Сведения об образовательной организации

ФОРМИРОВАНИЕ АВТОРИТЕТА ПЕДАГОГА СРЕДСТВАМИ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ НА ОСНОВЕ КОМПОНЕНТОВ КУЛЬТУРЫ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

ФОРМИРОВАНИЕ АВТОРИТЕТА ПЕДАГОГА СРЕДСТВАМИ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ НА ОСНОВЕ КОМПОНЕНТОВ КУЛЬТУРЫ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ 

Бескровная Е.А.
СОШ № 149, г. Москва
beso512@ya.ru

Известно, что наивысших результатов в педагогической деятельности достигает педагог, пользующийся авторитетом у учащихся. Исследуя специфику педагогической деятельности, можно отметить в ее структуре такие компоненты, как коммуникативное поведение, уважение к себе и учащимся, которые влияют на создание эмоционально-психологической атмосферы общения, на характер взаимоотношений между ними, на стиль взаимодействия. Коммуникативное поведение педагога определяет тон речи, оправданность использования оценочных суждений, манеру обращаться к студентам, отвечать им, характер мимики, движений, жестов, сопутствующих речи. Зачастую высококвалифицированный педагог своим высокомерием или панибратством, небрежностью или вычурностью во внешнем виде, выражаемыми на уровне личной культуры делового общения, увлекает или отталкивает студентов.

Большое значение имеет репутация, авторитет, занимаемые позиции в различных системах отношений. Для студента значим авторитет педагога. Невозможно сохранить авторитет или репутацию, если на работе специалист соответствует, а в других системах полностью противоречит нормам культуры. Не мгновенно, но информация разрушит миф, или сам педагог проявит свой негатив в неординарной ситуации делового общения. Педагог должен показывать пример и ориентировать студентов на организацию систем отношений, которые должны основываться на нормах нравственности, этики и этикета.

Заинтересованному подготовленному педагогу надлежит в учебном процессе приобщать студентов разного уровня культуры к деловому взаимодействию, подавая личный пример на высоком уровне культуры делового общения. К деятельности педагога предъявляются требования, обусловливающие ее целесообразность как образца самопрезентации в условиях делового общения по принципу: «В человеке все должно быть прекрасно …»:

- в целях формирования уважительного отношения к себе внешний вид должен быть выдержан в рамках современного делового стиля;

- в целях создания доброжелательной атмосферы сотрудничества необходимо следить за тоном, тембром, интонацией, громкостью голоса и речи;

- в целях достижения взаимопонимания необходимо осуществлять полный контроль эмоций и их выражения взглядом, жестом, словом;

- в целях возбуждения интереса и желания студентов освоить материал следует приводить яркие производственные примеры, активизирующие их мотивационную сферу, и являть собой пример КДО;

- в целях осознания значимости материала необходимо ориентировать студентов на предполагаемый результат;

- в целях активизации деятельности студентов необходимо вовлекать их в дискуссию как средство анализа и способа понимания других людей;

- в целях получения удовлетворения следует обеспечивать максимальное участие студентов в подборе материалов, приведении собственных примеров;

- в целях ощущения каждым участником эффективных результатов, признанных коллективом, одобренных педагогами, следует обобщать материал, делать выводы, помогать составлять программу самосовершенствования.

Соблюдение данных требований обусловливает создание авторитетной позиции заинтересованного, подготовленного педагога, способного создать другие педагогические условия эффективного функционирования педагогического пространства в заданных целях: формирование личной культуры делового общения (КДО - далее).

На наш взгляд, педагогу надлежит начать формирование умений самопрезентации КДО с акцента на речь, создавая коммуникативное пространство. Деловое общение, по сути, речевое взаимодействие. Залогом успешного речевого взаимодействия является наличие умения говорить, слушать и слышать. А.С. Макаренко считал, что множество недоразумений случается именно по причине невыслушанности. Поэтому, рассматривая «коммуникативное поведение», ярко вычленяются умения слушать и транслировать свое внимание к говорящему речью, мимикой, жестом, ни в коем случае его не перебивая.

Педагог должен учитывать явные и скрытые возрастные особенности молодежи. Как показывает практика, современная молодежь социально пассивна, но склонна к активности. Студенты наблюдательны, часто действуют с опорой на образец или пример поведения. Студентам необходимо влияние энергичного, активного профессионала – педагога, высокого уровня культуры. Следует помнить, что умения самопрезентации даны, чтобы выгодно себя подать, а значит и скрыть нежелательное. Пример педагога позволит внимательно проанализировать студенту свои проявления, найти свой путь к становлению своего имиджа.Следует обращать внимание на то, что у многих студентов отмечается юношеский максимализм, неуверенность, повышенная тревожность, как возрастные особенности. Часть студентов в силу воспитания стеснительны, другая часть – чрезмерно раскованны. Педагогу следует убеждать, что вооруженные умениями самопрезентации КДО, первые обретут уверенность, смелее включатся в деятельность, вторые – достоинство и сдержанность. И те и другие в деловом общении будут адекватно поняты и оценены. Увидев результат, студенты ощутят удовлетворение и приложат дальнейшие усилия к формированию  содержательного и динамического компонентов личной  самопрезентации КДО.

Следует учитывать, что активные и пассивные студенты являются носителями разного набора личностных качеств на уровне индивидуальности, но с интересом вступают в новые социальные отношения. Их поведение различно: активный – самоуверенный, вызывающе развязный; пассивный – неуверенный или безразличный. Обе группы отличаются недостаточным уровнем сформированности мировоззрения и общей культуры на фоне низкого уровня культуры самопрезентации КДО, что приводит к учебным, а в последствии, и к производственным неудачам. Задача педагога - довести до сознания студента, что и в том и в другом случае они своим поведением ставят невидимый барьер между собой и собеседником и виде фактора  недоверия.

Требования к проявлениям личности выдвигаются этикой, которая определяется как совокупность нравственных норм, ценностных ориентаций, правил поведения, определяющих отношение личности к своим обязанностям, к целям своей работы, к своим слушателям. Говорящий не должен быть навязчивым, назойливым, давящим. Он должен вызывать дискуссию, деловой спор своими проявлениями на уровне культуры. Этически значимы такие свойства личности, как эрудиция, принципиальность, убеждённость, самокритичность. Педагог должен являть собой образец соблюдения норм этики, этикета, культуры поведения и самопрезентации КДО.

Часто успеху общения препятствует сложившееся первое впечатление о педагоге по особенностям его внешнего вида, излишне строгого напористого поведения, выраженного вербальными и невербальными средствами самопрезентации КДО в виде резких замечаний, прерывания ответов, неодобрительного взгляда. У студента складывается стереотип поведения – при виде аналога в будущем оперативно прекращать общение, предвидя неуспех. В учебном взаимодействии следует личным примером ориентировать студентов на необходимость чутко следить за реакцией собеседника, тактично реагировать, чтобы добиться действительно полноценного, конструктивного диалога. Намерения транслируются выражением лица, считав мимику и жесты, можно спрогнозировать результат. Своим видом он уже демонстрирует уважение к вам, детерминирует позитивные намерения, привлекает внимание. Его речь понятная, голос приятный, интонации выразительны. Его манеры сдержанны, он не навязывает, но рекомендует – вы размышляете уже на основе сложившегося доверия. В этом случае наиболее вероятен успех общения.

Педагогу самому непременно следует придерживаться делового стиля одежды, чем являть пример своими внешними проявлениями внутреннего содержания и состояния. Внешний вид – первое, что видят окружающие. Педагогу следует учитывать, что будущему специалисту необходимы положительные примеры и образцы соблюдения норм этики и этикета для формирования эстетического вкуса и быстрой адаптации к требованиям в различных фирмах. Внешний вид дисциплинирует, обусловливает корректные способы выражения эмоций в деловой ситуации, значимые для будущего спеицалиста. Однако более действенным будет пример находящегося рядом человека – носителя высоких образцов культуры общения. Педагогу следует показать студентам образцы на примере сотрудников вуза, подчеркивая, что в организациях и учреждениях общепринятым является строгий по форме, сдержанный по цветовой гамме, деловой стиль: «Мужчины выглядят достойно в темных костюмах умеренного покроя, сшитыми из ткани, светлой рубашке, модном, строгом галстуке. Следует привыкать к соответствующим аксессуарам: кожаный портфель, папка для бумаг или дипломат,  фирменная обувь, красивая ручка, солидная оправу для очков, как вызывающих дополнительное уважение со стороны участников делового общения. Женщины в условиях делового общения также должны придерживаться строгого стиля в границах общепринятых правил, однако в их одежде ярче проявляется индивидуальность. Серьезное внимание следует уделить деловому и в то же время элегантному костюму или платью, соответствующей обуви и сумке. Допустимы строго подобранные, сдержанные украшения и косметика при особо тщательном отношении к рукам и прическе.

В речи педагога важное значение имеет такой показатель, как качество голоса. Желателен голос, который носит приятную окраску – мелодичен, без усилий. Насыщенность звука интонациями, чёткое, произношение слов создаёт эмоциональную выразительность. Существенное значение имеют гибкость, подвижность голоса, умение легко изменять его параметры, подчиняясь содержанию, настроениям слушателей. Важен диапазон – объём голоса, границы которого определяются самым высоким и самым низким тоном. Сужение диапазона ведёт к появлению монотонности. Однообразие звучания притупляет восприятие, усыпляет внимание. Приятно слушать хорошо поставленный голос в  богатстве тембровой окраски. Замечено, что целенаправленное развитие индивидуальной культуры общения и ее самопрезентации влечет за собой коррекцию голоса, интонаций, лексики, равно как и специальное их формирование.

Лекция - пространственное поле демонстрации образцов техники речи преподавателя. На семинарских занятиях создаются условия максимального высказывания студентов для того, чтобы тренировать их технику речи на поданных образцах, опираясь на данные физиологии, анатомии, акустики, фонетики, орфоэпии, сценической речи и других наук. У авторитетного педагога студенты внимательны на лекциях и много говорят на семинарах, практических занятиях, участвуя в дискуссиях, диспутах, деловых спорах. Студентам приятно видеть, общаться и выполнять требования преподавателя – носителя деловой культуры. В итоге студент определяет свой подход к организации взаимодействия и общения на основе примера авторитетного педагога. 

Разделы