Сведения об образовательной организации

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ КОМПЕ-ТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ

Манаенкова М.П.
Социально-педагогический институт Мичуринского государственногоаграрного университета
mmanaenkov@yandex.ru

Групповые методы организации обучения являются эффективными в процессе формирования компетентностей, так как не только способствуют активизации деятельности каждого студента, но и развивают такие важные для личностного и профессионального становления будущего педагога качества, как гуманизм, готовность к совместной работе, взаимопомощь, формируют умение находить общее решение, учат выслушивать и принимать позицию другого, формируют эмпатию .

К групповым методам обучения, как правило, относят дискуссионные методы, игровые методы и тренинг-методы. Все вышеуказанные методы обучения оптимальны в процессе формирования речевой компетентности студентов нефилологических специальностей. Так, дискуссионные методы основываются на речевой деятельности, речевой компетентности, от уровня развития которой зависят качество дискуссии и ее результат: победителем окажется студент-участник с более высоким уровнем сформированности речевой компетентности. Дискуссионные методы могут быть в виде диалога, сократовской беседы, групповой дискуссии или «круглого стола», «мозгового штурма», анализа конкретной ситуации или инцидента и других.

Эффективность игровых методов обучения обусловлена тем, что моделируемая ситуация максимально приближена к реальной и поэтому позволяет формировать профессиональные умения и навыки в разных практических условиях.

Тренинг-методы позволяют студентам «оттачивать» умения и навыки при умелом руководстве-наставлении опытных педагогов. В игровых методах и тренинг-методах происходит преобразование «естественно данных человеку способностей» и формирование на их основе культурного феномена профессионального мастерства.

Значительно повышает уровень сформированности всех компетентностей студентов, в том числе и речевой компетентности, использование кейс-метода, потому что этот метод нацелен на включение в учебный процесс элементов профессиональной деятельности и обеспечивает переход от учебных ситуаций к профессиональным, где для решения проблемы требуется использование знаний и соответствующих компетенций.

Важным в процессе формирования речевой компетентности является то, что кейс-метод дает возможность максимально сохранить у студента эмоционально положительную установку на профессиональное обучение, повысить информативную емкость обучения, развить способность к конструктивному диалогу, что является особенно ценным для профессионального становления учителя вообще и для формирования речевой компетентности в частности.

Очень эффективным средством развития речевой компетенции, следовательно, и компетентности, на наш взгляд, является метод проектов. Под проектированием обычно понимают активную познавательную деятельность студентов, направленную на построение некой модели, с помощью которой осуществляется процесс преобразования реальной действительности. Проектная методика как современная технология обучения обеспечивает не только прочное усвоение учебного материала, но и интеллектуальное, и нравственное развитие студентов, их самостоятельность, доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу, коммуникабельность, желание помочь другим.

Н. Кочетурова выделяет следующие отличительные особенности проектов, предназначенных для обучения языку:

- использование языка в ситуациях, максимально приближенных к условиям реального общения;

- акцент на самостоятельной работе учащихся (индивидуальной и групповой);

- выбор темы, вызывающей большой интерес у учащихся и непосредственно связанной с условиями, в которых выполняется проект;

- отбор языкового материала, видов заданий и последовательности работы в соответствии с темой и целью проекта;

- наглядное представление результата.

Метод проектов позволяет студентам не только актуализировать имеющиеся знания, умения и навыки, но и интегрировать всю имеющуюся у них информацию по рассматриваемой проблеме, находить оптимальный способ ее решения. Например, в своей преподавательской практике мы часто даем задание студентам, обучающимся по профилям направления «Педагогическое образование», подготовить проекты на тему «Учитель 21 века». В данном виде деятельности успешно осуществляется формирование профессиональных компетенций вообще и речевой компетенции и компетентности в частности.

Важными для успешности процесса формирования речевой компетентности являются, по нашему мнению, и технологии профессионального обучения, ориентированные на действие. А.А. Леонтьев убедительно доказал значение речевой деятельности для формирований речевой компетентности: речевую компетентность можно сформировать только в процессе речевой деятельности. Процесс обучения должен быть построен таким образом, чтобы и по своему содержанию, и методически ориентировать студентов на выполнение профессиональных действий от этапа планирования до этапа разрешения проблемной ситуации: в таком процессе, ориентированном на действие, определяются профессиональные шаги по решению конкретной профессиональной задачи.

Внедрение интерактивных технологий обучения в образовательный процесс позволяет реализовать важный дидактический принцип – сознательности и активности учащихся. Благодаря активной самостоятельной познавательной деятельности каждый студент эффективно включается в процесс усвоения нового предметного содержания, овладевает операционно-техническими средствами выполнения новой учебной (профессиональной) деятельности, учится самостоятельно планировать и контролировать уровень владения материалом. Стратегическая ценность использования интерактивных технологий обучения состоит в том, что из позиции пассивного слушателя студент превращается в участника продуктивного взаимодействия, в котором ему отводится роль субъекта. А это, по сути, и является основной целью изменения образовательного пространства образовательного учреждения.

По мнению психологов (А.Н. Леонтьев, Э. Ленненберг), причиной языкового развития индивида является исключительно внутренняя потребность, а социальные условия рассматриваются как «своего рода спусковой крючок, включающий реакцию» [Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975, с. 113]. Кроме того, наше исследование понятий компетентности и речевой компетентности привело к пониманию того, что процесс совершенствования компетентности «включается автоматически» в результатемотивированной и социально значимой деятельности, осуществляемой сквозь призму рефлексии.

По нашему мнению, для понимания сущности процесса формирования речевой компетентности студентов нефилологических специальностей необходимо определить основные факторы, обеспечивающие активность, саморазвитие, самодвижение студентов:

- наличие социально значимой речевой деятельности, формирующей опыт, т.е. педагогического общения;

- поддержание адекватного уровня личностной мотивации («...природа компетентности такова, что оптимальные результаты в решении проблем достижимы лишь при условии глубокой личностной заинтересованности человека»;

- навык рефлексии собственной речевой деятельности, или рефлексивная регуляция речи (невозможная вне формирования определенной когнитивной базы).

Разделы