Сведения об образовательной организации

ФОРМИРОВАНИЕ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНТА В КОНТЕКСТЕ ИДЕЙ КУЛЬТУРЫ МИРА

ФОРМИРОВАНИЕ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНТА В КОНТЕКСТЕ ИДЕЙ КУЛЬТУРЫ МИРА

Литвинович В.Г.
Минский государственный лингвистический университет
litvyn@yandex.ru

В начале XXI века общественность на уровне государств, мировых религий, человеческих цивилизаций, различных образовательных и воспитательных систем осознала необходимость установить в мире дух сотрудничества, толерантности и дружбы между людьми, народами и государствами. Успех в этом деле зависит как от политики, так и от результатов обучения, воспитания и развития детей и молодежи, от интеллектуальных, духовных и нравственных качеств личности. Не вызывает сомнения, что воспитание подрастающих поколений в духе идей культуры мира становится ведущим этическим и ценностным ориентиром для образовательных учреждений и воспитательных организаций.

Анализ современной гуманитарной практики указывает на приоритет толерантной, гуманистически ориентированной, открытой к общению с людьми различных национальностей, демократической, миролюбивой личности, что находит подтверждение в документах ООН и ЮНЕСКО, в Законах об образовании Российской Федерации и Республики Беларусь, принципах государственной молодежной политики. Человек, не делящий мир на «свой» и «чужой» по национальному и культурному признакам, имеет большую возможность реализовать себя, участвовать в созидательных глобальных процессах во имя мира и прогресса, сопричастно относиться к проблемам других людей, принимать адекватные решения.

Воспитание студентов в духе культуры мира будет эффективным при таких организационно-педагогических условиях: наличие специальной образовательной программы, интегрированной в систему профессионального воспитания студентов; обеспечение целенаправленного развития субъектной позиции студента и в процессе вовлечения их в постоянно усложняющуюся миротворческую деятельность; организация педагогического сопровождения студентов.

Формирование субъектности у студентов в контексте идей культуры мира основано на положениях, высказанных В.А. Сластёниным – процесс становления и развития субъектной позиции студента и педагога, усиление субъектных потенциалов его личности может быть представлен как определённая стратегия изменений в содержании, формах и методах профессиональной подготовки.

Сущностная особенность педагогической деятельности заключается в объектно-субъектном преобразовании личности. Понятие «субъект» имеет ряд различных значений. «Субъект» - вообще о человеке как активном, деятельном существе, как характеристике высшей системной целостности его фундаментальных свойств, способности превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования (Б.Г.Ананьев, В.А. Лекторский, В.А. Сластёнин и др.). «Субъект» в образовательно-воспитательном процессе (нашем случае – студент) как человек, определённым образом относящийся к этому процессу – положительно или отрицательно. «Субъект» образовательно-воспитательного процесса – единомышленник педагогов. «Субъект» (студент) как носитель определённых личностных свойств, способный преобразовывать свою жизнедеятельность с позиций успешного овладения избранной профессией.

Внутренняя позиция личности студента – образование субъектное, активное, деятельное. Она присуща человеку как субъекту и позволяет личности проявлять свои индивидуальные начала. Субъектная позиция характеризует студента как личность, которая сознательно и деятельностно относится к образовательному процессу, прилагает активные усилия для саморазвития. Субъектная позиция характеризует студента в качестве сформировавшегося, зрелого представителя своей социальной роли.

В русле субъектной парадигмы педагогическую деятельность в университете можно определить как процесс двуединого системного взаимодействия преподавателя (педагогического коллектива) и студента (академической группы), с целью создания благоприятных условий для оптимальной самореализации личности будущего педагога-воспитателя как субъекта успешной профессиональной деятельности и личной жизнедеятельности. Для студентов формирование субъектной позиции в университетском образовательном пространстве означает ориентацию на личностную самореализацию в приобщении к будущей профессии, активное отношение к учебно-воспитательному процессу, выработку индивидуально-личностных стратегий и тактик своей жизнедеятельности.

Актуальность становления и развития субъектной позиции студента обусловлена следующими обстоятельствами:

- во-первых, субъектность обеспечивает основу развития личности, индивидуальности; без неё процесс самореализации утрачивает свою целостность и комплексность;

- во-вторых, субъектные характеристики студента обеспечивают активность и творчество в учебно-воспитательном процессе вуза, а, следовательно, успешность в овладении профессией, превращает педагогическое взаимодействие в сотворчество двух субъектов – преподавателя и студента;

Важным условием развития субъектной позиции студента выступает соответствие, совпадение, согласованность внешних педагогических воздействий с его внутренним потенциалом. С одной стороны, субъектная позиция студента означает соответствие его целей, мотивов, способов действий педагогическим требованиям, а с другой – выход за пределы указанных предписаний, подчинение отношений задачам личностного, в том числе и профессионального самосовершенствования.

В структуре подготовки будущего учителя – воспитателя существует определённая этапность воспитания студентов в духе культуры мира в соответствии с его продвижением по курсам базового педагогического образования предусматривается постоянная и систематическая поддержка и сопровождение со стороны преподавателя.

На первом и втором курсе  формируется адаптивно-репродуктивный уровень профессиональной культуры. У студента формируется положительное отношение к психолого-педагогическим знаниям в общем виде и умение дифференцировать их в духе идей культуры мира. Студент проявляет готовность к преобразованию педагогической деятельности на основе полученных знаний, у него формируется установка на самостоятельное моделирование структуры воспитания в духе культуры мира и способность к рефлексии собственного социального поведения.

На третьем и четвёртом курсах формируется практико-ориентированный и эвристический уровень профессиональной культуры. В процессе практической профессиональной деятельности у студентов уже проявляется умение осуществлять воспитание в духе культуры мира на уровне развития педагогической идеи, а также способность к рефлексии собственного педагогического опыта. Одновременно с этим он демонстрирует не только понимание актуальности воспитания в духе культуры мира, но и потребность в личностном самоопределении и саморазвитии. На протяжении этих лет студент выступает в роли коммуникатора, организатора, исследователя, консультанта, волонтёра, миротворца.

На пятом курсе формируется творческий уровень профессиональной культуры. В этот период студент как будущий учитель-воспитатель уже самостоятельно включает ценности культуры мира в программу воспитательной деятельности, которые выступают основой творческой самостоятельности и создают условия для эффективной самореализации его индивидуально-психологических, интеллектуальных возможностей. Установка на собственное моделирование педагогической деятельности в духе идей культуры мира создает условия для появления и реализации различных форм педагогических идей.

Результативность и эффективность образовательной деятельности студента зависит, с одной стороны, от его собственных позиций, активности и ответственности, с другой – от того, насколько он сам может учитывать или даже создавать условия своего развития, своего самовоспитания в духе идей культуры мира. Поэтому развитие субъектной позиции студентов предусматривает их вовлечение в миротворческую деятельность.

Важность этих условий определяют особенности освоения и присвоения личностью в студенческом возрасте социального опыта, помогающие ему идентифицировать себя с человеком, вступающим во взаимодействие с поликультурным миром, принимающего другие точки зрения, мнения. Формирование субъектной позиции студентов-коммуникаторов, обучение навыкам проектной деятельности, организации социальных инициатив, миротворческих акций, волонтерской работы, опыту моделирования воспитательных миротворческих мероприятий можно осуществлять в рамках проблемных семинаров. Через использование воспитательного потенциала внеаудиторной работы, общественных организаций (Белорусский республиканский союз молодежи, Белорусская ассоциация клубов ЮНЕСКО, студенческие профсоюзы), студенческого самоуправления (студклуб, педклуб «Диалог») создаются условия для приобретения студентами организационных и управленческих умений и навыков работы в группе, появления опыта деловых и личностных отношений, коммуникаций, социального партнерства, проектирования и моделирования.

Разделы