Сведения об образовательной организации

ИЗ ОПЫТА РАЗРАБОТКИ МАГИСТЕРСКОГО КУРСА «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИОГРАФИИ ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ»: ВАРИАНТ ТЕХНОЛОГИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ

ИЗ ОПЫТА РАЗРАБОТКИ МАГИСТЕРСКОГО КУРСА «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИОГРАФИИ ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ»: ВАРИАНТ ТЕХНОЛОГИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ

Дронова Н.В.
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
Dronova_n@mail.ru 

Профессиональная подготовка высококвалифицированных специалистов, которую призвана обеспечивать магистерская программа подготовки студентов по различным направлениям социогуманитарного знания, занимает важное место в обновляющейся системе вузовского образования. Она предполагает решение комплекса научных и практических задач, призванных содействовать формированию творческой личности профессионала, не только владеющего определенной совокупностью фактических знаний по «своему» предмету, но и имеющего научный кругозор, обладающего широким спектром навыков и умений.

Современного специалиста нельзя представить вне внутренней установки на самосовершенствование, что невозможно без навыков ориентировки в переменах, масштабно и стремительно происходящих в современной науке. Непростое умение «быть в курсе» новейших исследований, которые ведутся специалистами не только в избранной профессии, но и в смежных отраслях науки, способность рационально найти нужную информацию и дать ей грамотную оценку – черты, всегда отличавшие настоящего профессионала. В условиях многократно возросшего и постоянно увеличивающегося информационного потока эти умения приобретают особенно важный характер.

В настоящее время вузы имеют немалые права и инструменты влияния на создание учебных планов магистерской подготовки, что неизбежно усиливает значение критериев формулировки учебной задачи и разработки средств ее реализации. Это принципиальная проблема – если так можно выразиться – философии обучения с точки зрения содержания дисциплины и методики ее преподавания. Задачи формирования и расширения общекультурных и профессиональных компетенций достижимы разными средствами. Курсы, предлагаемые магистрантам, строятся, исходя из опоры на полученные в бакалавриате базовые знания, принципиальные навыки работы с научной литературой. Это дает возможность ставить более тонкие и точные задачи теоретического и практического характера. На наш взгляд, из широкого круга дисциплин, которые могут быть предложены магистранту, приоритет должен отдаваться тем, которые

-                   носят междисциплинарный характер;

-                   дают возможность построения ряда творческих проблемных заданий;

-                   предполагают обязательное участие самих студентов в выборе конкретного сюжета, на материале которого может быть выстроено выполнение заданий, т.е. имеют подчеркнуто активный вариативный характер;

-                   обеспечивают использование широких технических возможностей современных средств коммуникации и вырабатывают понимание общей логики их эффективного применения;

-                   дают возможность представить современную науку в качестве комплексного социального явления, являющегося важной частью жизни современного общества.

Именно эта логика лежит в основе построения курса, осуществляемого на факультете социальных наук РГПУ им. А.И. Герцена. Он адресован студентам в рамках образовательных программ подготовки магистра по направлению 030.600 – «История» и направлению 050100 – «Педагогическое образование» (профиль – «Историческое образование»). Думается, что такое объединение возможно в силу требований, предъявляемых к общекультурным и общепрофессиональным компетенциям, которые, согласно требованиям ФГОС, необходимо сформировать в процессе преподавания дисциплины. В обоих случаях предметное поле курса составляет историография всеобщей истории, поэтому их объединяют общие или сходно определенные цели, задачи и ожидаемые результаты, логика структурирования содержания дисциплины. Разница состоит в конкретном материале, на котором выстраивается работа магистрантов-историков и педагогов, что проистекает из учета задач подготовки исследователя-историка или учителя истории, т.е. сугубо профессиональных компетенций. Поэтому всем студентам предоставляется возможность выбора «своего» сюжета с учетом практических задач собственной профессиональной перспективы или ведущегося магистерского исследования.

По общему объему курс предполагает небольшую (4–6) часов лекционную часть и значительную – 22–26 часов семинарскую. С содержательной стороны он дает представление об академических и вузовских научных центрах, изучающих проблемы всеобщей истории, научных школах, сложившихся механизмах академической коммуникации. Дисциплина ориентирует на изучение наиболее значимых теоретических разработок по актуальным проблемам всеобщей истории. Особое внимание уделяется навыкам работы с научной периодикой по всеобщей истории и историографии всеобщей истории, умению ориентироваться в современных электронных базах качественной научной и справочной информации, усвоению принципов подготовки научного доклада и этики ведения научной дискуссии.

Круг конкретных тем, изучаемых в процессе работы, можно определить следующим образом:

-                   российская и зарубежная историческая наука: организационные формы и научные центры по изучению всеобщей истории;

-                   основные научные направления развития современного гуманитарного знания и место в них всеобщей истории;

-                   приоритетные направления исследований по всеобщей истории;

-                   научные школы: современные тенденции исследований актуальных проблем всеобщей истории;

-                   научные форумы по всеобщей истории и их место в современной системе исторического знания;

-                   научная периодика;

-                   информационные системы и базы данных по всеобщей истории;

-                   принципы академической коммуникации.

Лекции призваны формировать у студентов общее видение логики изучения рассматриваемых проблем. Особое значение имеет возможность дать студентам-магистрантам развернутое представление о круге научных учреждений и сообществ ученых, участвующих в развитии историографического процесса. С методической точки зрения лекцией в «классическом» виде может быть названа лишь первая, на которой дается обзор новейших течений в современной историографии. Две следующие выстроены на сочетании текста лектора с параллельной работой студентов по ознакомлению с ролью, структурой, характером и результатами деятельности научных учреждений и ассоциаций. Это делается на основе изучения их сайтов в интернете, что возможно при обязательном условии нахождения студентов в компьютерном классе, обеспеченном локальной сетью с подключением к интернету. Особое значение имеет акцент на издаваемые научные издания, информацию о научных форумах и биографические ссылки.

Лекции снабжены презентациями, сопровождающими изложение темы и содержащими необходимые ссылки на официальные сайты академических учреждений, научных ассоциаций, а также перечень наиболее авторитетных интернет-ресурсов и поисковых систем. Они становятся материалом для аудиторной индивидуальной работы каждого студента. Такое первичное ознакомление с официальными сайтами официальных научных учреждений под руководством преподавателя, с возможностью немедленных необходимых уточнений и консультаций нам представляется чрезвычайно полезным. Презентации, с которыми осуществлялась работа в аудитории, далее предоставляются студентам, и она становится основой для выполнения учебных заданий по курсу.

Семинарские занятия выстраиваются вокруг выполнения магистрантами заданий четырех видов. Их предваряет выбор исследовательских проблем, которые будут лежать в основе работы каждого участника семинаров на протяжении всех занятий. Уточнение и необходимая корректировка таких тем осуществляется строго индивидуально. Все доклады подлежат коллективному обсуждению (оцениваются полнота разрытия темы, логика построения, ораторское мастерство докладчика). Возникающие в ходе обсуждения докладов дискуссии ориентированы на следование сложившимся традициям научной этики и техники публичного выступления. Эта составляющая занятий представляет особую ценность для подготовки магистрантов как специалистов высокого уровня.

Первое из заданий состоит в представлении доклада с обоснованием места и уровня разработанности конкретных проблем историографии в контексте новейших тенденций развития науки. Таким образом происходит первичное «погружение» в узкую научную проблематику. Особую ценность этот вид задания имеет для тех магистрантов, чье базовое бакалаврское образование не предполагало освоение фундаментального курса историографии или истории исторической науки. В сочетании с дискуссиями по материалам сделанных сообщений, они дают возможность на конкретных примерах представить наиболее важные тенденции развития современной исторической науки.

Второе задание имеет целью подготовку сообщения, в котором содержался бы обзор научных центров (академических и образовательных учреждений, профессиональных ассоциаций, иных научных коллективов – например – музеев), которые разрабатывают избранную студентом проблематику. Внимания должны привлечь уже осуществленные разработки и заявленные проекты, проведенные и анонсированные конференции разного уровня. Если имеется возможность, то полезно посмотреть видеофайлы выступлений ведущих специалистов – в настоящее время такие материалы становятся все более доступными. При подготовке доклада надобно обратить особое внимание на круг периодических изданий, в которых систематически освещается избранная проблематика. Должен быть очерчен круг ведущих специалистов, которые занимаются ее разработкой. Основой для всех этих изысканий должны стать все те же сайты академических и учебных заведений и профессиональных ассоциаций, а также персональные сайты исследователей. Все подготовленные доклады также подлежат общему обсуждению по уже ранее сформулированным параметрам.

Третье задание предполагает детальное изучение материалов одной из конференций по избранной тематике. Для изучения избирается одно из собраний высокого уровня – международная или всероссийская конференция. При ее анализе необходимо обратить внимание на всю совокупность как сущностных, так и частных характеристик этого события. Студент должен назвать организаторов форума, его проблематику, оценить степень ее актуальности в соответствии с официально обозначенными РАН приоритетными направлениями научных исследований. Кроме этого, должен быть определен ее академический уровень, научная компетентность и авторитет участников, логичность соотнесения общей задачи конференции и тематики работы секций. Рекомендуется обратить внимание на проблематику тех докладов, которые вынесены на пленарные заседания. Особого внимания должна быть удостоена дискуссионная составляющая научной конференции: были ли запланированы круглые столы, мастер-классы, какие-то иные формы обмена мнениями. Каковы были возможные форматы участия – личное, заочное, стендовый доклад и т.д.

Конференции такого уровня обычно сопровождаются публикацией материалов докладов. Эти печатные сборники или их электронные версии должны быть подвергнуты самому внимательному изучению. Следует изложить существо наиболее интересных докладов с точки зрения оригинальности авторской концепции или трактовки каких-либо явлений или событий. Важно изучить отзывы в научной печати на это событие – обычно значимые конференции находят отклик в профессиональной среде. В завершение необходимо сделать вывод о вкладе конференции в развитие современной науки. Доклады, также сделанные всеми студентами, должны стать предметом общего обсуждения.

По трем названным выше заданиям текст в письменном виде не требуется – при сравнительно небольшом времени на подготовку и значительном объеме требуемой работы это вряд ли стоит делать. Но требование иметь четко продуманные план изложения материала является безусловным.

Четвертое задание выполняется в письменной форме. Оно состоит в подготовке аннотированного списка интернет-ресурсов, которые содержат в какой-либо своей части полезные материалы или ссылки. Это задание является по сути подведением общего итога работы. Студентам заранее разъясняется структура аннотации, обращается особое внимание на оценку качества и академической ценности избранных сайтов. Задание в письменном виде присылается преподавателю, в случае необходимости корректируется, а затем на заключительном занятии проводится сравнительный анализ проведенной работы. Такого рода задание представляется чрезвычайно полезным: оно закрепляет практические навыки работы с доступными в интернете материалами и, самое главное, учит критическому отношению к ним.

Для удобства рационального планирования работы на первой неделе работы по дисциплине составляется график выполнения всеми студентами всех видов работ. Итоговая оценка формируется по итогам выполнения всех видов работ и участия в дискуссиях.

Таким образом структурированные курсы реализовывались на факультете социальных наук РГПУ им. А.И. Герцена на протяжении последних двух лет. Накопленный опыт дает основания считать данную форму организации работы студентов рациональной, дающей им возможность ознакомиться с широким кругом специальной научной литературы, осуществить глубокое исследование важнейших историографических источников, закрепить и углубить навыки самостоятельной научной работы, усвоить существо требований профессиональной этики, составляющей одну из наиболее достойных традиции академического сообщества. Особое и принципиальное значение имеет применение современных информационных технологий: от специалиста в настоящее время требуется умение быстро, профессионально и эффективно использовать ресурсы интернета. Опыт показывает, что такого рода работа встречается студентами-магистрантами с достаточным интересом и находит с их стороны продуктивный отклик.

Разделы