Сведения об образовательной организации

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ У СТУДЕНТОВ

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ У СТУДЕНТОВ 

Шушлебина А.В.
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина
naukamich2013@yandex.ru

Вопрос о формировании ценностных ориентаций современных студентов на сегодняшний день является один из наиболее актуальных для системы образования. Фундаментальные изменения, происходящие в настоящее время во всех сферах общества, отражаются также и на профессиональной подготовке будущих преподавателей. В условиях становления новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство, идет активный процесс поиска моделей образования, которые позволят сохранить духовно-нравственные и культурно-исторические традиции отечественного образования и воспитания.

В приказе от 17 января 2011 г. N 46 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 педагогическое образование (квалификация (степень) "Бакалавр")» написано, что «Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются обучение, воспитание, развитие, образовательные системы. …Вуз обязан… создать условия, необходимые для всестороннего развития личности… способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса». Задачами высших учебных заведений являются не только подготовка работников в соответствии с образовательными программами ВПО, но и воспитание студенческой молодежи.

В трудах А.Я. Данилюка представлен современный национальный воспитательный идеал России. По его мнению, это «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации» [http://www.prosv.ru/Maxim/Seminar2012/28]. По мнению педагога, постсоветский период (1991?2000* гг.) характеризуется воспитанием свободной в самоопределении и развитии личности.

По данным социологов, поколение российской молодежи в последние десятилетия по основным показателям социального и физического развития заметно уступает предыдущим. В современной России осознается падение нравственности молодежи, что означает смену ценностных ориентаций людей под влиянием различных обстоятельств, в том числе и экономической неустроенности. Нравственно искалеченная молодежь поступает в вузы с ценностными ориентирами, не соответствующими развитию российского общества и государства.

По данным социологического опроса Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, «ценностные ориентиры вузовской молодежи имеют смещение в сторону личного успеха, хорошо оплачиваемой работы, быстрого карьерного роста и других индивидуалистических показателей. Оценки важности товарищеской взаимопомощи, коллективизма, общесоциальных и государственных интересов являются менее значимыми» [Петров А.В. О формировании ценностных ориентиров российского студенчества // Феномен науки в XX веке. Н. Новгород, 1999].

В связи с этим необходимо системно организованное формирование ценностных ориентиров студенчества в государственных вузах, особенно в педагогических. Наиболее интенсивный период их формирования приходится на молодые годы, т.е. как раз на время учебы в вузе. Именно в этот период происходит взросление молодого человека и становление его не только как подготовленного к ведению профессиональной деятельности работника, но и как гражданина, как члена гражданского общества, как морально ответственной личности.

Понятие ценностных ориентаций личности было введено в научный лексикон в 20-е годы XX в. социологами У. Томасом и Ф. Знанецким, которые рассматривали ценностные ориентации как социальную установку личности, регулирующую ее поведение. Осмысленные ценности становятся ценностными ориентациями личности. Ценности ? идеальное представление о явлениях. Впервые вопрос о ценностях был поставлен Сократом, сделавшим его центральным пунктом своей философии и сформулированный им в виде вопроса о том, что есть благо.

Согласно научным взглядам Г.Н. Волкова, Г.К. Селевко, В.А. Сластенина, по степени общности ценности могут быть личные; групповые ценности (национальные, религиозные, половые, возрастные) и общечеловеческие. Остановимся на формировании общечеловеческих ценностей.

Общечеловеческие ценности – это фундаментальные, общечеловеческие ориентиры и нормы, моральные ценности, являющиеся абсолютным стандартом для людей всех культур и эпох. Они являются основой жизнедеятельности человека и общества. Высшие ценности, как правило, носят общечеловеческий характер. Наивысшими ценностями для человека являются: жизнь как ценность, здоровье как ценность и свобода как ценность.

По мнению исследователей, общечеловеческими ценностями являются: ценности Отечества, его культура и история; самобытность народа, которая отличает его от других, позволяет быстро осваивать все формы коммуникативности и взаимодействия людей своего круга и языка; ценность человеческой жизни, уважение прав и свобод людей; ценности семьи, брака, любви и родительства; ценности природы, бережное отношение к ее богатству; ценности личных человеческих качеств, таких, как мужество, смелость, решительность, благородство.

По традиционной классификацией их можно разделить на материальные, которые удовлетворяют телесное бытие человека, и духовные: святость, добро, прекрасное, справедливость, истина ? ценности, которые бытие человека как духовное существо, социальные и душевными (радость, счастье, душевный комфорт).

Проблема формирования общечеловеческих ценностей в современных социокультурных условиях приобрела актуальный характер, ибо ценности являются основой содержания воспитания. Традиция воспитания общечеловеческих ценностей своими корнями уходит в глубинные истоки человеческой культуры. Об них размышляли Протагор («мера всех вещей – человек»), Сократ (определил и обобщил такие понятия, как «доблесть», «справедливость» и т.д.), Платон, который отдавал предпочтение «воспитанию ума, чувств и воли», Аристотель, призывавший к воспитанию мужества, выносливости, справедливости, высокой интеллектуальности и моральной чистоты. Большое внимание уделял воспитанию «истинной человечности» и «деликатной любви к людям» в единстве с другими сторонами воспитания И.Г. Песталоцци.

Изучая дисциплины гуманитарного цикла (история, философия, иностранный язык) базовой части учебного плана, студенты получают представление не только об «основных закономерностях взаимодействия человека и общества», анализируют «мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы», знакомятся с основными философскими категориями и человеческими проблемами», но и получают представление об обычаях, традициях, присущих людям во все времена, об общечеловеческих ценностях как ценностях , имеющих непреходящий характер.

Реализация аксиологического потенциала дисциплины «Иностранный язык» является одним из основных педагогических условий формирования ценностных ориентаций. По мнению М.Е. Павловской, «аксиологические возможности дисциплины «Иностранный язык» проявляются, прежде всего, в содержании дидактических материалов» [Павловская М.Е. Формирование ценностных ориентаций студентов при обучении иностранному языку в вузе: автореф. дис. … кан. пед. наук. Тула, 2011].

Занятия по данной дисциплине дают огромные возможности использования материалов страноведческого, эстетического характера, а также создания ситуаций, требующих обсуждения проблем этики, морали, нравственности. При обучении возникает необходимость диалога культур, осмысления общечеловеческих ценностей.

Процесс освоения ценностей – это сложная душевная и интеллектуальная деятельность. Анализ литературы свидетельствует о том, что в науке еще не сложилась единая концепция, выявляющая механизм формирования ценностных ориентаций в целостной структуре личности. Традиционно обозначают следующие способы интериоризации ценностных ориентаций: предъявление ценностей, проживание личного ценностного отношения со стороны студентов; демонстрация ценностного отношения. Критериями и показателями сформированности ценностных ориентаций у будущих специалистов, позволяющими отслеживать динамику уровней и результативность формирования ценностных ориентаций являются:когнитивный критерий, мотивационно-поведенческий критерий, оценочно-эмоциональный критерий.

Формировать осознанное вхождение ценностей во внутреннюю структуру личности студента возможно, например, посредством работы над иноязычными высказываниями или самостоятельного поиска текстов для перевода. Все эти приемы способствуют не только правильному пониманию общечеловеческих ценностей, но и активизируют мотивационную сферу личности студентов.

Таким образом, формирование ценностных ориентаций у студентов педагогических институтов – приоритетная задача педагогического процесса вуза.

Разделы