Сведения об образовательной организации

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

Ермолич С.Я.
Белорусский государственный педагогический университет им. М.Танка
svetaermolich@mail.ru

Современные преобразования в обществе обусловили предъявление общественно-государственного заказа к профессиональной подготовке специалистов социальной сферы и выдвинули новые ориентиры в развитии социально-педагогического образования. Этому способствовало и развитие системы социального обслуживания населения и формирование системы высшего образования по направлению «социальная работа».

Отметим, что становление института специалистов социальной сферы продиктовано признанием обществом идей гуманного отношения человека к человеку, закреплением человеческого достоинства и прав граждан на достойные условия жизни в качестве государственной гарантии и становлением социальной политики в Республике Беларусь.

В контексте осуществляемых социальных преобразований социально-педагогическое сообщество взяло на себя значимую общественно признанную миссию, выражающуюся в систематической деятельности по социальной защите и  поддержке нуждающихся, разрешении широкого круга социальных проблем: алкоголизма, наркомании, гэмблинга, делинквентного поведения, бродяжничества, жестокого обращения с детьми, домашнего насилия и др.

Осознание степени влияния социальной среды на процесс формирования личности, особенно в периоды трансформации общественных отношений, перехода от государственного патернализма к формированию стратегий индивидуальной социальной активности граждан, нуждающихся в социальной поддержке общества, конкуренции человеческих ресурсов способствовало выдвижению качественно новых подходов к профессиональной деятельности специалистов социальной сферы.

Введение в 90-е годы прошлого столетия новых профессий «социальный педагог», «специалист по социальной работе», «социальный работник», растущая потребность в социальных службах обусловили одновременное развитие теории, практики социально-педагогической работы и подготовки специалистов для данной сферы.

В условиях отсутствия специально подготовленных высококвалифицированных специалистов в конце XX века основополагающей проблемой явилось теоретико-методологическое сопровождение профессиональной деятельности специалистов социальной сферы. Ценностно-этические стандарты новой помогающей профессии определили использование арсенала социальных технологий и педагогических методик на принципиально гуманных основаниях социального равенства и социальной справедливости, доступности и конфиденциальности оказания социальных услуг.

С конца XX века в Республике Беларусь накоплен значительный опыт осуществления социальной работы в условиях функционирования государственных учреждений, общественных объединений и проектной деятельности. Разработанные и внедренные технологии социальной работы с различными категориями граждан нуждаются в систематизации и представлении мировому социально-педагогическому сообществу отечественных инновационных моделей социально-педагогической деятельности.

Развитие социальной компоненты в научном знании привели к расширению социального знания с одной стороны, с другой стороны, введение новых образовательных стандартов высшей школы, оптимизация профессионального образования, предполагающая сокращение временного интервала получения образования выявили необходимость научного осмысления профессиональной подготовки специалистов социальной сферы. Определение перспектив развития социально-педагогического образования является важным условием обеспечения социальной стабильности общества путем удовлетворения социальных нужд и запросов граждан.

Социально-экономические приоритеты потребителей образовательных  услуг, социальные ожидания населения от профессиональной деятельности специалистов социальной сферы, интегративные процессы науки, образования и социальной политики, смена образовательной парадигмы определили необходимость рассмотрения компетентностного подхода как базового в подготовке специалистов социальной сферы в системе высшего профессионального образования на данном этапе его развития.

В работах В.И. Байденко, А.А. Вербицкого, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, И.А. Зимней, Н.А. Селезнёва, Ю.Г. Татур, П.И. Третьякова, В.Д. Шадрикова, П.М. Эрдиева, И.С. Якиманской рассмотрены теоретико-методологические основания компетентностного подхода. Основаниями компетентностного подхода является следующие положения:

- модернизация содержания образования в соответствии с современными требованиями и сохранением лучших традиций;

- разгрузка содержания образования и обеспечение психического и физического здоровья учащихся;

- соответствие образовательного стандарта возрастным особенностям развития учащихся, их особенностям и возможностям на каждой ступени образования;

- личностная ориентация образования, востребованность его результатов в жизни, обеспечение вариативности и свободы выбора в образовании;

- деятельностный характер образования, ориентация стандарта на формирование обобщенных способов учебной, воспитательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности;

- усиление социально-гуманитарной направленности образования, способствующей утверждению ценностей гражданского общества, становлению и социализации личности ученика в условиях современного мира;

- ориентация на обеспечение «компетентностного» подхода к содержанию образования, на формирование готовности использовать усвоенные знания, умения, навыки и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач;

- развивающий потенциал стандарта;

- воспитывающий потенциал стандарта, его направленность на формирование духовно-нравственной сферы личности, позитивных общественно-значимых установок и ориентиров;

- целостность содержания образования и его преемственность на разных ступенях. [Педагогическое образование в Республике Беларусь: аналитические материалы / под общ. ред. И.И. Цыркуна. Минск, 2007]

Необходимо отметить и доминирование интегрированных, междисциплинарных связей в содержательно-технологической реализации компетентностного подхода.

И.А. Зимняя выделила три этапа становления образования, основанного на компетенциях:

1. 1960-1970 гг. – введение в научный тезаурус категории «компетенция», созданием предпосылок разграничения понятий  «компетенция» и «компетентность».

2. 1970-1990 гг. – использование компетентностного подхода в теории и практике обучения языку, менеджменте, психологии общения, введение понятий «социальные компетенции/компетентность», выделение Дж. Равеном 37 видов компетентностей, рассмотрение «компетентности» как интегративного свойства личности (Н.В. Кузьмина), изучение коммуникативной компетентности (Л.А. Петровская).

3. С 1990 г. - принятие компетентностного подхода в качестве общеевропейского формата, результата образования, приобретение нормативно-правового статуса [Лобанов А.П., Дроздова Н.В. Профессиональная компетентность и мобильность специалистов. Минск, 2010].

В работах педагогов, психологов, социологов, выполненных в разные годы, были разработаны теоретико-методологические аспекты компетентностного подхода, имеющие важное значение для внедрения данного подхода в образовательное пространство.

Становление и развитие новой профессии требует определения компетентности её специалистов. Проведенный анализ результатов научных исследований по проблеме социально-педагогической компетентности специалистов социальной сферы констатировал отсутствие систематизированных исследований по данной тематике, конструктивно преобразующих профессиональную подготовку.

Формирование совокупности ключевых компетенций становится основополагающей целью профессионального образования и приоритетной миссией учреждения высшего образования. Становление и развитие профессиональных компетенций невозможно без опоры на компетенции, полученные в ходе получения общего среднего образования.

Научная дискуссия в содержательном наполнении социально-педагогической компоненты в профессиональных компетенциях специалистов социальной сферы обусловлена отсутствием общепризнанной концепции и многоуровневой системы социально-педагогического образования, интеграционными российско-белорусскими процессами в области подготовки специалистов социальной сферы, необходимостью модернизации отечественной системы высшего профессионального образования с учетом мирового опыта в рамках перспективных направлений Болонского процесса.

Профессиональная социально-педагогическая компетентность специалиста социальной сферы относится к целостной характеристики специалиста, выступает в качестве цели и результата профессиональной подготовки, критерия готовности к выполнению профессиональных задач.

Компетентностный подход, являясь базовым в проектировании образовательных систем в Европейских странах, Российской Федерации и Республике Беларусь, отвечает запросам социально-педагогического образования, так как декларирует идею комплексной подготовки и всестороннего развития личности в процессе получения образования, апеллирует современной парадигмой междисциплинарных наук и образования. В данной связи использование компетентностного подхода рассматривается как концептуальная основа модернизации образования, образовательно-культурный императив, конструирующий содержание профессионального социально-педагогического образования с учетом контроля его качества.

Разделы