Сведения об образовательной организации

ВИКТИМНОЕ ПОВЕДЕНИЕ УЧАЩИХСЯ КАК ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА

ВИКТИМНОЕ ПОВЕДЕНИЕ УЧАЩИХСЯ КАК ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА

Сарафанова Л.В.
Социально-педагогический институт Мичуринского государственного аграрного университета
titdino@mail.ru 

Многоплановые преобразования в России при множестве положительных сторон привели к возникновению огромного количества непредвиденных ситуаций, катастроф, росту преступности. Личность оказалась неготовой в них ориентироваться и становится их жертвой. В качестве одной из причин данного негативного явления отмечается возрастание виктимности как специфического сплава личностных качеств. В последнее десятилетие ярко обозначилась проблема виктимного поведения учащихся, особенно подростков, как наиболее уязвимой возрастной группы в связи с активизацией многообразия их деятельности. Многие педагоги затрудяются в решении этой проблемы. Рассмотрим некоторые теоретические основы и особенности их деятельности в этом направлении.

Подростковый возраст является наиболее сенситивным для профилактики и предотвращения виктимизации и требует повышенного внимания взрослых – родителей и педагогов. При условии, что их воздействие однонаправлено и позитивно – виктимность будет снижаться. К сожалению, в современном обществе утрачено продуктивное сотрудничество школы, семьи и общества.

Не смотря на очевидность того, что факторы возникновения и развития виктимности поведения личности находятся в системе воспитания, в российской психолого-педагогической науке теоретических и экспериментальных исследований по проблеме виктимного поведения личности крайне мало. Единичные работы посвящены изучению психологических особенностей детей и взрослых на криминологическом и судебнопсихиатрическом материале. При этом исследователи обращают внимание на проблемы генезиса виктимного поведения, системы факторов, детерминирующих его возникновение, особенности проявления виктимного поведения подростков, уже ставших жертвой криминальной ситуации.

Рост преступлений в отношении детей, по их вине или с их неосмотрительным участием, в последнее время диктует необходимость более пристально рассматривать педагогический аспект проблемы с позиций предупреждения возникновения виктимности.

В исследованиях по данной проблеме есть точка зрения, что виктимное поведение личности детерминировано наличием определенных виктимных предрасположенностей. Для большинства потерпевших детей то обстоятельство, что они стали жертвой преступления, не является случайным. Оно подготовлено наличием виктимности как индивидуального свойства личности, которое организует их поведение. Индивидуальная виктимность – это обусловленное наличием преступности состояние уязвимости отдельного лица, выражающееся в объективно присущей человеку способности стать жертвой преступления. 

Проявление витктимности личности часто связано с возрастом, жизненным опытом, условиями воспитания, что обосновывает необходимость акцентировать внимание в рамках предупредительной профилактической педагогической работы. Организация педагогического сопровождения виктимного ребенка заключается в разработке системы выявления виктимных детей, формировании умений распознавать и критически оценивать обстоятельства и проблемы, находить правильный путь их решения через формирование умения прогнозировать и адекватно ориентироваться в сложившихся ситуациях на основе доброжелательности к окружающим, самооценки, понимания смысла жизни, своего назначения в ней.

В современном обществе резко возросло количество виктимных детей, которые испытывают затруднения в адекватной ориентации в сложных изменяющихся обстоятельствах и часто попадают в неприятные, а порой и трагические ситуации. Виктимные учащиеся медленнее реагируют на обращения и воздействие взрослых, менее гибки к положительному и более к негативному влиянию окружающей среды, малокритичны, часто рискованны, самонадеянны, очень трудно усваивают положительный опыт поведения и действий, так как, как правило, они его в своей жизни не имели. Виктимного школьника отличает неумение управлять собой. Наблюдения показывают, что виктимные школьники имеют трудности во взаимоотношениях с окружающими людьми, поверхностность чувств, привычку жить по указке, им свойственно проявление грубого нарушения дисциплины (вызывающее поведение, безответственное отношение к себе и окружающим, необдуманность поступков, малая занятость, что может привести к воровству, бродяжничеству и пр.). Виктимные школьники являются потенциальными участниками асоциальных группировок и объединений, что представляет серьезное препятствие для позитивного развития общества. 

Виктимность, как качество личности, формируется в детстве, и ее предотвращение зависит от возможно раннего выявления предрасположенности ребенка стать потенциально или латентно жертвой неблагоприятных обстоятельств. В числе разнообразных, взаимосвязанных между собой факторов, влияющих на виктимизацию детей, выделяются: индивидуальный фактор(действует на уровне психобиологических предпосылок поведения, затрудняющих социальную адаптацию ребенка); психолого-педагогический фактор(проявляется в дефектах школьного и семейного воспитания); социально-психологический фактор (раскрывает неблагоприятные особенности взаимодействия ребенка со своим ближайшим окружением в семье, на улице, в учебном коллективе); личностный фактор(прежде всего, проявляется в активно-избирательном отношении ребенка к предпочитаемой среде общения, к нормам и ценностям своего окружения, к педагогическим воздействиям семьи, школы, а также саморегулирование своего поведения); социальный фактор (определяется социальными и социально-экономическими условиями общества).

Младший школьный и подростковый возраст является наиболее сензитивным для профилактики и предотвращения виктимизации и требует повышенного внимания взрослых – родителей и педагогов. Виктимность корректируется педагогическими условиями, которые должны повлиять в одних случаях предупредительно-профилактически, в других – коррекционно. Рассматривая условия, в которых происходит развитие школьника и проявляется виктимное поведение, можно выделить совокупность взаимодействующих внутренних и внешних факторов. К ним относятся: система требований, предъявляемых к ребенку на определенном этапе развития, отношения с учителями, родителями и сверстниками, знания и деятельность, которыми он овладевает, способы усвоения получаемых знаний, особенности физического и психического развития и другое. Совершенно естественно, что одни и те же элементы среды влияют на каждого ребенка по-разному и именно специфика внешних и внутренних условий определяет вероятность виктимизации.

Ключевым моментом в предупреждении виктимного поведения школьников является целенаправленное педагогическое руководство. Подконтрольным должен быть процесс принятия решений и, что особенно важно, постановка целей. Возникающая эмоциональная окраска усиливает или ослабляет мотивы деятельности, влияет на самооценку и уровень притязаний, усиливает самоконтроль. Отсутствие корректировки приводит к снижению мотивации деятельности детей и стрессу. Накопление стрессовых ситуаций у школьника со временем либо приводит к проблемам, либо помогает обрести гибкость, что зависит от его умения противостоять трудностям.

Для подростка значимы примеры поведения окружающих людей. В этом возрасте пример учителя часто является для ребенка основополагающим фактором обучения способам поведения, предполагающим соблюдение нравственных норм. Особенно важна для ребенка функция учителя как арбитра, поскольку именно его оценки и отношения задают направления успешности в деятельности, обусловливают поступки детей.

В целях повышения эффективности деятельности педагога по предупреждению возникновения виктимности подростков в рамках методических семинаров и ПК необходимо их ознакомление с содержанием спецкурсов «Виктимность и пути ее профилактики» и «Особенности взаимодействия с виктимными  подростками».

Разделы