертные и анализирующие системы, устройства и программы для организации распределенного и удаленного доступа к данным в компьютерных сетях.

Безусловно, руководителю нужны знания и умения по грамотному использованию информационных технологий в управлении. Отметим, что системное применение компьютеров интенсивно расширяется, а симбиоз вычислительных машин и человека в системах управления становится неизбежным и свидетельствует об эффективности управления. Применение компьютеров для различных целей, а именно для обработки данных, принятия решений, проведения мониторинга различных процессов является неотъемлемой составляющей деятельности управленца.

Действительно, персональные компьютеры и компьютерные системы являются эффективными средствами для анализа и принятия сложных управленческих решений. Конечно, современному руководителю необходимо владеть информационными технологиями управления, он должен иметь навыки работы на персональном компьютере, быть знаком с сетевыми компьютерными системами, фактически, он должен уметь жить и работать в информационном обществе. Следовательно, он должен научиться взаимодействовать с коллегами через локальные и глобальные сетевые структуры, электронную почту и Web-серверы. Нужны знания по организации и использованию прикладных программ, информационных потоков, выполнению информационных технологических операций на автоматизированном рабочем месте руководителя.

Будущему руководителю необходимы навыки по использованию информационных технологий для достижения оптимального управления, а также взаимодействию со смежными уровнями иерархии системы управления. Требуются умения работать в различных классах информационных систем управления (базы данных, экспертные системы, системы принятия решений, гипертекстовые системы, локальные и глобальные сети). Если он управляет высокоинформированным персоналом, то он выступает как главный эксперт, что достаточно сложно, и что требует дополнительных знаний в области информационных технологий.

Таким образом, необходимо уделять особое внимание формированию информационной компетенции в подготовке будущих управленцев, обучающихся в вузе. Это заложено в требованиях Федерального государственного стандарта высшего профессионального образования, этого требуют современные условия жизнедеятельности человека.

Разделы