Сведения об образовательной организации

ВОСПИТАНИЕ КУРСАНТОВ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ В ВОЕННОМ ВУЗЕ

ВОСПИТАНИЕ КУРСАНТОВ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ В ВОЕННОМ ВУЗЕ

Орлова Е.Л.
Академия ФСО России
E_L80@mail.ru

Как известно, система физического воспитания имеет цель – достичь физического совершенства в развитии отдельного индивида. Система физического воспитания включает все государственные, общественные частные учреждения и организации, осуществляющие физическое воспитание в обществе. Она является подсистемой общей системы воспитания.

Физическое развитие является необходимой предпосылкой для целостного воспитания будущих военных специалистов, обучающихся в вузе. Неотъемлемой частью формирования профессиональной культуры личности современного военного специалиста является физическая подготовка.

Обучение в военном вузе является важным этапом в жизни курсантов, на котором накапливаются умения и навыки, формируются компетенции и способности, имеющие большое значение на профессиональном пути будущего военного специалиста. В связи с этим необходима оптимизация физического и психофизиологического состояния курсантов в процессе профессиональной подготовки. Это отражено во многих руководящих документах, используемых преподавателем физической подготовки в военном вузе. В современных концептуальных документах об образовании уделено достойное внимание физической подготовке обучающихся в российских вузах (Федеральный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО)).

В связи с этим, преподавателям вузов необходимо научиться решать воспитательные задачи в ходе проведения учебных занятий с курсантами по физической подготовке. Прежде всего, необходимо формировать у курсантов осмысленное отношение и интерес к целям физического воспитания и конкретным задачам занятия. Вместе с тем, нужно научить их вырабатывать привычку к анализу, самоконтролю и корректировке своих действий при выполнении физических упражнений в ходе занятия.

В результате систематических занятий курсанты должны приобрести устойчивую потребность к регулярным занятиям физическими упражнениями. Преподаватель по физической подготовке обязан прилагать особые усилия к воспитанию самостоятельности, инициативности, творческого начала у будущих военных специалистов, включая их в процесс разработки комплекса физических упражнений с направленностью на конкретную группу мышц, проектирования системы соревнований того или иного вида спорта и т.д.

Понимая сложность реализации принципа индивидуализации на занятиях по физической подготовке, преподаватель осознает ответственность за воспитание силы воли обучающихся при выполнении упражнений, связанных с координационной сложностью, интенсивностью, длительностью.

Необходимо определить место физической подготовки в здоровьесберегающем воспитании будущих офицеров. Именно они должны иметь прочные знания о здоровом, жизнеспособном и гармоничном развитии молодого поколения, так как они будут руководить профессиональной подготовкой подчиненных – военнослужащих по призыву и по контракту. У будущих офицеров необходимо сформировать представления о физическом совершенстве как идеале и цели воспитания и самовоспитания. 

Воспитательные цели конкретного занятия по физической подготовке требуют от преподавателя простроенной и отлаженной методической работы. Большую роль при проведении занятий по физической подготовке играет заинтересованность самого преподавателя в достижении положительных результатов. Мотивация преподавателя к эффективной профессиональной работе является залогом успеха на занятии по физической подготовке. Общая культура преподавателя вуза также является основой решения воспитательных задач при проведении конкретного занятия по физической подготовке курсантов.

Еще 200 лет назад римский поэт Ювенал произнес известное выражение «Здоровый дух в здоровом теле». Существует прямая связь между физическим воспитанием и физическим состоянием, одно является предпосылкой другого. Это очень важно осознавать будущим военным специалистам, обучающимся в вузе. Тогда они смогут воспитывать в себе определенные двигательные качества личности, такие как сила, скорость, улучшение подвижности суставов, вестибулярная устойчивость в разных положениях в пространстве и т.д.

Преподаватели по физической подготовке в современном военном вузе нацелены на формирование у будущих офицеров потребности в постоянном физическом развитии и усовершенствовании, движении, в занятии спортом, здоровье, достижении физического совершенства.

Занятия по физической подготовке в вузе развивают у обучающихся волю, способствуют постоянной самооценке, проявлению самоконтроля и рождению благородных амбиций, повышающих уровень достижений. Формирование перечисленных качеств личности связано с системными занятиями физкультурой и спортом. Они особенно важны в трудных профессиональных ситуациях, когда от военнослужащих требуется выносливость, умение проявлять твердость в нахождении правильного решения.

Таким образом, процесс реализации воспитательных целей на занятиях по физической подготовке в современном военном вузе приобретает особую актуальность, протекает в единстве духовно-нравственного и физического развития и усовершенствования будущих офицеров.

Разделы