Сведения об образовательной организации

ПРОФЕССИОНАЛЬНО – ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВУЗЕ В УСЛОВИЯХ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ

ПРОФЕССИОНАЛЬНО – ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВУЗЕ В УСЛОВИЯХ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ

Булысова Т.В.
Орловский юридический институт МВД России им. В.В. Лукьянова
tbulysova@mail.ru

Динамичность общественного развития предопределяет появление гибких образовательных технологий для подготовки специалистов, бакалавров, магистров в высшей школе. Поскольку компетентностный подход в образовании является одним из ведущих, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), то такие технологии должны обеспечивать на практике формирование профессиональных компетенций у выпускников вузов. Современное образование призвано сформировать у будущих профессионалов способность к проектированию своей дальнейшей профессиональной деятельности и ответственность за собственные действия и решения.

В концепции современного вузовского образования, ориентированного на результат, цели обучения формулируются как проекция профессиональных требований, предъявляемых работодателями, т.е. перед вузом встает задача формирования у выпускников компетенций, соответствующих мобильности рынка труда. Работодатели высказывают пожелания, чтобы вузы готовили специалистов, умеющих видеть возникающие в реальной действительности проблемы и искать пути их рационального разрешения. Это имеет прямое отношение и к ведомственным вузам, к выпускникам которых заказчики предъявляют требования к формированию способностей обучающихся к адаптации к изменениям, грамотной работе с информацией, самостоятельно, критически и творчески мыслить.

Фактически, востребованным результатом образования становится компетентность. Отметим, что компетентность не должна пониматься преподавателями вузов как определенная сумма знаний, усвоенных обучающимися. Она должна пониматься ими как способность выпускника вуза действовать в различных проблемных ситуациях, применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в профессиональной области.

Компетентностный подход вносит изменения как в роль обучающегося в вузе, так и в роль преподавателя вуза. В современных условиях подготовки специалистов в вузе может быть реализован с большей эффективностью субъект-субъектный подход. Это опосредовано тем, что обучающийся становится главной фигурой образовательного процесса в вузе, а его образовательные потребности и интересы являются основой для формирования профессионально-образовательных программ. У обучающегося в вузе должны быть сформированы такие учебные компетенции, как способность самостоятельно изучить ту или иную проблему, способность перейти от выполнения заданий преподавателя к постановке собственных целей в обучении и самообразовании.

Преподавателю вуза необходимо сформировать у обучающихся способность к гипертекстовому, а не линейному изучению материала, что становится в настоящее время необходимым будущим специалистам, ориентированным на профессиональный рост. Успешное профессионально-личностное развитие обучающихся в вузах зависит от того, насколько преподаватель готов осуществлять на практике личностно-ориентированный подход в обучении. В результате такого подхода обучающимся могут быть предложены различные варианты содержания образования с возможностью индивидуальных темпов продвижения в его усвоении.

Отметим, что индивидуально-ориентированный подход в образовании базируется на модульной организация процесса обучения. Вместе с тем, при таком подходе, учитывая важность формирования общекультурных компетенций обучающихся в вузах, необходимо особое значение уделять организации самостоятельной работы обучающихся. Одним из ведущих принципов учебной стратегии становится самоуправляемое обучение с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Эти технологии охватывают широкий круг вопросов современного образования в вузах страны, они обеспечивают совершенство организации образовательных учреждений и управления ими. Для обучающихся в высшей школе - это незаменимая возможность «идти в ногу со временем», получать информацию в режиме он-лайн.

Скорость получения, обработки информации, обмен мнениями, проектная деятельность – все это имеет первостепенное значение при организации процесса обучения будущих профессионалов в вузе.

Среди приоритетных целей профессионального образования – формирование у обучающихся в вузах информационной культуры. Информационную культуру мы понимаем как совокупность правил поведения в информационном обществе, коммуникационной среде, человеко-машинных системах, вписывающихся в мировую гуманистическую культуру человечества. Высокий уровень владения информационной культурой можно сформировать у обучающихся в вузах путем применения на практике новшеств в области информатизации образования. Это требует создания всевозможных программных продуктов, баз данных и т.д.

Всякое инновационное развитие, в том числе вуза – это не только основной инновационный процесс, но и развитие системы факторов и условий, необходимых для его осуществления, т. е. инновационного потенциала. Вместе с тем, очень большую роль в инновационном потенциале вуза играет педагогический состав, призванный обеспечить профессионально-личностное развитие будущих профессионалов, владеющих сформированными общекультурными, общепрофессиональными и профессиональными компетенциями.

Таким образом, в условиях реализации компетентностного подхода в вузе, в свете современных требований ФГОС ВПО к подготовке специалистов, повышается персональная ответственность обучающегося за собственный вклад в проектирование траектории образования и за свое профессиональное развитие.

Разделы