ФГОС ВПО В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВОЕННОГО ВУЗА
Мещеряков Д.В.
Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина
mechericov@mail.ru
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС ВПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ подготовки специалистов по направлениям подготовки в образовательных учреждениях высшего профессионального образования.
Актуальность ФГОС ВПО в системе военного образования обусловлена рядом факторов:
- высокие темпы интеллектуализации и автоматизации военной техники, обусловившие новые требования к уровню профессиональной подготовки курсантов военных вузов;
необходимость формирования комплекса личностных качеств курсанта – личности и субъекта деятельности, вызванная масштабностью процессов гуманизации и демократизации общества;
- необходимость формирования компетенций у будущих офицеров для решения профессиональных задач или проблемных ситуаций, алгоритмы решения которых не отработаны;
- малый бюджет учебного времени на военно-профессиональные дисциплины, обеспечивающие практическую направленность будущей профессиональной деятельности курсантов.
ФГОС ВПО направлены на подготовку компетентных офицеров, способных и готовых к самостоятельной профессиональной деятельности по должностному предназначению непосредственно после завершения обучения в военных вузах.
В тоже время реализация ФГОС ВПО в образовательном процессе военного вуза выявила такие проблемы как:
- необходимость уточнения сущности и содержания компетентностного подхода, его базовых понятий как методологической составляющей процесса реализации ФГОС ВПО в военном вузе;
- недостаточная разработанность организационно-управленческого механизма, методических указаний работы с ФГОС ВПО;
- инертность преподавателей, командиров и курсантов к новым требованиям стандартов на основе компетентностного подхода;
- низкий уровень профессиональной компетентности профессорско-преподавательского состава военного вуза для эффективной деятельности в реализации ФГОС ВПО.
Расширение содержания учебных программ, интеграция дисциплин, перераспределение учебных часов в малой степени обеспечит решение вышеназванных проблем.
В тоже время реализация ФГОС ВПО в образовательном процессе военного вуза обеспечивает практическую направленность в подготовке будущих офицеров, сохраняя фундаментальность высшей военной школы, что способствует:
- переносу акцента на конечные результаты образовательного процесса – сформированные компетенции;
- диагностике эффективности формирования компетенций курсантов на всех этапах образовательного процесса военного вуза;
- включению в образовательные программы военных вузов перспективы, ориентирующие выпускников на эффективную профессиональную деятельность.
Реализация ФГОС ВПО в образовательном процессе военного вуза создаст условия для эффективного формирования всех групп компетенций, в условиях повышающихся требований к выпускникам.
Одна из ведущих задач образовательного процесса военного вуза –формирование у будущих офицеров личностно-профессиональных качеств в ходе освоения профессиональных образовательных программ.
Компетенции, как ключевые понятия ФГОС ВПО, призваны описать личностно-профессиональные качества будущих офицеров, необходимые им в дальнейшей военно-профессиональной деятельности.
Компетенции выпускников военных вузов определяются ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) и его основным дополнением – квалификационными требованиями к военно-профессиональной подготовке курсантов.
Однако, специфика образовательного процесса военного вуза (несоответствие федеральных законов в области образования и законов в области обороны и безопасности страны; совмещение военных и гражданских специальностей в одной образовательной программе; необходимость получения объема знаний, позволяющих решать выпускнику военно-профессиональные задачи без опыта исполнения служебных обязанностей и др.) обусловливает необходимость уточнения групп и состава компетенций курсантов.
Так, ФГОС ВПО 210602 Специальные радиотехнические системы, специализация – Средства и комплексы радиоэлектронной борьбы предписывают формирование общекультурных, профессиональных и профессионально-специализированных компетенции (ОК, ПК, ПСК). В частности, общекультурная компетенция «знание основных экономических категорий и закономерностей, методов анализа экономических явлений и процессов, умение анализировать экономические показатели деятельности» представлена достаточно широко и мало привязана к военно-профессиональной деятельности выпускника военного вуза.
В выпускных квалификационных требованиях к военно-профессиональной подготовке выпускников военного вуза по специализации – Средства и комплексы радиоэлектронной борьбы, вышеназванная общекультурная компетенция рассматривается как «понимание офицером причинно-следственной связи между общеэкономическими и военно-экономическими аспектами хозяйственной деятельности части», что тоже в недостаточной степени конкретизировано.
Анализируя отзывы на выпускников, отчеты государственных аттестационных комиссий и учитывая аспекты военно-профессиональной деятельности будущего офицера, рассматриваемая выше компетенция уточнялась нами как «умение организовывать хозяйственно-экономическую работу в подразделении, руководить войсковым хозяйством, иметь современное экономическое мышление» и определялась в группу командных (управленческих) компетенций.
Аналогично, общекультурная компетенция в вышеназванном ФГОС ВПО «способен к социальному взаимодействию с обществом, коллективом, партнерами, разрешению конфликтов, работе в многонациональном и многоконфессиональном коллективе» и квалификационных требованиях «способность уважительного отношения к традициям, толерантность, социальному и культурному различию личного состава, навык работы с верующими военнослужащими» уточнялась нами как «владение культурой социального общения, знание воинских и культурных традиций, умение сплачивать личный состав, укреплять взаимоотношения между многонациональными и многоконфессиональными группами, способность к разрешению конфликтов» и была определена в группу социально-личностных компетенций.
Таким образом, нами были предложены четыре группы компетенций, необходимых выпускнику военного вуза для успешной военно-профессиональной деятельности: социально-личностные (СЛК); командные (управленческие) К(У)К; профессионально-специализированные (ПСК) и военно-специальные компетенции (ВСК).
Названия групп компетенций продолжительное время могут составлять инвариантную часть, а вариативная часть – их содержание, которое модернизируется, обеспечивая прозрачность и адаптивность к динамике запросов Вооруженных Сил России и современного демократического общества.
Таким образом, в структуре ФГОС ВПО как комплексной нормы качества образования, требуется проведение следующих мероприятий:
- в требованиях к основным образовательным программам представлять совокупность всех существенных норм качества высшей военной школы, позволяющих достигать не только вузовские, но и общефедеральные цели профессионального образования;
- при разработке основных образовательных программ, их целей, содержания, необходимо учитывать специфику образовательного процесса военного вуза, характер дальнейшей профессиональной деятельности выпускников, состав компетенций, определяющий способность и готовность будущих офицеров к решению различного рода профессиональных задач;
- в квалификационных требованиях к военно-профессиональной подготовке будущих офицеров, отражать взаимосвязь норм качества военно-профессиональной деятельности выпускников с нормами качества результатов высшего образования.