Сведения об образовательной организации

ФОРМИРОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНОЙ ОБУЧАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА»

ФОРМИРОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНОЙ ОБУЧАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА»

Скрипкина М.А.
Академия ФСО России
skrimari@mail.ru

Первоочередной целью информатизации высшего профессионального образования является повышение уровня подготовки будущих специалистов за счет совершенствования технологий обучения, применяемых в высшей школе, и широкого внедрения в учебный процесс информационных и телекоммуникационных средств. Создание в вузе условий, направленных на формирование специальной информационно-компьютерной обучающей среды, способствующей установлению информационного взаимодействия между обучающимися и преподавателями на основе использования современных профессионально-ориентированных информационных технологий обучения.

Опираясь на теорию дидактического единства содержательной и процессуальной сторон обучения, выступающую в качестве методологической основы целостного педагогического процесса, П.И. Образцовым был предложен новый вид обеспечения учебного процесса – информационно-технологическое обеспечение (ИТОУП). Под ИТОУП предлагается понимать дидактическую систему, представляющую собой целостное единство функционально и структурно связанных между собой информационного и технологического компонентов, подчиненных единым целям всестороннего обеспечения учебного процесса [Образцов  П.И. Проектирование и конструирование профессионально-ориентированной технологии обучения. Орел, 2003].Первый компонент (информационный) реализуется в учебном процессе в рамках дидактического комплекса информационного обеспечения (ДКИО) учебной дисциплины, а второй (технологический) через спроектированную и осуществляемую преподавателем технологию обучения.

Основной задачей дидактического комплекса информационного обеспечения дисциплины «Инженерная графика» является повышение эффективности обучения инженерной графике за счет формирования специальной информационно-компьютерной обучающей среды.

Дидактический комплекс информационного обеспечения дисциплины «Инженерная графика» представляет собой систему, в которую, с целью создания условий для педагогически активного информационного взаимодействия между преподавателем и обучающимися, интегрируются прикладные программные педагогические продукты (ППП), базы данных и знаний в данной предметной области, а также совокупность дидактических средств и методических материалов, всесторонне обеспечивающих и поддерживающих технологию обучения [Образцов  П.И. Дидактический комплекс информационного обеспечения учебной дисциплины в системе дистанционного обучения // Открытое образование. 2001. № 5].

Исходя из анализа целей графической подготовки специалистов, содержания дисциплины, организации учебного процесса, методики преподавания, в структуру ДКИО учебной дисциплины «Инженерная графика» целесообразно включить три дидактических функциональных блока: организационно-методический, информационно-обучающий, идентификационно-контролирующий  [Скрипкина М.А. Педагогические условия формирования графической компетенции курсантов военного вуза: автореф. дис. … к.п.н. Тула, 2011]. Структурные компоненты ДКИО дисциплины «Инженерная графика» представлены на рисунке 1.

Организационно-методический блокпредставляет собой совокупность нормативных документов, определяющих назначение и место дисциплины «Инженерная графика» (ИГ) в системе подготовки специалиста, научное содержание и организационно-структурное построение дисциплины. Данный программный педагогический продукт позволяет в рамках ДКИО реализовать информационную, ориентирующую, систематизирующую и стимулирующую функции обучения. Организационно-методический блок состоит из трех компонентов: «Целевая установка», «Учебно-методические материалы учебного процесса дисциплины «Инженерная графика»», «Межпредметные связи».

Информационно-обучающий блок представляет собой основной носитель научного содержания учебной дисциплины и предназначен для информационного обеспечения процесса достижения дидактических целей по предмету (что необходимо знать, уметь и с чем быть ознакомленным). Он является одним из важных элементов дидактического комплекса информационного обеспечения, так как представляет собой типовой комплект средств информационной поддержки дисциплины «Инженерная графика». Структура информационно-обучающего блока представлена в ДКИО двумя компонентами: «Автоматизированная обучающая система по дисциплине «Инженерная графика» (АОС ИГ)», «Нормоконтроль выпускных квалификационных работ (ВКР)». Основными дидактическими функциями, которые реализуются с помощью данного блока, являются: информационная, мотивационная, обучающая, развивающая, систематизирующая, стимулирующая, трансформационная, координирующая и самообразовательная.

Идентификационно-контролирующий блокпредназначен для определения уровня знаний обучающихся (тестируемых) по курсу, разделу, теме и его оценивания с учетом установленных квалификационных требований. Для обеспечения контрольно-оценочных функций в ДКИО учебной дисциплины «Инженерная графика» предусмотрено наличие компонента «Автоматизированная система контроля успеваемости и качества подготовки». Идентификационно-контролирующий блок позволяет реализовать следующие дидактические функции, основными из которых являются контрольно-оценочная, стимулирующая, обучающая, информационная, развивающая, систематизирующая.

   

Рис. 1. Структурные компоненты ДКИО дисциплины «Инженерная графика»

 

Таким образом, дидактические цели блоков обеспечивают вхождение в ДКИО дисциплины «Инженерная графика» шести компонентов (рис. 2):

  

Рис. 2. Содержание дидактического комплекса информационного обеспечения дисциплины «Инженерная графика»

 

Каждый компонент ДКИО является не просто носителем соответствующей информации, но и выполняет специфические функции, определенные замыслом педагога. Таким образом, предлагается рассматривать ДКИО учебной дисциплины «Инженерная графика» как целостную дидактическую систему, представляющую собой постоянно развивающуюся базу знаний в данной предметной области [Образцов П.И. Дидактический комплекс информационного обеспечения учебной дисциплины в системе дистанционного обучения //Открытое образование. 2001. № 5].

Компонент «Целевая установка»содержит нормативные документы, определяющие дидактические цели дисциплины по всем специализациям, задачи курса «Инженерная графика», требованиях к результатам освоения дисциплины.

Компонент «Учебно-методические материалы учебного процесса по ИГ»включает в себя следующие модули:

1)        материалы организации учебного процесса по дисциплине «Инженерная графика», содержащие организационно-структурное построение учебной дисциплины «Инженерная графика»; документы, планирующие учебный процесс; содержание разделов и тем учебной программы; формы отчетности и контроля; порядок организации взаимодействия с преподавателем;

2)        материалы обеспечения учебного процесса по дисциплине «Инженерная графика», содержащие методические разработки преподавателю по организации и проведению занятий по ИГ; методические указания обучающемуся по изучению дисциплины на занятиях и самоподготовке; обзор литературы.

Компонент «Межпредметные связи»определяет место учебного предмета ИГ в системе подготовки специалиста; ее связи с другими дисциплинами, входящими в учебную программу.

Компонент «Автоматизированная обучающая система по дисциплине «Инженерная графика» (АОС ИГ)» включает теоретический и справочный материал; практические задания, обеспечивающие формирование знаний, умений и навыков по всей дисциплине, разделу, теме и состоит из модулей: компьютеризированный учебник; компьютеризированные учебно-методические пособия; информационно-справочную систему; электронный практикум; систему автоматизированного проектирования.

Наиболее значимым модулем является компьютеризированный учебник (КУ) представляет собой основной носитель научного содержания учебной дисциплины. Структурно КУ представлен в виде дидактически взаимосвязанных и дополняющих друг друга частей: текстовой и компьютерной, которые в комплексе обеспечивают единство активного самостоятельного процесса по овладению обучающимися знаниями в соответствии с целями обучения дисциплины «Инженерная графика».

Компьютеризированные учебно-методические пособия представляют собой структурированное содержание учебного материала по темам курса ИГ, по которым программой предусмотрены практические занятия, и предназначены для базовой подготовки обучающихся к занятиям.

Информационно-справочная система (ИСС) содержит справочную информационную базу по дисциплине ИГ и представляет собой электронную гипертекстовую структуру (глоссарий).

Электронный практикум предназначен для выработки умений и навыков выполнения практических заданий по темам ИГ, а также развития связанных с ними способностейличности.Представляет собой основной носитель целей и содержания практических заданий по темам (модуля) учебной дисциплины.

Система автоматизированного проектирования представляет собой составляющую автоматизированной системы, реализующую педагогические коммуникации (педагог-компьютер, обучающийся-компьютер, педагог-компьютер-обучающийся, обучающийся-компьютер-педагог) и является программным компонентом ДКИО.

Компонент «Нормоконтроль выпускных квалификационных работ (ВКР)» представляет собойструктурированную информацию основных правил изложения и оформления дипломных проектов (ДП) и дипломных работ (ДР) в соответствии с государственными стандартами ЕСКД, ЕСПД, ССИБИД. Ввод в состав ДКИО ИГ данного компонента обусловлен отсутствием строгих нормативных требований по оформлению дипломных проектов, с одной стороны, и большое количество используемого текстового и графического материала - с другой, а также необходимость четкого, логического, грамотного, аргументированного изложения хода решения поставленной задачи.

Компонент «Автоматизированная система контроля успеваемости и качества подготовки» состоит из двух модулей: электронная контрольно-обучающая программа; автоматизированная система успеваемости обучающихся.

Наиболее важным модулем являетсяэлектронная контрольно-обучающая программа представляет собой программу, позволяющую обучающемуся самостоятельно осуществлять оценку усвоения им знаний, приобретенных при изучении дисциплины. Программа позволяет осуществлять работу пользователя в двух режимах – обучения и контроля. Применение компьютерных обучающих программ предусматривает этап создания компьютерных тестов для контроля и коррекции знаний с обучающихся, на котором происходит проектирование тестирующего комплекса электронного учебника, определение типов учебно-тренировочных графических задач и разработка схемы контроля теоретических знаний.

Автоматизированная система оценки и контроля знаний выполняет функции электронного журнала по дисциплине ИГ, где обучающиеся могут получить информацию об оценках за выполнение графических работ по темам курса, о результатах тестирования, написания рефератов, участия в олимпиадах, участия в исследовательской работе поименно.

Использование в учебном процессе дидактического комплекса информационного обеспечения дисциплины «Инженерная графика» способствует: формированию знаний, умений и навыков по дисциплине на требуемом уровне; развитию интеллектуальных качеств личности обучающихся и их индивидуальных способностей; организации интенсивной и последовательной учебно-познавательной деятельности; повышению мотивации к изучению дисциплины; развитию самостоятельности, творческой инициативы и активности обучающихся. Об этом свидетельствуют результаты опытно-экспериментального обучения с применением ДКИО, в частности, высокий уровень восприятия учебного материала наблюдался у 68 % обучающихся, понимания – у 45 %, запоминания – у 50 %, усвоения – у 45%, также появилось желание получать новые знания по дисциплине у 84 % и закреплять имеющиеся у 86 % обучающихся от общего количества.

Таким образом, ДКИО дисциплины «Инженерная графика», в совокупности, рассматривается как дидактическая система, позволяющая педагогу через информационную составляющую процесса обучения, представленную в педагогических программных продуктах, базах данных и учебных материалов, осуществлять целостную технологию обучения в данной предметной области.

Разделы