Сведения об образовательной организации

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Болдырихина В.Н.
Социально-педагогический институт Мичуринского государственного аграрного университета
valenbol@mail.ru

Становление и развития личности ребёнка происходит в условиях реализации образовательной программы дошкольного образования. К кадровым условиям этой программы предъявляет большие требования Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). В частности, в третьем разделе ФГОС ДО «Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования» сказано, что «педагогические работники, реализующие программу дошкольного образования, должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условия развития детей» дошкольного возраста, что предполагает, в частности, «поддержку индивидуальности и инициативы детей через … недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.)» [Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mdou166.ru/wp-content/uploads/2014/07/%D0%A4%D0%93%D0%9E%D0%A1.docx].

Для осуществления исследовательской и проектной деятельности педагог должен обладать соответствующими компетенциями, которые в своей совокупности формируют исследовательскую и проектную компетентность педагога.

Почему важна эта компетентность? Как велико значение, которое придаётся организации этих видов деятельности – проектной и исследовательской? Если в качестве примера проследить упоминания об этом во ФГОС ДО, то можно отметить, что об исследовательской и проектной деятельности говориться во всех разделах этого документа.

Так, важность этих видов деятельности подчёркивается уже в первом разделе «Общие положения», где говорится о принципах, на которых основывается Стандарт, и о формах, в которых он реализуется.

Во втором разделе «Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и её объему» разъясняется, в каких видах деятельности реализуются образовательные области.

В третьем разделе «Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования» говорится, что необходимо развивать мышление, ориентируясь на зону ближайшего развития. Это предполагает в том числе и использование исследовательской и проектной деятельности. Кроме того, здесь же рекомендуется создавать образовательные проекты совместно с семьёй для вовлечения её в образовательную деятельность ДОУ.

В четвёртом разделе «Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования» в «Целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования» подчеркивается важность владения детьми познавательно-исследовательской деятельностью.

С позиций преемственности обучения дошкольного и начального образования, эти два метода – исследовательский и проектный – на наш взгляд, играют ведущую роль по сравнению с игровым методом в дошкольном образовании (причём это ни в коей мере не умаляет его достоинство и основную роль в дошкольном образовании как ведущего метода в этом возрастном периоде) и выступают связующей нитью между этими двумя ступенями обучения, поскольку во ФГОС НОО также придаётся важное значение проектному и исследовательскому методам.

Необходимо отметить, что проектная деятельность не идёт в разрез с игровой, не мешает ей, а наоборот вызывает интерес и побуждает к игре. Да и сам проект может быть реализован в игровой форме или иметь в своём составе элементы игры. Таким образом, проект и игра расширяют педагогические возможности друг друга. Разумеется, реализуются они на материале, доступном детям этого возраста.

Рассмотрим требования, предъявляемые к исследовательской и проектной компетентности педагога. Важная роль исследовательского и проектного метода в дошкольном образовании обусловливает высокие требования к профессиональному владению этими методами, которые включают знание дидактических целей использования этих методов. Эти цели вытекают из обучающих, воспитывающих и развивающих возможностей этих методов; а также из сходства и отличия этих методов, знание которых также необходимо педагогу.

Педагог должен знать:

  • отличие таких понятий, как «исследование», «проект», «исследовательский проект», ориентироваться в этапах этих методов;
  • виды исследований, виды проектов,
  • содержание, формы, методы и средства реализации исследовательской и проектной деятельности с дошкольниками.

Помимо теоретических знаний о проектной и исследовательской деятельности педагог должен:

  • уметь организовывать детские индивидуальные и групповые проекты, совместные проекты – дети и родители, родители и педагоги, дети, родители и педагоги
  • уметь разрабатывать педагогические проекты
  • уметь провести педагогическое исследование, оформить его в виде, например, научной статьи
  • иметь опыт научных публикаций и участия в научно-практической конференции
  • уметь провести диагностические процедуры, чтобы отследить успехи детей, разумеется не в сравнении друг с другом, а в сравнении каждого с самим собой предыдущим.

Исследовательская и проектная компетентность – это очень обширная область профессиональных требований и здесь много проблемных вопросов, причём один из наиболее важных, с нашей точки зрения, это вопрос об отличии проекта и исследования.

Безусловно, это разные виды деятельности, и вопрос об их отличии в последнее время всё чаще стал подниматься в методической литературе. Но что касается дошкольного образования, то здесь эти виды деятельности сближаются.

Так, знакомство с исследованием в дошкольном возрасте, как правило, начинается через исследовательский проект. Поэтому, применительно к дошкольному периоду, часто можно слышать понятие «проектно-исследовательская деятельность». Причём в методической литературе по-разному разводят эти понятия.

На наш взгляд, самое главное отличие – это разница в дидактических целях, даже шире – в педагогических целях.

Проект нацелен на развитие практических и деловых навыков, умение работать в коллективе, договариваться, выходить из конфликтов, отвечать за свою часть в общей работе. Причём у проекта гораздо больше возможностей для социализации личности.

А вот в ходе исследования в основном развивается мышление, воспитывается пытливый исследовательский взгляд на окружающий мир, закладывается исследовательское поведение, умение моделировать события, строить прогнозы, выдвигать гипотезы и планировать путь их проверки, задавать вопросы и давать на них ответы. Конечно, не всё это доступно в дошкольном возрасте, но формирование некоторых элементы исследовательского развития и поведения вполне возможно.

Если проследить самое общее отличие по задаваемым вопросам, то проект будет отвечать на вопросы «что?», «каким образом?», а исследование – «почему?», «как?», «зачем?». Конечно, в серьёзных научных методических исследованиях мы тоже можем задать вопрос «каким образом?», но мы сейчас имеем в виду детские исследования.

Каковы пути формирования исследовательской и проектной компетентности?

Конечно, они разные – и в условиях ДОУ – с уже работающими педагогами, и в условиях вуза – при подготовке будущих педагогов. Причем пути формирования в ДОУ можно использовать в вузе, в основном во внеаудиторной работе, а вузовские пути формирования компетентности можно использовать в условиях ДОУ в основном в форме тренингов. Например, в условиях ДОУ такие пути формирования как обмен опытом, консультации и педсовет реализуются через методическую работу в ДОУ.

А в условиях вуза, на наш взгляд, наиболее эффективно компетентность формируется при выполнении дипломных и курсовых работ на соответствующие темы. А также, например, при участии в работе научного студенческого кружка и при выполнении самостоятельной работы в этом направлении. На аудиторных же занятиях в основном доступна отработка отдельных этапов исследования или проектов – например, умение видеть проблему, выдвигать гипотезу, коллективно искать решение проблемы с помощью мозгового штурма, делать презентации и т.д.

Таким образом,в развитии личности ребёнка, в решении проблемы преемственности дошкольного и начального образования ФГОС ДО придаёт большое значение исследовательской и проектной деятельности, для организации которой педагог должен обладать исследовательской и проектной компетентностью, включающей многие показатели теоретического и практического плана и формирующейся как в условиях ДОУ, так и при подготовке будущих педагогов в условиях вуза.

Разделы