Сведения об образовательной организации

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Анохин Д.Г.
Белгородский государственный национальный исследовательский университет
ilirpe@rambler.ru

Миссией образования является формирование нравственного, образованного, трудолюбивого, физически и духовно развитого, способного к саморазвитию и творчеству, любящего свой край и свое Отечество гражданина. Одной из важнейших задач современного образования является приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям, формирование умения общаться и взаимодействовать с представителями соседних культур и в мировом пространстве. Тенденции развития современного общества в социальном, культурном, экономическом, политическом планах привели к формированию поликультурного социума и, как следствие, такого образовательного пространства, в котором проживают и обучаются учащиеся разной этнолингвистической, религиозной и социально-экономической принадлежности, что существенно актуализирует проблемы поликультурного и языкового образования личности.

В современном мире полноценное образование зависит от степени владения иностранным языком как средством общения. Между языками существует непрерывная взаимосвязь, в результате которой обеспечивается сопоставление и перенос иностранного языка на родной язык. В процессе изучения иностранного языка родной и чужой языки взаимодействуют, вступая в сложные ассоциативные связи, которые стимулируют общее развитие личности обучающегося. Преподавание иностранного языка способствует формированию у обучающихся умения общаться, сосуществовать с людьми разных этнических групп, формирует богатый опыт социально-культурного общения, который является прочной базой приобщения к глобальным ценностям цивилизации.

Переход к информационному обществу требует полноценного развития личности, в том числе ее коммуникативных способностей, облегчающих ее вхождение в мировое сообщество, позволяющих успешно функционировать в нем. Как отмечает Р.П. Мильруд, «сменились ценностные ориентации …. самая большая ценность - свободная, развитая и образованная личность, способная жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира» [Мильруд Р.П. Личностно-ориентированный подход - основная стратегия обновления школы // Иностранные языки в школе. 2002. № 2. с. 16].

Для реализации поликультурного образования необходимо осуществлять качественную подготовку будущего педагога – транслятора культурных ценностей, посредника взаимодействия «среда – личность» - «личность – среда», духовного наставника в вопросах взаимоотношений между культурами различных народов, организатора межкультурной коммуникации. Эффективность поликультурного образования определяется многими факторами и условиями, но при этом особую значимость приобретают профессионально-личностный уровень развития педагога, его культура и компетентность.

Подготовка будущих педагогов, студентов педагогических специальностей, к реализации поликультурного образования будет успешной, если у них будут сформированы следующие компетенции:

- готовность и способность воспринимать и учитывать этнические особенности и проблемы учащихся, родителей, педагогов и самого себя в образовательном процессе;

- готовность и способность субъекта строить систему своей деятельности и организовывать деятельность других людей с учетом этнокультурных особенностей и понимания последствий, связанных с возможной межэтнической напряженностью и конфликтностью.

Условиями подготовки педагогов-практиков к реализации поликультурного образования являются:

а) развитие у них чувствительности к особенностям этнической позиции и формирование навыка оценки самого себя и других людей по параметрам этнической позиции личности;

б) признание ими равноценности всех этнических культур и важности межкультурного взаимодействия в образовательном процессе;

в) осознание ими социального заказа на поликультурное образование детей и молодежи и применение модели развития этнической толерантности личности в образовательных практиках и проектах.

Для достижения целей и реализации наиболее эффективных условий поликультурного образования необходимо внедрение инновационных образовательных технологий, способствующих постижению студентами основ межкультурной коммуникации. Более того, введение федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), компетентностного подхода как одной из основ реализации образовательной практики также требует серьезных изменений в осуществлении учебного процесса в вузе, обновления банка педагогических технологий. Один из путей решения поставленной задачи мы видим в использовании информационных технологий в процессе изучения будущими педагогами иностранного языка. Так, современный преподаватель английского языка в педагогическом вузе, кроме знаний по предмету, обязательно должен обладать познаниями в области использования информационных технологий.

Применение информационных компьютерных технологий (ИКТ) при обучении английскому языку становится высокоэффективным творческим фактором использования разнообразных форм развития, воспитания и обучения молодежи. ИКТ, как современные способы организации учебной деятельности, позволяют не только в творческой форме продуктивно решать все задачи обучения, но и осуществлять коммуникативную познавательную деятельность.

Стремительное развитие техники привело к технологизации современного общества, которая влечёт за собой изменения в системе жизненных ценностей, норм. Следствием подобного преобразования явилось развитие сети Internet, которое послужило началом нового эволюционного процесса, называемого информатизацией. Информатизация общества – это совокупность взаимосвязанных политических, социально-экономических, научных факторов, которые обеспечивают свободный доступ каждому члену общества к любым источникам информации, кроме законодательно секретных. Информатизация общества необходима для улучшения качества жизни людей за счёт одновременного увеличения производительности и облегчения условий труда.

Приобщение будущих педагогов к такому образовательному пространству, как всемирная сеть Интернет, выводит культуру преподавания на качественно новый уровень, обеспечивает развитие и социальную адаптацию обучающихся в условиях глобализации мирового сообщества. Переход от традиционной методики преподавания иностранных языков к обучению с применением ИКТ и ресурсов Internet, являющемуся своего рода переходным этапом к системе открытого образования, сегодня неизбежен.

Из всех существующих средств обучения наиболее полно удовлетворяет дидактическим требованиям компьютер. Он максимально приближает процесс обучения английскому языку к реальным условиям и выполняет большое количество функций, выполняя роли преподавателя, эксперта, партнера по деятельности, инструмента деятельности обучающегося. Компьютер дает возможность автономно изучать иностранный язык. Для этого существуют тренировочные и обучающие компьютерные программы, при самостоятельной работе с которыми обучающийся может не только получить учебное задание, но и запросить дополнительную информацию, понять способ выполнения задания, получить анализ и оценку ответа. Нельзя не отметить ряд преимуществ использования персонального компьютера: неограниченное время работы и ее свободный режим, отсутствие воздействия субъективных факторов.

Современному преподавателю необходимо уметь использовать всевозможные компьютерные технологии на методическом уровне. Речь идет не только об умении пользоваться прикладными компьютерными программами, обучающими программами и инструментальными средствами, но и об умении выступать в роли организатора и координатора процесса использования информационных технологий в обучении иностранному языку.

Одной из возможностей использования мультимедийных технологий в образовательном процессе является подготовка и проведение комбинированных, интегрированных учебных занятий с использованием презентаций. Создание презентаций предполагает субьект-объектные отношения: преподаватель-создатель или обучающийся-создатель. Компьютерные презентации позволяют интенсифицировать усвоение учебного материала обучающимися и проводить занятия на качественно новом уровне, используя вместо аудиторной доски проецирование слайд-фильмов с экрана компьютера на большой настенный экран или персональный компьютер для каждого обучающегося.

Эффект воздействия учебного материала на обучающихся в виде презентаций часто зависит от степени и уровня иллюстративности материала. Визуальная насыщенность учебного материала делает его красочным, убедительным и способствует интенсификации процесса его усвоения. Компьютерные презентации позволяют акцентировать внимание обучающихся на значимых моментах информации и создавать наглядные образцы в виде иллюстраций, схем, диаграмм, графических композиций и т.п. Презентация позволяет воздействовать сразу на несколько видов памяти: зрительную, слуховую, эмоциональную.

Обладая такой возможностью, как интерактивность, компьютерные презентации позволяют эффективно адаптировать учебный материал под особенности обучающихся. Усиление интерактивности приводит к более интенсивному участию в процессе обучения самого обучающегося, что способствует повышению эффективности восприятия и запоминания учебного материала [Андреева О.А. Изучение иностранных языков с использованием компьютерных технологий // Материалы фестиваля педагогических идей «Открытый урок».www.festivfl.1 september.ru., 2006].

Использование презентаций в процессе обучения будущих педагогов английскому языку помогает постичь культуру народа изучаемого языка, его этнические особенности, путем изучения истории, традиций, национальных праздников и под. Так, например, при изучении подтемы «London» компьютерная презентация своей наглядностью помогает создать образ, отражающий не только исторические особенности города и его жителей, но и культурные нюансы англичан как представителей своего этноса. Презентация помогает составить более наглядный и глубокий сравнительный анализ культурных отличий и, с другой стороны, культурного единства народов (в данном случае английского и русского). Так, рассуждая о погодных условиях Лондона и Санкт-Петербурга, можно сделать вывод об их сходстве, что налагает отпечаток на образ жизни и поведение людей, населяющих эти города, принадлежащие разным культурам.

Не менее эффективным путем поликультурного образования будущих педагогов представляется нам использование метода проектов, который органично сочетается с применением ИКТ. Использование информационных технологий в сочетании с методом проектов позволяет обучающимся применять полученные знания и опыт в непосредственной практической деятельности. Групповые и коллективные проекты выступают также одной из форм организации исследовательской и познавательной деятельности, при которой успешно реализуется кооперативная коллективная деятельность, позволяющая повысить мотивацию изучения английского языка, как средства межкультурной коммуникации. Во многих современных подходах к обучению английскому языку подчеркивается важность использования компьютера в процессе учебных занятий, а проект и презентация - это возможность выразить свои собственные идеи в удобной для обучающихся форме.

Помимо презентаций необходимо применять и компьютерные коммуникации, которые дадут возможность вступить в диалог с реальным партнером – носителем изучаемого языка и таким образом помогут в обучении будущих педагогов речевой деятельности. Коммуникативная компетенция «теснейшим образом связана с лингвистической, а также с культуроведческой, в частности со страноведческой компетенцией. Следовательно, система обучения иностранного языка должна быть построена таким образом, чтобы обучающимся была предоставлена возможность знакомства с культурой страны изучаемого языка. Необходимо научить уважать проявления этой культуры, т.е. быть способным к межкультурному взаимодействию» [Полат Е.С. Интернет на уроках иностранного языка. М., 2001].

Содержание поликультурного образования ориентировано на создание условий для социально-культурной идентификации личности, которая определяет ее статус при участии в межкультурном диалоге и обеспечивает ее первичным опытом изучения культуры; на формирование представлений о культурно-этническом многообразии мира как в пространстве, так и во времени; на воспитание терпимости и уважения права каждого народа сохранять свою культурную самобытность; на оснащение студентов понятийным аппаратом, который обеспечивает возможность наиболее полного описания поликультурной среды; на обучение студентов технологиям реконструкции ценностей культурных общностей, участвующих в диалоге, что является первым шагом к пониманию мотивов, установок и предубеждений участников диалога культур; на развитие у будущих педагогов способностей к критическому освоению поликультурной реальности.

При отборе содержания поликультурного образования следует учитывать: социокультурное окружение студентов; индивидуальные интересы студентов к проблемам поликультурного общества в целом или отдельных социокультурных групп; изменяющуюся социокультурную ситуацию в регионе (процессы сближения стран, этнических и конфессиональных групп); этнические, социально-экономические особенности региона; методологические, методические и личностные возможности как каждого отдельного педагога, так и всего педагогического коллектива.

В заключении можно почеркнуть, что современное многокультурное общество испытывает потребность в новом мировоззрении, которое направлено на интеграцию культур и народов, их дальнейшее сближение и духовное обогащение. Отсюда следует и значимость поликультурного образования, назначение которого в формировании человека культуры, творческой личности, способной к активной и продуктивной жизни в поликультурном пространстве. Информационные технологии – один из современных путей решения проблем и задач поликультурного образования будущих педагогов. Вместе с тем, необходимо помнить, что компьютер не заменяет учителя в процессе изучения английского языка, а является эффективным помощником, позволяющим повысить качество образования и эффективность поликультурного воспитания.

Разделы