Сведения об образовательной организации

АКТУАЛЬНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА

АКТУАЛЬНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА 

Артюхина Н.Н.
МБОУ СОШ № 1, г. Кирсанов
nataliya.artyuxina@mail.ru

Образование как система, основной функцией которой является обучение и воспитание человека, играет в его жизни наиважнейшую роль. Человек связан с этой системой значительную часть своей жизни. Она оказывает воздействие на его социализацию, процесс становления как личности.  Социализация личности в образовании рассматривается как становление её активности, духовно-нравственных качеств, творческих способностей, ответственности за поступки и действия, трудовую деятельность.

Модернизация высшего образования в России ориентирована на решение актуальных проблем социально-экономического и культурного развития страны и направлена на качественную подготовку специалистов разных профессий, компетентных, способных к постоянному профессиональному росту. Современный специалист с высшим образованием должен обладать умением работать в условиях непрерывно изменяющегося мира, разрабатывать собственные стратегии поведения, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность. Он должен быть не только профессионально грамотным, но и социально - компетентным, уметь организовывать, руководить и подчиняться, разрешать конфликты и принимать решения.

Характеристики любой системы образования, ее форма и сущность определяются состоянием социокультурного пространства. Кардинальные изменения в экономической, социально-политической, культурной жизни России, которыми было ознаменовано последнее десятилетие, породили совокупность новых системообразующих факторов, вступивших в противоречие с ранее действовавшими в ее социокультурном пространстве. Появление этого комплекса факторов вызвало существенную трансформацию данного пространства.

Высшая школа всегда являлась важнейшей составной частью единого хозяйственного комплекса страны, перед которой стояли и стоят задачи подготовки высококвалифицированных кадров специалистов. Но сегодня необходимо не только совершенствовать их профессиональные качества, но и учить быть психологически готовыми к новому виду профессиональной деятельности. Настоящее время выдвигает принципиально новую систему ценностей, основу которой составляет общая компетентность, одной из составляющих является правовая компетентность.

Правовая компетентность социального педагога подразумевает собой знание и выполнение им социальных норм и правил поведения людей, которые устанавливаются или санкционируются государством, естественно в соответствии с его полномочиями, правами и обязанностями.

Правовая компетентность социального педагога является его интегральной профессионально-личностной характеристикой, включающей систему гуманистических ценностных ориентаций в экономическом, политическом и социальном направлениях общественной жизни, глубокие теоретические знания, практические умения, коммуникативные способности и личностные качества, направленные на создание стимулирующих условий для правового воспитания учеников.

Правовая компетентность представляет собой единство правовых знаний, отражающих правовую действительность, отношение личности к правовым явлениям и на основе этого её правовое поведение; она проявляется через положительную, сообразную с законами общества, установку по отношению к себе и другим, окружающему миру, приносящую успех и удовлетворение от достигнутых результатов.

Формирование правовой компетентности педагога как его профессионально значимого качества оправданно рассматривать в контексте правового образования и правового воспитания. Важность правового воспитания в рамках гражданского воспитания рассматривалась еще в античных философских трудах Сократа, Платона, Аристотеля, Цицерона, Квинтилиана. Дальнейшее развитие их идеи получили в эпоху Возрождения (П. Верджерио, Л. Бруни и др.), а затем - в работах мыслителей Просвещения (Т. Гоббс, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, Дж. Локк и др.).

В России задача правового воспитания интересовала представителей самых различных течений общественной мысли - от А.Н. Радищева до С.С. Уварова, но наибольшее внимание ей уделяли представители «государственной» школы права (Б.Н. Чичерин, К.Д. Кавелин, СМ. Соловьев и др.) и естественноправовой школы (СИ. Гессен, Б.А. Кистяковский, П.И. Новгородцев, Л.И. Петражицкий и др.). Следует отметить, что в отличие от западноевропейской и североамериканской правовой традиции, где правовое воспитание в большей степени ориентировалось на воспитание члена гражданского общества (Л. Альтюссер, П. Гамарра, В. Ньювелл, Ж. Эпин и др.), в Советском Союзе акцент делался на воспитании у гражданина законопослушности (А.И. Долгова, Г.К. Ефремова, В.И. Каминская, В.И. Кудрявцев, Н.А. Носкова, А.Р. Ратинов и др.).

Вопросы правосознания и правового воспитания подрастающего поколения нашли отражение в трудах П.Ф. Каптерева, К.Н. Корнилова, Н.Н. Иорданского, СТ. Шацкого, А.С. Макаренко, П.П. Блонского. В то же время отечественная педагогика, уделяя внимание правовому воспитанию учащихся, фактически абстрагировалась от разработки проблематики должной (правовой) компетентности педагогов, призванных осуществлять правовое воспитание учащихся. Лишь в последние годы появились работы, определяющие роль права в развитии системы образования, отдельных ее элементов.

Социально-экономические преобразования последних десятилетий привели к серьёзным трансформациям в современном общественном устройстве, затронув систему общественных ценностей, вследствие чего многие несовершеннолетние и их семьи оказались социально незащищёнными, увеличилось количество случаев нарушения конституционных прав  детей, правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних. Явно обозначилась практическая потребность общества в профессиональной деятельности специалистов социального профиля как особой сферы социально-педагогической помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, что обусловило необходимость профессиональной подготовки социальных педагогов.

Социальный педагог должен осуществлять социально-правовую защиту детей, оказывать социально-правовую помощь, направленную на соблюдение прав человека и прав ребёнка, содействие в реализации правовых гарантий различных категорий детей, правовое воспитание детей, правовое информирование родителей, педагогов и др. Следовательно, правовая составляющая  содержания его подготовки должна быть весьма существенной.

Таким образом, на социально-педагогическом уровне актуальность формирования правовой компетентности будущего социального педагога обусловлена потребностью общества в специалистах по охране и защите прав и интересов различных категорий детей и их семей.

Разделы