Сведения об образовательной организации

СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК УСЛОВИЕ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ СТОЛИЧНОГО МЕГАПОЛИСА

СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК УСЛОВИЕ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ СТОЛИЧНОГО МЕГАПОЛИСА

Зотова М.В.
Московский городской педагогический университет
m.v.lazareva@yandex.ru 

Современное социокультурное пространство столичного мегаполиса переживает сложный переход от техногенной культуры в области науки и образования к этике одухотворенной цивилизации. В связи с этим актуализировалась потребность духовно-нравственного воспитания и культурного самоопределения молодого поколения мегаполиса столицы.

Сегодня у значительной части молодых людей приходится констатировать отставание общекультурного развития, ограниченность эстетических потребностей и заниженность духовно-нравственных критериев в процессе жизненного самоопределения.

В значительной части этому способствует социальные требования к образовательной подготовке нового поколения, нацеленной, главным образом, на профессиональную компетентность и мобильность, способность к эффективной работе на уровне мировых стандартов в условиях рыночной конкурентоспособности для экономической социализации.

Будущие молодые специалисты подготовлены к самореализации в решении технологических проблем человечества и технологизации повседневной жизни, инновациям и проектной деятельности. При этом в направлении социокультурного воспитания поколение будущих специалистов не готово к самоопределению на основе нравственных и духовных ценностей.

Все это находит проявление в инфантилизме молодых людей в мировоззренческой проблематике, формальном отношении к вопросам морали, искусства, культуры и гуманитарным ценностям, поведении на основе потребительских инстинктов и вседозволенности.

Однако всемирный исторический опыт развития человечества показывает жизнеспособность тех цивилизаций, экономическое и военное могущество которых базируется на основе духовно-нравственных и культурных ценностей. Мировой опыт свидетельствует о том, что многие страны достигли социально-экономического прогресса за счет приоритетного развития системы образования и социального воспитания, которая обеспечила социокультурное развитие молодого поколения, постоянное возрастание духовного и материального богатства общества.

В связи с этим представляется первостепенно важным направлением в социокультурном воспитании и самоопределении поколения современного студенчества восполнение дефицита духовно-нравственного и культурного развития. 

Социокультурное воспитание студенческой молодежи как наиболее передовой части молодого поколения является одной из приоритетных задач профессионального образования.

Молодёжь как наиболее образованная и социально активная общественная группа общества особенно остро ощущает происходящие перемены в жизни общества. Вследствие инновационных и деструктивных изменений в общественном развитии происходит рост прагматизма и индивидуализма у молодежи.

Поэтому учреждения профессионального образования сегодня должны стать школой профессионализма, гражданственности, творчества для воспитания будущих специалистов, способных не только работать в новых социально-экономических условиях, но и способных к культурному самоопределению.

Формирование основ духовно-нравственного воспитания студенческой молодежи приобретает особое значение в процессе фундаментальных изменений социально-культурной жизни столичного мегаполиса. Новые политические реалии, интенсивное развитие рыночной экономики, экспансия средств массовой коммуникации вызывают не только реорганизацию социально-экономического порядка, но и существенно влияют на духовный уклад и идейно-нравственные ценности общества.

В отечественных социальных науках проблемы самоопределения молодежи и развитие их субкультуры должны рассматриваться в контексте социальных проблем и национальной культуры в целом.

Социокультурное воспитание студентов в период получения профессионального образования необходимо сочетать в едином обучающем процессе по передаче и накоплению знаний с развитием интеллектуального и духовного потенциала личности.

Современное поколение студентов процесс культурного самоопределения осуществляет в условиях, когда приходится констатировать утрату ценностей советской идеологической системы и культуры, традиционных для России. Средства массовой информации, современная кинематография, реклама, Интернет насаждают модель западной нравственности, основанную на обогащении и достижении экономического успеха любой ценой.

Молодежной субкультуре свойственен динамизм, агрессия, неустойчивость социокультурных моделей поведения в поиске идентичности и собственного жизненного и культурного стиля. Сегодняшняя пропаганда европейского и американского образа жизни, к сожалению, доминирует в вопросах формирования молодежной субкультуры и социокультурного самоопределения молодежи.

Социокультурная особенность современного студенчества заключается в возможностях выстраивать «жизненные программы», включающие карьерные планы в профессиональной деятельности, и ориентированные на личностную реализацию в самых разных сферах жизни.

Сегодня ориентация на профессиональную деятельность, стремление к высоким жизненным стандартам заменяются истинно-культурными ценностями и социальными нормами у студенчества.

Процветание любого общества во все времена определялись интеллектуальной мощью и уровнем воспитания и образования населения. Человечество всегда было заинтересовано не только в биологическом воспроизводстве, но и духовном, нравственном и культурном.

Социокультурное воспитание обеспечивает социализацию личности, его интеграцию в общество через переосмысление общечеловеческих ценностей. Гуманистическая традиция требует от индивида быть достойным великой культуры, которую создало человечество.

В современных реалиях социальное и культурное воспитание становится востребованным на всех уровнях общественной жизни. Именно социально-культурное воспитание может и должно оказывать сегодня свое эффективное влияние на формирование у молодого поколения социальных, духовных ценностей и идеалов, индивидуального и общественного мировоззрения, поведенческих стереотипов и конкретных поступков.

Разделы