Сведения об образовательной организации

ВОСПИТАНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ КУРСАНТОВ В СИСТЕМЕ ПРОФЕС-СИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

ВОСПИТАНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ КУРСАНТОВ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ 

Панферкина И.С.
Воронежский институт МВД России
formaneforma@mail.ru

Среди профессиональных компетенций, установленных Государственным образовательным стандартом для подготовки специалистов в области правоохранительной деятельности, осуществляемой в вузах МВД России, особое место занимает способность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2). Ведь от того, насколько сформирована у выпускника вуза МВД России такая способность, во многом зависит способность принимать решения и совершать юридически значимые действия в точном соответствии с законом, а также и другие компетенции в области правоприменительной деятельности, от которых зависит ее результативность и успешность.

В наиболее общем представлении, правовая культура представляет и часть общей культуры общества, и составляющую культуры отдельной личности, в том числе и личности курсанта, и личности сотрудника-профессионала органов внутренних дел. В то же время, это и особая интеллектуальная сфера, имеющая свою специфику и выступающая предметом изучения не только исследователей в области теории права, но и социологии, политологии, философии и других наук. Ведь она тесно связана с политической, нравственной, духовной и другими видами культуры. Проблемы правовой культуры активно исследуют ученые-правоведы (Н.Л. Гранат, Н.М. Кейзеров, В.И. Каминская, А.Р. Ратинов, В.П. Сальников, В.Н. Синюков и др.). Что же касается проблем формирования правовой культуры курсантов – будущих специалистов органов внутренних дел в процессе их профессиональной подготовки в вузах МВД России, то в последние годы они остаются актуальными, но недостаточно изученными исследователями-педагогами.

На основе изучения научной и учебной литературы можно прийти к выводу о том, что в современной теории права в качестве характерных черт правовой культуры личности чаще всего определяются: во-первых, достигнутый уровень сформированности правосознания, соблюдение и исполнение действующего законодательства; во-вторых, знание действующих законов государства, понимание того, что незнание законов не освобождает от ответственности за их нарушение, правильное понимание своих прав и обязанностей, своего положения в обществе, свободы и ответственности, норм взаимоотношений с согражданами; в-третьих, убежденность в необходимости, полезности и целесообразности законов, внутреннее согласие с ними. Убежденность в необходимости, полезности и целесообразности законов, внутреннее согласие с ними, которые отражаются в соблюдении и исполнении человеком действующего законодательства, мы определяем как гражданскую ответственностьи рассматриваем ее как составляющую правовой культуры личности, в том числе и курсанта.

Воспитание гражданской ответственности курсантов – будущих специалистов органов внутренних дел включает сложную и многогранную деятельность государства, ведомственных вузов, направленную  на их сознание и поведение в целях формирования определенных позитивных представлений, взглядов ценностных ориентаций, установок, обеспечивающих соблюдение, исполнение и использование юридических норм. Результатом такой деятельности становится формирование убежденности будущих специалистов МВД России в необходимости, полезности и целесообразности законов, внутреннем согласии с ними, в строгом соблюдении и исполнении сотрудником органа внутренних дел действующего законодательства как в период несения службы, так и в различных жизненных ситуациях.

Как известно, воспитание всегда имеет целенаправленный характер, который предполагает определенное содержание воспитательной деятельности, понимание ее конечных целей, а также содержит средства и методы достижения установленных целей. Если речь идет о воспитании гражданской ответственности курсантов, то результатом такой деятельности профессорско-преподавательского и командного состава ведомственного вуза должны стать позитивные изменения в правосознании курсанта, повышение уровня сформированности его правовой культуры. Отражением воспитательной деятельности становится формирование на должном уровне убежденности каждого сотрудника органов внутренних дел в необходимости, полезности и целесообразности действующих нормативных документов, регламентирующих его поведение не только в процессе осуществления профессиональной деятельности, но и во внеслужебное время.

Достижение цели в процессе воспитания гражданской ответственности курсантов, в свою очередь, способствует достижению главной цели воспитания, которой является формирование и развитие сотрудника МВД России как личности с теми качествами, которые необходимы и для жизни в обществе, и для эффективного, рационального исполнения служебных обязанностей в процессе осуществления профессиональной деятельности в качестве специалиста органов внутренних дел. В то же время воспитание гражданской ответственности курсантов, основанное на принципах гуманизма, позволяет воспитывать в них общечеловеческие ценности, не имеющие исторических и государственных границ. Однако общечеловеческие ценности, главным образом, связаны с пониманием морали и нравственности, а также с тем, что происходит с личностью и вокруг нее.

Но наряду с общечеловеческими ценностями в процессе воспитания гражданской ответственности курсантов должны достигаться и конкретные цели, которые ставят перед воспитанием текущие процессы в обществе и которые конкретизируются воспитательным процессом ведомственного вуза, преломляются в его образовательной среде. В частности, такой целью становится эффективное формирование гражданской ответственности курсантов на основе рационального использования влияния факторов образовательной среды с учетом специфики ведомственной подготовки специалистов, повышение на этой основе уровня их правой культуры в русле профессионально-личностного становления  будущих специалистов МВД России.

Исследуя особенности влияния образовательной среды ведомственного вуза на воспитание гражданской ответственности курсантов и его результаты, нельзя не отметить, что такая образовательная среда становится эффективным ресурсом развития личности только в том случае, если этот ресурс используется позитивно и рационально, если учитываются особенности профессиональной подготовки будущих специалистов органов внутренних дел именно в ведомственном вузе. При этом особенности влияния образовательной среды ведомственного вуза на воспитание гражданской ответственности курсантов и его результаты, на наш взгляд, порождаются следующими обстоятельствами и состоят в следующем:

1)         деятельность сотрудников органов внутренних дел регламентируется системой нормативных документов, требующих неукоснительного соблюдения установленных ими правил. Именно от этого в определяющей степени зависят не только результативность профессиональной деятельности, но зачастую жизнь и здоровье сотрудников, их способность выжить, исполнив свои профессиональные обязанности в экстремальных ситуациях. Именно этим особым обстоятельством определяются те специфические стереотипы законопослушного поведения, которые должны формироваться и поддерживаться в образовательной среде ведомственных вузов;

2)         в ведомственных вузах МВД России преобладает внешне заданное управленческое и организационное начало, которым задается жесткая регламентация всех видов деятельности курсантов и их отношений с иными субъектами (преподавателями, командирами). Все это требует создания адекватных элементов в соответствующих компонентах образовательной среды ведомственного вуза, в том числе и создания необходимой воспитательной среды, неразрывно связанной с другими составляющими образовательной среды конкретного вуза;

3)         курсанты ведомственных вузов, в отличие от студентов неведомственных образовательных учреждений, постоянно или большую часть времени находятся в вузе, а значит и практически постоянно взаимодействуют друг с другом, с педагогами и командирами в учебной, воспитательной, внеслужебной сферах. С этим связаны особенности влияния коллективного мировоззрения на их профессионально-личностное становление, а также на воспитание гражданской ответственности. В этой связи особое значение приобретают необходимость и возможности с помощью адекватных форм, методов и средств воспитания снизить негативное и повысить позитивное влияние именно этих факторов образовательной среды ведомственного вуза;

4)         значительным позитивным влиянием обладает и такой специфический фактор, как сложившиеся в системе МВД России определенные традиции, связанные со спецификой деятельности их сотрудников и отражающие важность следовать законодательно установленным правилам. Их особенно важно использовать в качестве факторов позитивного влияния на профессионально-личностное становление будущих специалистов и формирование их гражданской ответственности.

Воспитание гражданской ответственности курсантов – будущих специалистов органов внутренних дел в период их обучения в вузах МВД России с учетом особенностей влияния на этот сложный и противоречивый процесс факторов образовательной среды позволяет сформировать на высоком уровне их гражданскую ответственность и правовую культуру. В свою очередь, формирование гражданской ответственности курсантов в русле развития их правовой культуры, несомненно, будет способствовать повышению эффективности профессионально-личностного становления курсантов в период обучения в ведомственном вузе. 

Разделы