Сведения об образовательной организации

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ОВД И КОМПЕТЕНЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ОВД И КОМПЕТЕНЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА

Бурцева Е.В.
Владивостокский филиал Дальневосточного юридического института
evbur@list.ru

В ходе реформы МВД были внесены значительные изменения в структуру профессионального образования сотрудников ОВД. Образовательные учреждения МВД, также как и все, перешли на новые стандарты обучения. Однако, как показывает практика, качественных изменений в профессиональной деятельности полиции пока не происходит. Дело в том, что современная ситуация требует качественно иной подготовки сотрудника ОВД. Современностью востребован полицейский нового типа, способный быстро ориентироваться в нестабильной, меняющейся ситуации с одной стороны, и имеющий четкие жизненные и профессиональные ориентиры, с другой. Только директивными методами, изданием правильных законов, приказов и других нормативно-правовых актов, невозможно сформировать личность сотрудника, развить его способности к самоуправлению и саморазвитию. В данной статье говориться о необходимости развития личностного самоуправления в процессе профессионального образования как способности управлять собой и своей деятельностью в любых условиях.

Формирование профессиональной компетентности - динамический процесс, обусловленный развитием самоуправления, которое, в свою очередь, обеспечивается взаимодействием трех  компонентов – аксиологического, когнитивного и рефлексивного [Бурцева Е.В. Педагогические условия формирования профессиональной компетентности сотрудников органов внутренних дел средствами развития самоуправления: дисс…канд. пед. н., Комсомольск-на-Амуре, 2002].

Разберем участие базовых компонентов личностного самоуправления в формировании компетенций, указанных в федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки (специальности) 031001 правоохранительная деятельность (квалификация (степень) "специалист".

В соответствии с данным документом, выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

ОК-1 - способность действовать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, руководствуясь принципами законности и патриотизма.

В самом начале своего развития человек учится соответствовать тем требованиям, которые предъявляет ему его окружение в виде норм и предписаний, обязательных к исполнению. Приобретенная в результате этого научения способность "действовать в соответствии" и "руководствуясь" сопровождает всю сознательную жизнь человека, начиная с детства, когда слово является регулятором поведения: ребенок понимает, что "можно", а что "нельзя". Далее данная способность развивается как осознанная саморегуляция поведения, когда нормы интериоризированы и поведение регулируется в соответствии с ними. Тогда человек обладает рефлексией, благодаря которой может оценить степень этого соответствия. Высший уровень осознанной саморегуляции поведения, личностное самоуправление, предполагает наличие аксиологического компонента, то есть смыслового наполнения саморегуляции. Человек не только действует в соответствии с предписанными нормами и осознает степень соответствия своего поведения данным нормам, но и соотносит с ними собственные смыслы, уверует в них, находит их ценность и значимость для себя лично, для своей страны и для человечества в целом, как бы пафосно это ни звучало.

ОК-2 - способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы, вопросы ценностно-мотивационной ориентации; значение гуманистических ценностей, свободы и демократии.

Слова "понимать и анализировать" сразу указывают на когнитивный компонент, а словосочетание "ценностно-мотивационная ориентация" углубляет это понимание до мотивационной сути поступков, обусловленных высшими ценностями гуманизма, свободы и демократии. Без аксиологической наполненности эти понятия останутся только словами. Выпускник должен владеть субъектным анализом, то есть выстраивать собственное понимание и рассуждения на основе первоисточников, а не довольствоваться сомнительного качества "мнением" из Интернета, взятым зачастую без ссылок на источники. 

ОК-3 - способность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социально-культурные различия.

Хочется остановиться на значении слова "толерантность". В данном контексте, очевидно, это терпимость к инакомыслящим и инакоделающим. При всей терпимости сотруднику ОВД необходимо ограничивать "инакие" действия рамками закона, то есть отличать "особенности национального характера" от криминальных наклонностей. Только человек, обладающий развитым личностным самоуправлением, способен удержать себя, с одной стороны, в рамках законности, с другой - терпимости к "инаким" проявлениям. Действительно, кража невесты - это культурная традиция или уголовная статья за похищение человека?

ОК-4 - способность ориентироваться в политических, социальных и экономических процессах, использовать знания и методы гуманитарных, экономических и социальных наук при решении социальных и профессиональных задач.

Для того, чтобы уметь использовать знания и методы различных наук в своей профессиональной деятельности, ориентироваться в разных процессах, необходимо владеть общим алгоритмом, применимым в любой деятельности. Таким алгоритмом и является алгоритм личностного самоуправления. Помимо прохождения его этапов (анализ, прогноз, целеполагание, принятие решения, планирование, определение критериев оценки, самоконтроль и коррекция), предполагается личное отношение к процессам, в которых идет ориентация. Данное личностное отношение выстраивается на основе субъектного анализа проблем, то есть человек становится способным свои профессиональные задачи сопрягать с личными мотивациями и общечеловеческими ценностями, отражающимися в социальных, политических и экономических процессах.

ОК-5 - способность понимать социальную значимость своей будущей профессии, цель и смысл государственной службы, выполнять гражданский и служебный долг, профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета.

Как уже было сказано, аксиологический компонент личностного самоуправления играет ведущую роль в целеобразовании. Человек как автор своей деятельности не просто исполняет предписанное уставом, кодексами, нормами и инструкциями, но осмысленно выстраивает свое взаимодействие с миром, людьми как носитель определенной профессиональной роли, действительно предписанной, но пропущенной через свои личностные смыслы, соотнесенные с государственными задачами.

ОК-6 - способность проявлять непримиримость к коррупционному поведению, высокий уровень правосознания и правовой культуры.

Коррупционная среда может оказывать на человека, в том числе на сотрудника ОВД, значительное негативное воздействия, втягивая и обволакивая своими нормами и правилами коррупционного поведения. Способность проявлять непримиримость в нашем понимании это способность выстраивать свою авторскую линию поведения, управляя собой в соответствии с нормами закона и высшими культурными нормами, не позволяя нормам среды манипулировать собой в угоду ситуативной адаптации.

ОК-7 - способность к толерантному поведению, к социальному и профессиональному взаимодействию с учетом этнокультурных и конфессиональных различий, к работе в коллективе, кооперации с коллегами, к предупреждению и конструктивному разрешению конфликтных ситуаций в процессе профессиональной деятельности.

Грамотное управление конфликтом тесно сопряжено с грамотным самоуправлением, особенно на этапе эскалации конфликта. Собственно, человек, обладающий развитым личностным самоуправлением, либо не допускает конфликта, либо в конфликт входит сознательно с определенными целями по его разрешению, а не эмоционально и спонтанно, позволяя кому-то втягивать себя в конфликт.

ОК-8 - способность проявлять психологическую устойчивость в сложных и экстремальных условиях, применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции для оптимизации собственной деятельности и психологического состояния.

Поскольку речь идет о саморегуляции своих эмоциональных состояний в условиях экстремальности деятельности, можно назвать это самоуправлением, направленным вовнутрь. Большую роль здесь играет рефлексия как осознание своих состояний, их причин, возможностей их регулирования.

ОК-9 - способность к логическому мышлению, анализу, систематизации, обобщению, критическому осмыслению информации, постановке исследовательских задач и выбору путей их решения.

Данная компетенция непосредственно обозначает цепочку самоуправления, направленного наружу, а конкретно,  на исследовательскую деятельность. Самостоятельная научная и иная исследовательская деятельность выстраивается по обычному алгоритму управления деятельностью, самоуправления, который обучаемые должны усвоить осознанно, а затем перевести на уровень навыка, чтобы освободить энергию для новых творческих нестандартных решений, проявляя авторскую субъектную позицию. Данная позиция конкретно обозначена в следующей компетенции.

ОК-10 - способность креативно мыслить и творчески решать профессиональные задачи, проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, принимать оптимальные организационно-управленческие решения в повседневной деятельности и нестандартных ситуациях, нести за них ответственность.

Эта компетенция целиком, по нашему мнению, организуется на основе и в результате развитого личностного самоуправления. Способность проявлять инициативу и принимать самостоятельные решения в условиях жесткой авторитарной системы, коей является система МВД, может подавляться, в этом случае сотруднику необходимо уметь противостоять данному негативному воздействию.

ОК-11 - способность анализировать свои возможности, самосовершенствоваться, адаптироваться к меняющимся условиям профессиональной деятельности и изменяющимся социокультурным условиям, приобретать новые знания и умения, повышать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, развивать социальные и профессиональные компетенции, изменять вид и характер своей профессиональной деятельности.

Компетентности, соответствующей данной компетенции, можно дать название рефлексивно-развивающая. Эта компетентность базируется на рефлексивном компоненте личностного самоуправления. Действительно, человек переходит на уровень осознанной компетентности, анализируя свои возможности, имеющиеся знания и умения, намечает себе ориентиры, не просто приспосабливаясь к среде (проявляя ситуативную адаптацию), но выстраивая траекторию своего развития, проявляя авторство в своем жизненном планировании.

ОК-12 - способность к осуществлению педагогической деятельности в сферах публичной и частной жизни.

Эта компетенция отражает организующуюся у обучаемого потребность и возможность грамотной передачи опыта и знаний. Многое здесь зависит от правильной мотивации такой передачи. Человек может быть мотивирован на создание условий личностного роста для других людей (например, своих детей), либо на подавление и манипулирование сознанием. Человек,  направленный на развитие, управляющий собой, будет поддерживать эту направленность в других.

ОК-13 - способность организовывать свою жизнь в соответствии с социально-значимыми представлениями о здоровом образе жизни и.т.д.

Безусловно, человек, управляющий собой, должен уметь управлять своим телом, руководить физической активностью, по возможности контролировать здоровье. Для человека с развитым личностным  самоуправлением это естественно, так как его организм сам требует определенных оптимальных режимов физического функционирования и отвергает вредоносные включения (табак, алкоголь и.т.п.).

ОК-14 - способность осуществлять письменную и устную коммуникацию на русском языке…ОК-15 - способность к деловому общению, профессиональной коммуникации на одном из иностранных языков.

Из описания «языковых» компетенций можно выделить слово «коммуникация», поскольку оно предполагает здесь процесс приема и передачи информации с помощью речи в организованном взаимодействии с другими. Человек с развитым личностным самоуправлением может грамотно выстраивать это взаимодействие, руководя в нем собой и самим процессом, планируя результаты коммуникации, достигая целей общения, анализируя и контролируя эффективность коммуникации и внося при необходимости коррективы.

ОК-16 - способность работать с различными источниками информации, информационными ресурсами и технологиями, применять основные методы, способы и средства получения, хранения, поиска, систематизации, обработки и передачи информации.

В современном мире центральное значение приобретает способность ориентироваться в информации, которая в огромном количестве окружает человека, предоставляя как преимущества, так и подавляя своим разнообразием и разнокачественностью. Одно из основных умений, которое должен вынести выпускник - это умение работать с информацией, привлекать полученные и найденные знания к решению профессиональных задач. Чтобы не "потеряться" в этом бурном потоке данных и сведений, каждые из которых претендуют на истинность, необходимо выработать субъектную позицию поиска и анализа информации. Уточнение источников, сопоставление с уже имеющимися данными, анализ полученных результатов, а также планомерность, целенаправленность поиска, способность проконтролировать сам процесс и скорректировать при необходимости методы и способы поиска - вот перечень действий по работе с информацией, совпадающий с алгоритмом личностного самоуправления. Естественно, речь идет о владении современными информационными технологиями, иначе скорость действий по работе с информацией будет недостаточна для современной ситуации. Но здесь хочется акцентировать внимание на способность выпускника также противостоять различным информационным влияниям, в том числе и проводимым с помощью современных технологий. Мы бы добавили в эту компетенцию, или бы даже выделили в отдельную компетенцию "способность противостоять информационному влиянию", учитывая возможность интенсивного информационно-психологического воздействия на личный состав в условиях политической и в тем более боевой обстановки. Эта компетенция также будет относиться к компетенциям личностного самоуправления.

На базе общекультурных компетенций выстраиваются профессиональные компетенции. В данном федеральном стандарте их указано тридцать семь. Мы не будем в рамках данного исследования их обсуждать с точки зрения развитого личностного самоуправления, чтобы избежать повторяющихся аргументов.

В качестве вывода можно сказать, что развитое личностное самоуправление является основой профессиональной компетентности сотрудников органов внутренних дел, что косвенным образом отражено в образовательных стандартах. Но как феномен личностное самоуправление и его развитие нуждается в специальном исследовании. 

Разделы