Сведения об образовательной организации

ТЕХНОЛОГИЯ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ КОЛЛЕДЖА

ТЕХНОЛОГИЯ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ КОЛЛЕДЖА 

Морозова В.Н.
Санкт-Петербургский автотранспортный и электромеханический колледж
atemk@atemk.edu.ru

Одной из наиболее эффективных технологий подготовки современного, конкурентоспособного специалиста в системе среднего профессионального образования является технология модульного обучения. Данный вид обучение позволяет гибко строить содержание образования конкретного предмета из блоков, интегрировать различные виды и формы обучения, выбирать наиболее подходящие из них для конкретной аудитории обучающихся, которые, в свою очередь, получают возможность самостоятельно работать с предложенной им индивидуальной учебной программой в удобном для них темпе.

Модуль представляет собой автономную организационно-методическую структуру учебной дисциплины, которая включает в себя дидактические цели, логически завершенную единицу учебного материала (составленную с учетом внутрипредметных и междисциплинарных связей), методическое руководство (включая дидактические материалы) и систему контроля (Н.В.Борисова). По содержанию модули могут быть информационными (содержать сведения о новых явлениях, фактах) и операционными (практические упражнения и задания).

Технология модульного обучения, используемая в профессиональной подготовке учащихся колледжа, базируется на следующих дидактических принципах:

- принцип структуризации (обучение строится по отдельным функциональным узлам-модулям, предназначенным для достижения конкретных дидактических целей. Модуль является одновременно банком информации и методическим руководством по ее усвоению. В связи с этим содержание модуля должно отвечать требованиям последовательности, целостности, компактности, автономности);

- принцип проблемности (отражает психолого-педагогическую закономерность, согласно которой эффективность усвоения учебного материала учащимися повышается, если вводятся такие стимулирующие звенья, как проблемная ситуация, визуализация информации, профессионально-прикладная направленность);

- принцип вариативности (направлен на обеспечение уровневой дифференциации содержания обучения, а также создание условий обучаемым для индивидуального темпа продвижения по различным вариантам модульной программы: полному, сокращенному или углубленному);

- принцип адаптивности (модуль обеспечивает не только уровневую дифференциацию, но и профильную);

- принцип реализации обратной связи (обеспечивает управление учебным процессом путём создания системы контроля и самоконтроля усвоения учебного материала модуля).

Проектирование процесса обучения в колледже на основе модульного подхода предполагает определение целей, содержания обучения и способов управления познавательной деятельностью учащихся. Определение дидактических целей в контексте модульного обучения предполагает их классификацию по уровням (комплексные, интегрирующие, частные) и по видам (познавательные и операционные).

Содержание комплексных целей отражает модель или квалификационную характеристику будущего специалиста и предусматривает необходимые предметные и профессиональные знания, умения и качества личности. Интегрирующие цели отражают содержание и специфику самой учебной дисциплины. Частные цели конкретных видов учебных занятий формулируются на языке личностно-профессиональных компетенций, знаний, умений, мыслительных операций, социально-коммуникативных навыков, что позволяет чётко организовать учебную деятельность. Каждая интегрирующая дидактическая цель состоит из частных дидактических целей. Реализацию частных целей обеспечивают конкретные учебные элементы, составляющие модуль.

Реализация познавательных целей обеспечивается теоретическим содержанием учебного материала и предполагает формирование знаний учащихся колледжа. Реализация операционных целей обеспечивается практической частью учебного содержания и предполагает формирование умений и навыков обучающихся.

Дидактическая система модульного обучения предполагает проектирование содержания обучения в соответствии с целями обучения. При модульном обучении целесообразно модуль «открывать» блок-схемой, представляющей в сжатом виде содержание обучения, а завершать конспект-схемой, изображающей в компактной и удобной для усвоения форме весь теоретический материал модуля.

Для конструирования модульной программы, прежде всего, необходимо:

-        сформулировать комплексную дидактическую цель модульной программы;

-        выделить известные обобщённые научные данные, понятия, закономерности по изучаемой проблеме;

-        построить блок-схему модульной программы с учетом следующей иерархии целей: комплексная дидактическая цель реализуется всей модульной программой; она объединяет интегрированные дидактические цели, реализацию каждой из которых обеспечивает конкретный модуль, а частные цели, входящие в интегрированную цель, реализуются отдельными учебными элементами модулей;

-        составить перечень знаний и умений по каждому модулю;

-        подготовить тезаурус учебной дисциплины и обеспечить одинаковую знаковую символику курса;

-        проанализировать содержание каждого модуля и изобразить логическую структуру модуля блок-схемой, графом или генеалогическим деревом с последующей нумерацией элементов, чтобы студент видел «траекторию» учения;

-        взять за основу структуры модуля структуру его учебных элементов;

-        представить содержание основных учебных элементов в теоретическом, практическом  и контрольно-оценочном блоках модуля;

-        теоретический блок содержит учебный материал в концентрированной форме и завершается резюме – обобщением содержания модуля в удобном для запоминания виде, например, в форме опорного конспекта;

-        практический блок содержит набор типовых задач, предназначенных для отработки умений, и алгоритмы их решения либо «ориентировочную основу действий», прикладные задачи и альтернативные способы их решения;

-        контрольно-оценочный блок содержит тестовые задания разного уровня сложности, справочные данные, комплект задач для повышения «рейтинга», список рекомендуемой литературы.

В начале каждого модуля указывается необходимый уровень знаний и умений для его усвоения, цели, а также дается краткое описание содержания каждого раздела и рекомендуемое время для его усвоения. Алгоритм составления модуля включает следующие шаги:

  1. Определение интегрирующей цели модуля.
  2. Разбиение содержания модуля на учебные элементы.
  3. Формулирование частной цели каждого учебного элемента.
  4. Определение содержания каждого учебного элемента.
  5. Выделение в содержании учебного элемента содержания теоретического и практического характера.
  6. Формулирование рекомендаций учащимся по теоретическому и практическому блокам учебного элемента (методическая часть).
  7. Разработка содержания заданий для промежуточного контроля и самоконтроля по теоретическому  и практическому блокам учебного элемента.
  8. Разработка содержания заданий для итогового контроля.
  9. Определение времени на изучение каждого учебного элемента.
  10. Определение форм, методов и средств изучения каждого учебного элемента.

При модульном обучении чаще всего используется рейтинговая оценка знаний и умений учащихся колледжа. Рейтинговая оценка обученности позволяет с большой степенью достоверности охарактеризовать качество их подготовки по данной специальности. Однако не каждая рейтинговая система позволяет сделать это. Выбранная произвольно, без доказательств ее эффективности и целесообразности, она может привести к формализму в организации учебного процесса. Проблема заключается в том, что разработать критерии оценки знаний и умений – дело очень трудоемкое.

При определении общей оценки по курсу результаты рейтинга входят в нее с соответствующими весовыми коэффициентами, устанавливаемыми преподавателями курса. В модульном обучении оценивается в баллах каждое задание, устанавливаются его рейтинг и сроки выполнения (своевременное выполнение задания тоже оценивается соответствующим количеством баллов) т.е. основной принцип рейтингового контроля – это контроль и оценка качества знаний и умений с учетом систематичности работы учащихся колледжа. 

Разделы