Сведения об образовательной организации

КОМПЕТЕНТНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БАКАЛАВ-РОВ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КОМПЕТЕНТНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БАКАЛАВРОВ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Гребенникова И.В. 
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина
grebennikovair@ mail.ru

В соответствии с Федеральным государственным стандартом высшего профессионального образования бакалавр по направлению подготовки «Педагогическое образование»профиль «Начальное образование»должен обладать рядом общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций в области педагогической, культурно-просветительской и научно-исследовательской деятельности.

В педагогической деятельности - это готовность реализовывать образовательные программы по предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов; способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики; решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности; использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого предмета; осуществлять педагогическое сопровождение социализации и профессионального самоопределения обучающихся; готовность к взаимодействию с участниками образовательного процесса; способность организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, развивать их творческие способности.

В проектной деятельности: способность проектировать образовательные программы, индивидуальные образовательные маршруты обучающихся,  траектории своего профессионального роста и личностного развития.

В исследовательской деятельности: готовность использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования; способность руководить учебно-исследовательской деятельностью обучающихся.

В культурно-просветительской деятельности:способность выявлять и формировать культурные потребности различных социальных групп; разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы.

В педагогической литературе компетенция рассматривается как стандартизированные требования к человеку, необходимые для выполнения определенной работы, это совокупность взаимосвязанных качеств личности, которые необходимы для качественного и продуктивного действия в определенной области. Компетенции связаны с опытом и деятельностью субъекта, вне ситуации и деятельности они не проявляются.

Владение определенной компетенцией с включением личностного отношения к деятельностирассматривается как компетентность. Способность специалиста решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальной профессиональной деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей понимается как профессиональная компетентность.

Использование компетентностной модели в образовании предполагает принципиальные изменения в организации учебного процесса, в деятельности преподавателей и студентов, в оценивании образовательных результатов по сравнению с учебным процессом, основанным на традиционной «знаниевой» парадигме.

Анализ литературных источников и практики обучения показывает, что компетентность как интегративное свойство личности не может эффективно формироваться в традиционных репродуктивных формах обучения на основе «готовых» знаний, умений и навыков. Как личностное качество она развивается только на основе самостоятельно приобретенного опыта решения разнообразных задач и ситуаций, имитирующих будущую профессиональную педагогическую деятельность. А это требует построения учебного процесса на основе компетентностно ориентированной деятельности, которая способствует вовлечению студентов в поиск и управление знаниями, приобретению опыта самостоятельного решения разнообразных задач. 

Компетентностно-ориентированная деятельность студентовнаправлена на комплексное освоение знаний и способов практической деятельности, обеспечивающих успешность в профессиональной сфере. Ее цель - не увеличивать объем информированности бакалавров в различных предметных областях, а научить их самостоятельно решать проблемы в незнакомых ситуациях. Приобретаемое при этом знание характеризуется не столько количеством известных фактов, сколько умением применять их в профессиональной  области. Поэтому современный образовательный процесс должен заключаться не просто в передаче бакалаврам предметных знаний, которые имеют отдаленную перспективу их использования, а в демонстрации применения этого знания для решения актуальных профессиональных проблем, а также создания условий для самостоятельного решения ими таких проблем в процессе обучения.

Компетентностно ориентированная деятельность в педагогической области имеет для обучающихся познавательную, профессиональную, общекультурную или социальную значимость. Ее сущность заключается в присвоении нового обобщенного знания (метода, способа решения, приема), с возможным переносом в другие аналогичные ситуации, в формировании личностных качеств бакалавра, необходимых высокопрофессиональному конкурентоспособному специалисту.

Компетентностно ориентированная деятельность в педагогической области должна быть организована преподавателями через систему заданий, которые формулируются как проблема или проблемная ситуация, которую необходимо разрешить средствами определенной учебной дисциплины, или с помощью знаний, приобретенных на практике. Необходимо чтобы способ выполнения задания состоял либо из комбинации известных способов, либо был неизвестен; информация в задании может быть либо избыточной, либо недостающей или противоречивой. Студент должен отобрать необходимые ему для решения задачи данные, или в случае недостаточности осуществить поиск дополнительной информации. Задания могут быть представлены в форме текста, видео, таблицы, схемы.

К компетентностно ориентированным заданиям относятся задания не на воспроизведение определенной теоретической или практической информации, а на решение педагогических задач и ситуаций, составление конспектов уроков и внеклассных мероприятий, проведение деловых игр и тому подобное. Эти задания используются также для диагностики компетенций. 

Мы согласны с исследователями, которые выделяют следующие качественные уровни освоения студентами компетенций: воспроизведение, применение, творчество. Самый  первый уровень – это воспроизведение. На этом уровне студент запоминает и пробует воспроизвести и осмыслить учебный материал, решает типичные педагогические задачи. Второй уровень – применение. Он предполагает умение применять изученный материал в стандартных ситуациях, умение самостоятельно обосновывать несложные теоретические и практические утверждения на основании изученных; умение решать задачи с практическим содержанием при помощи изученных методов. Третий уровень – творческий, он проявляется в решении задач повышенной сложности, выполнении научной работы, участии в олимпиадах и  конференциях.

Компетентностно ориентированную деятельность студентов стимулируют компетентностно ориентированные технологии: коллективная мыслительная деятельность, проектные технологии, кейс-метод, технологии учебного исследования, личностно ориентированное обучение, диалоговое обучение активные коммуникативные и игровые технологии.

Таким образом, реализация компетентностного подхода в обучении бакалавров начального образования требует построения учебного процесса на основе компетентностно ориентированной деятельности, которая способствует вовлечению студентов в поиск и управление знаниями, приобретению опыта самостоятельного решения разнообразных задач.  

Разделы