Сведения об образовательной организации

ФУНКЦИИ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНОВЛЕНИИ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

ФУНКЦИИ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНОВЛЕНИИ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

Черникова Н.В.
Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка
nat.tchernickova@yandex.ru

В настоящее время проблема эстетического развития личности студента в образовательном процессе вуза (в аспекте подготовки будущего учителя) приобретает особую социальную значимость, так как художественно-эстетическая деятельность является важной составляющей в формировании  высококультурного, творчески работающего профессионала-педагога. Кроме того, актуальность проблемы определяется возрастающими требованиями общества к качеству подготовки будущего учителя как носителя и транслятора культурных и общечеловеческих ценностей в ученической среде.

Между тем, в современной высшей педагогической школе наблюдается диспропорция в профессиональной и культурной подготовке студентов. Основные усилия педагогических вузов сфокусированы исключительно на подготовке учителя-предметника, в то время как задачи личностного развития, формирования базовой культуры студентов решаются лишь частично. В создавшихся условиях поиск нереализованных возможностей может сыграть значительную роль в плане использования образовательного и воспитательного потенциала вуза для профессионального становления будущего учителя и развития его эстетической культуры. 

Под эстетической культурой студента-будущего педагога мы понимаем динамичное интегративное личностное образование, проявляющееся в сформированности системы эстетических знаний, умений и навыков, способности применять их в будущей профессиональной деятельности. В контексте педагогической профессии эстетическая культура предполагает не только способность и готовность к реализации и наращиванию собственного эстетического потенциала, но и владение методическими приемами эстетического развития формирующейся личности в разнообразных видах учебной и внеучебной деятельности.

Эстетической культуре студента как будущего учителя свойственны такие функции, как познавательная, аксиологическая, нормативная, семиотическая,  трансляционная, проективная (таблица 1).

Познавательная функция предполагает развитие эстетического кругозора студентов (системы понятий, суждений), дает возможность индивидууму в процессе обучения в педагогическом вузе познавать мир прекрасного, приобщаться к нему, знакомиться с произведениями искусства (литературы, поэзии, музыки, живописи, скульптуры), историей их создания, их ролью и влиянием на общество и его развитие, взглядами и оценками специалистов. Художественно-эстетическая образованность представляет собой фундамент, на основе которого формируется творческая индивидуальность личности будущего педагога, эстетическое отношение к искусству, самому себе, своему окружению, людям, природе, труду.

 Таблица 1 – Функции эстетической культуры личности студента-будущего педагога

Функции

Назначение

Познавательная

Познание основ культуры, приобщение к миру прекрасного

Аксиологическая

Восприятие культуры как ценности

Нормативная

Владение нормативным эстетическим знанием и поведением

Семиотическая

Владение специфическим языком культуры и искусства

Трансляционная

Сохранение и передача культурных традиций

Проективная

Умение проектировать и воплощать эстетические идеи в различных видах деятельности

Исключительно важной функцией эстетической культуры личности является аксиологическая (ценностная), когда у студентов в процессе обучения, занятий художественным творчеством формируется позитивное отношение к эстетическим ценностям, природе, произведениям искусства, эстетике быта, общения, поведения.

Нормативная функция эстетической культуры регулирует взаимоотношения людей в обществе на основе четких этических правил и норм поведения. Нельзя сформировать эстетическую культуру будущего педагога, если он не владеет нормативным знанием в области эстетики, этикета, культуры общения, которое проявляется в соответствующем поведении. Большими возможностями для углубления нормативного знания в данной области обладают такие курсы, как «Эстетика», «Педагогическая этика», «Культура речи», «Педагогика», «Психология общения» и др., которые читаются в педагогическом вузе.

Для эстетической культуры личности свойственна такая функция, как семиотическая. Чтобы познать мир культуры, нужно владеть специфическим языком (например, нотная грамота в мире музыки, стили, эпохи, школы и направления в живописи и т.п.). Фундамент этого знания закладывается в семье, развивается в школьные годы в системе основного и дополнительного образования,  углубляется в вузе.

Важнейшей функцией эстетической культуры личности студента педагогического вуза является трансляционная. В силу своей будущей профессии, студент, обладающий развитой эстетической культурой, является не только носителем, но и транслятором культурных традиций, своеобразным мостом между культурой прошлого и будущего. Культурный опыт, накопленный предшествующими поколениями, творчески осмысленный и переработанный, должен быть передан будущим поколениям. Нарушение преемственности, потеря культурных традиций, их разрыв во все времена рассматривались как трагедия в жизни общества.

Проективная функция предполагает умение будущих учителей проектировать и воплощать эстетические идеи в различных видах деятельности.Она обеспечивает упреждающее педагогическое действие, коррекцию возможного направления развития событий в конкретной образовательной ситуации.

Определенные нами функции эстетической культуры по содержанию взаимосвязаны, взаимозависимы, взаимопроникают друг в друга, что обеспечивает их согласование, направленность на формирование у студентов -будущих педагогов необходимых профессиональных компетенций, обеспечивающих профессиональное становление. В то же время следует отметить, что данные функции носят характер «возможностей», и чтобы они были реализованы, в учебной практике на занятиях необходимо применение комплекса определенных педагогических приемов, методов и средств.

Вышеназванные функции (познавательная, аксиологическая, нормативная, семиотическая, трансляционная, проективная), на наш взгляд, в наибольшей степени характеризуют эстетическую культуру студента как формирующейся личности.

Приведенный «перечень» не является обязательным и исчерпывающим. Он может дополняться и изменяться в соответствии с возможностями высшего учебного заведения, предпочтениями преподавателей, потребностями и интересами студентов. Здесь важна акцентуация деятельности педагога на активизации той или иной функции эстетической культуры, включение их естественным образом в форму и содержание учебного занятия. Только в этом случае данные функции становятся продуктивным средством профессионального становления студентов - будущих педагогов.

Можно констатировать, что формирование эстетической культуры является одной из составляющих профессионального становления будущих педагогов. Без ее достаточно высокого развития невозможна активная, продуктивная профессиональная деятельность. С другой стороны, формирование эстетической культуры является средством, обеспечивающим высокую результативность профессиональной подготовки. Ее функции способствуют прочному и глубокому усвоению профессиональных знаний, осмыслению и принятию в качестве личностно-значимых профессиональных норм и ценностей, активизации эстетического потенциала развивающейся личности.

Разделы