Сведения об образовательной организации

К ВОПРОСУ О СОДЕРЖАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БУДУЩЕГО ОФИЦЕРА-ВОСПИТАТЕЛЯ

К ВОПРОСУ О СОДЕРЖАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БУДУЩЕГО ОФИЦЕРА-ВОСПИТАТЕЛЯ

Григоров А.Ю., Петшауэр М.Ю., Плаксин А.А.
Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина
mariana_g@mail.ru

Реформа Вооруженных Сил РФ в полном объеме коснулась и системы военного образования, которая за свою 300-летнюю историю аккумулировала уникальный военно-педагогический опыт, не раз оправдывала себя в условиях сложных испытаний и имеет бесспорные достижения и преимущества. В числе приоритетных направлений военного строительства отмечена подготовка военных кадров, способных умело обучать и воспитывать подчиненных. В новых условиях назрела необходимость не просто проанализировать исторические уроки прошлого, но и определить реальные контуры и ориентиры в подготовке специалистов, способных квалифицированно организовывать воспитательную работу в подразделении.

Военный педагог-психолог – профессия в сфере воинской деятельности достаточно известная, но вместе с тем относительно новая. Вопросы его подготовки, определение круга необходимых знаний, умений и навыков, критериев эффективной работы в современных условиях еще четко не обозначены. Модернизация военного образования, пересмотр отдельных теоретических основ воинского воспитания требуют учета в работе с личным составом ряда особенностей.

Во-первых, необходимо сохранить то положительное, что имелось в отечественном военно-педагогическом опыте. И здесь нельзя не сослаться на позицию Президента Российской Федерации В.В. Путина о том, что «важно сохранить все лучшее, что было в прежней системе образования… но, разумеется, жизнь развивается, новые требования возникают, и образование должно быть современным, отвечающим этим требованиям».

Во-вторых, если что-то полезное в процессе подготовки офицеров-воспитателей было утрачено за предыдущие годы, то это необходимо восстановить. В этой связи ряд неоспоримых достижений имеет военно-педагогический опыт советского периода, что признается даже нашими противниками. Поэтому, создавая новую систему профессионального психолого-педагогического образования, объективно нельзя отказаться от передового отечественного и зарубежного исторического опыта.

В-третьих, необходимо привести систему военно-педагогического образования в соответствие с требованиями современного этапа строительства Вооруженных Сил РФ, связать педагогическое воспитательное пространство вуза, где учатся будущие офицеры-воспитатели, с реалиями современности, внести изменения в организацию учебного процесса, обеспечив формирование профессиональных качеств, необходимых для эффективной организации обучения и воспитания подчиненных.

В-четвертых, важно учитывать, чтовоенное образование – это особым образом организованная педагогическая система, в центре которой находится личность военнослужащего. Возрастание роли человеческого фактора усиливает значение наук о человеке, прежде всего военной педагогики как специальной науки об образовании. Сегодня установилась мода на так называемые высокие технологии, ориентированные на сложные объекты, отличающиеся большой наукоемкостью. По нашему мнению, человек – это наиболее сложный из всех объектов, а подготовка образованного и нравственного офицера – это один из наиболее наукоемких из всех процессов.

На наш взгляд, современное состояние профессионального психолого-педагогического образования характеризуется:

– отсутствием целостного теоретико-методологического подхода к организации подготовки профессионала-воспитателя;

– недооценкой многими офицерами психолого-педагогических знаний, пренебрежением классическими принципами обучения и воспитания;

– прагматизацией военно-педагогического образования, его заземленностью на решении текущих, сиюминутных задач, что таит в себе угрозу развития личности не меньше, чем прежняя идеологизация;

– наличием затягивающихся проблем кадрового обеспечения психолого-педагогической составляющей образовательного процесса;

– чрезмерной перегруженностью учебного процесса второстепенными знаниями, разобщенностью учебно-воспитательного процесса и практической деятельности.

Необходимость подготовки квалифицированных профессионалов-воспитателей обусловлена возрастанием роли психолого-педагогических знаний в деятельности офицерских кадров, в практике управления воинскими коллективами. Образованность, педагогическая компетентность, волевые и нравственные качества офицера как никогда востребованы сегодня. В настоящее время предпринимаются попытки выстроить модель профессионального образования военного педагога-психолога, опирающуюся на практику организации воспитательной работы, функциональные обязанности заместителя командира по воспитательной работе. Накоплен определенный опыт, однако он не является исчерпывающим. Для организации такой подготовки вовсе недостаточно ввести новые учебные предметы, увеличить количество часов на психолого-педагогические дисциплины, отбросить идеологическую направленность старых учебных пособий.

Мы рассматриваем психолого-педагогическое образование профессионала-воспитателя как организованную совокупность учебных, воспитательных, кадровых, методических, социально-психологических, материально-технических мероприятий и совместную деятельность обучающих и обучаемых по формированию у последних такого уровня теоретических знаний и практических навыков и умений, которые обеспечивали бы уверенное выполнение ими обязанностей по должностному предназначению.

Проблемы, с которыми сталкиваются организаторы образовательного процесса по психолого-педагогической специальности, обусловливают поиск необходимых методических средств, позволяющих сформулировать концептуальные подходы к подготовке офицера-воспитателя. Мы считаем, что такие подходы тесно связаны со следующими характеристиками военно-образовательного процесса:

–современность– стремление к совершенствованию учебного процесса путем уменьшения разрыва между новыми достижениями научной мысли и их отражением в учебных дисциплинах и методиках обучения;

–интегративность – синтез знаний, получаемых из гуманитарных, психолого-педагогических и военно-профессиональных дисциплин;

– оптимальность– попытка достичь учебно-воспитательных целей при наименьших затратах сил, времени и средств;

– научность – отказ от формального или интуитивного определения содержания, методов и форм обучения и переход к научно обоснованному анализу образовательного процесса (Пидкасистый П.И., 2005).

На наш взгляд, процесс подготовки педагогов-психологов в военном вузе успешно коррелирует с многоуровневой системой формирования содержания образования, которая связывает воедино педагогическую деятельность преподавателей и учебную работу курсантов, теорию и практику воспитательной работы. В такой системе можно выделить три уровня:

Первый уровень (общего теоретического знания)определяет перечень ключевых компетентностей, подлежащих формированию у курсантов на начальном этапе обучения. Определяющее значение здесь имеют фундаментальные знания в области гуманитарного знания: философии, психологии, педагогики, теории и методики воспитания, социальной педагогики. Первый уровень предполагает уяснение базовых понятий и категорий психолого-педагогической деятельности и группировку учебного материала вокруг них, знакомство с содержательной стороной будущей специальности: нормативными и руководящими документами, функциональными обязанностями. Ключевую роль в этом процессе играет преподаватель, который должен четко осознавать цели, задачи, направления своей деятельности. Он должен не только знать содержание новых учебных дисциплин, владеть категориальным аппаратом, адаптированным к военно-профессиональной деятельности, но и умело управлять познавательными процессами в ходе занятий.

Второй уровень (выработка практических умений и навыков)предполагает развитие способностей курсантов на основе изучения специальных дисциплин и самостоятельного анализа разнообразной социально-психологической информации. Овладение различными методами психодиагностики и психокоррекции, навыками психологического наблюдения и беседы, умениями проводить консультативную работу с различными категориями военнослужащих должно тесно увязываться с использованием компьютерной техники, современных средств обучения и воспитания. Особое внимание в учебном процессе должно уделяться оказанию методической помощи по выработке практических умений и навыков, развитию необходимых психологических способностей, созданию условий для развития творческих способностей. Чем лучше сконструирована и систематизирована учебная работа по привитию практических навыков воспитательной работы, тем эффективнее идет процесс по их формированию.

Третий уровень (формирование профессионально значимых качеств личности)характеризуется сочетанием теоретических знаний и практических навыков, а также наличием определенных интеллектуальных, волевых и других качеств, необходимых для организации обучения и воспитания подчиненных, организации морально-психологического обеспечения деятельности подразделений.Среди таких качеств можно назвать уровень личной и профессиональной подготовленности и ответственности за последствия своей деятельности, степень развития коммуникативных и интеллектуальных качеств. Показателями профессионально значимых качеств являются умения планировать свою деятельность, определять главное в работе, упреждать и разрешать конфликтные ситуации. Важными направлениями деятельности курсантов являются: участие в научно-исследовательской работе, изучение передового опыта организации воспитательной работы, самовоспитание и самообразование.

Обобщая сказанное, подчеркнем:

1. Необходимость подготовки квалифицированных профессионалов-воспитателей обусловлена возрастанием роли психолого-педагогических знаний в практике военного строительства.

2. Подготовка офицера-воспитателя должна основываться на конкретной модели образовательной деятельности, способствовать приобретению профессиональных знаний, умений и навыков, обеспечивать их применение в практической деятельности.

3. Образовательный процесс может быть эффективным в том случае, если он наиболее полно учитывает диалектику обучения и воспитания, базируется на исторической преемственности и устремлен в будущее. 

Разделы