Сведения об образовательной организации

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД ПРИ РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ СТУДЕН-ТАМИ

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД ПРИ РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ  СТУДЕНТАМИ

Липатова В.М.
Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого
klepa2016@yandex.ru

Теоретический анализ, обобщение практики работы с одаренными студентами, а также анализ «Рабочей концепции одаренности» позволили выявить пять основных подходов при работе с одаренными студентами: системный, компетентностный, ценностный, личностно-ориентированный и рефлексивный [Рабочая концепция одаренности /под ред. Д.Б. Богоявленской, В.Д. Шадрикова, Ю.Д. Бабаевой, А.В. Брушлинского. М., 2003.].

На наш взгляд, одним из наиболее целесообразных и перспективных подходов с научной точки зрения является подход, согласно которому одарённость рассматривается как высокий уровень компетентности, понимаемой как способность субъекта эффективно действовать в тех или иных условиях.

Использование компетентностного подхода при развитии одарённости студента возможно и целесообразно ещё и потому, что сами понятия «одарённость» и «компетентность» оказываются во многих отношениях идентичными: и то и другое рассматривается как целостное личностное образование, в которое органично встраиваются способности (компоненты компетентности по Дж. Равену), свойства, знания и умения. Наиболее распространённые трёхмерные модели одарённости и компетентности, такие как трехкольцевая модель (модель-триада) одарённости Дж.Рензулли и трехфакторная модель компетентности Дж.Джонсона практически совпадают; мотивация в данном случае является основополагающим компонентом и структуры одарённости, и компетентности. Мотивация так или иначе представлена во всех современных теориях одаренности (мультифакторная модель одаренности Ф.Монкса, трехкольцевая модель Дж.Рензулли, мюнхенская концепция одаренности К.Хеллера и др.) и креативности (трехкомпонентная модель Т.Амабиле, инвестиционная теория Р.Стернберга и Т.Любарта).

Вместе с тем изменились и критерии оценки одаренности. Если раньше одарённость была синонимом высокого интеллекта, и ее устанавливали с помощью тестов интеллекта, ориентируясь на показатели от 135 и выше, то на современном этапе одаренность стала рассматриваться как высокий или выдающийся уровень компетентности в выбранной человеком области. Сужение этого уровня поможет определить его как просто высокий или же выдающийся, от этого будет зависеть и тот процент студентов, которых можно будет отнести к одаренным. По свидетельству Дж. Рензулли, разные авторы относят к ним от 1–3% до 20% населения, в среднем сходясь на цифре в 5%.

Дж. Равен в своей работе «Компетентность в современном обществе» дает развёрнутое толкование понятию компетентности как явлению, состоящему из большого числа компонентов, многие из которых относительно независимы друг от друга; некоторые компоненты относятся скорее к когнитивной сфере, а другие – к эмоциональной, эти компоненты могут заменять друг друга в качестве составляющих эффективного поведения». Автор определяет виды компетентности в качестве мотивированных способностей [Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация. М., 2002].

Мы согласны с мнением И.А. Зимней в том, что компетенция проявляется в действиях, деятельности, поведении, поступках человека и рассматривается как целостное личностное качество, основывающееся на определённом уровне развития его интеллектуальных и, прежде всего, мыслительных способностей, на целеполагании и соотнесении цели как образа результата с её реализацией; на совокупности необходимых для реализации профессиональной деятельности личностных качеств, таких как целеустремленность, организованность, ответственность [Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата современного образования // Интернет-журнал "Эйдос".2006. 5 мая] + [Липатова В.М. Специфика детской одаренности // Вестник магистратуры. 2014. № 3-1 (30). С. 86-88.].

Компетенции, соответствующие той или иной деятельности, педагогика и психология подразделяют на ключевые, базовые и специальные.

Структуру ключевых компетенций, применительно к одарённости, составляют личностные качества, присущие человеку, занимающемуся той или иной деятельностью, определяющие её содержательность, уровень, духовно-смысловую значимость. Базовые компетенции связаны с родом деятельности, например, с искусством, предполагающим эстетическое отношение к действительности, стремление выразить свое восхищение красотой предметного мира, сотворить новую реальность художественными средствами, преобразовать мир по законам красоты или, по крайней мере, его улучшить; наличие художественного мышления, воображения, чувства формы, вкуса, высокой культуры. Специальные компетенции связаны с конкретным видом деятельности и составляют арсенал необходимых знаний, умений, навыков, практического опыта, свидетельствующих о высоком профессионализме субъекта.

По мнению отечественных педагогов, личность составляет структуру ключевых компетенций в одарённости любого профиля, поскольку она первична, стоит «впереди» специалиста, например, художника, так как для того, чтобы что-то серьезное создать в любой сфере деятельности, надо «кем то быть» – быть личностью, обладающей своим видением и пониманием мира, моральными принципами, высокими целями, обусловленными смыслами и ценностями, вбирающими в себя не только личностные смыслы, но также национально-этнические, гражданские и общечеловеческие [Романов В.А. Профессиональное образование в вузе: научный взгляд // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). 2014. № 2-1 (41). С. 57-61.].

Собственно личностные качества представляют собой сложную структуру, в которой надо выделить Я-концепцию личности с мотивационным рядом, обусловленным её ведущими потребностями – стремлением к познанию, самореализации, преобразованию окружающего мира, успешности. Творческая личность нередко мотивирована чувством долга, к которому побуждает её полученный дар, и чем он выше, значительнее, тем острей это чувство и чувство ответственности за свой талант или гений.

Величину личности во многом определяют масштаб её цели, заданный личностными ценностями и смыслами, отвечающий им масштаб мышления и чувствования, воля и наличие жизненной энергии – необходимый ресурс творческой деятельности, жизненный опыт. Бердяев Н.А. в своих работах писал, что ядро личности заключено в отношении к себе, что и является условием рождения личности (высокая самооценка, стремление во всём ей соответствовать, непоколебимая вера в себя, самоуважение, осознание своей силы и воли, способности пройти трудный путь для достижения цели, мотивация успеха); с нравственной точки зрения, которая обнаруживает себя в чутком и бережном отношении к природе как к живому существу – к родителям, любви к ближнему, гражданственности, патриотизме, гуманизме, устремлённости к духовности, жизни по законам красоты – высшего качественного состояния бытия»; в чувстве юмора по отношению к себе и окружающим. А по мнению  Р.Флорида, ядро заключено в величине и своеобразии духовного слоя, творческом потенциале, познавательной активности и исследовательском поведении, чувстве времени, в осознании стремлений «креативного класса» современного общества [Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. М., 2005].

В структуре личности содержится ряд «инструментальных» свойств и качеств, таких как коммуникативность, трудолюбие, оперативность в принятии решений, большая работоспособность, дисциплинированность, способность к самоорганизации, вера в себя, способность к саморегуляции, те качества, которые свойственны одаренному ребенку, который развивается по гармоничному типу.

Базовые компетенции включают в себя способности и качества, присущие человеку-творцу в конкретном виде деятельности, например, композитору. В структуру его базового блока входят способности, связанные с восприятием действительности в виде звуков, проникающих в суть объектов и явлений, с позицией «автора» и «слушателя»: сенсорная и эмоциональная чувствительность, потребность в расширении чувственного, эмоционального и когнитивного опыта, цепкая память, эстетическое чувство, переживание и представление, музыкальное воображение, эмпатия, рефлексия, способность преобразовывать жизненные впечатления в музыкальные образы, в материал искусства.

Третий структурный блок образуют компетенции, интегрирующие профессиональные способности, качества, знания, умения и опыт, отличающие специалиста, способного претворить в совершенную форму свой замысел.

Выше описанные структурные компоненты, составляющие одарённость, могут быть выражены в модели, предложенной А.А. Никитиным. Основанием этой модели является личность; стороны треугольника соответствуют двум другим граням одарённости – «творца» и «профессиональной компетентности», владению своей специальностью [Никитин А.А. Художественная одаренность. Хабаровск, 2008]. Данная модель одарённости свидетельствует о стремлении личности к творческой зрелости - к мастерству.

Личность является основой одарённости. Отечественные психологи всегда подчёркивали её первостепенную роль в структуре одарённости. По мнению С.Л. Рубинштейна, одарённость нельзя отождествлять с качествами одной определенной функции, например с мышлением, она есть синтетическое, комплексное свойство личности [Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 1999]. Одарённость характеризует личность в соотношении с более конкретными условиями деятельности, которые сложились в результате исторического процесса, создавшего определённые формы разделения труда. А.А.Мелик-Пашаев в своих работах пишет о том, что основой одарённости является целостно-личностная характеристика, выражающая отношение человека к действительности, доминирующей в его сознании сфере действительности как пространству желанной и успешной деятельности. Отношение человека к действительности, в свою очередь, определяется тем, с чем он подходит к ней, через какую систему ценностей, духовно-нравственную призму она преломляется в его сознании [Мелик-Пашаев А.А., Адаскина А.А., Кудина Г.Н., Новлянская З.Н., Чубук Н.Ф. Художественная одаренность детей, ее выявление и развитие. Дубна, 2006].

На этом этапе развития одарённости, преподавателю необходимо будет обратиться к другим подходам, таким как ценностный и личностно-ориентированный. Мы предлагаем уделять особое внимание одаренным студентам; содействовать реализации одаренности за счет использования различных подходов не только в изучении и понимании специфики их личности, но и в непосредственной работе с ними, где компетентностный подход следует вычленять в качестве одного из ведущих.

Разделы