Сведения об образовательной организации

ОСОБЕННОСТИ СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СРЕДСТВА-МИ ИНФОКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ИНЖЕНЕРОВ

ОСОБЕННОСТИ СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СРЕДСТВАМИ ИНФОКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ИНЖЕНЕРОВ

Никитина А.В., Гуцына А.А.
Госуниверситет-УНПК
stasy_e@mail.ru

Развитие личностно-деятельностного подхода, основы которого были заложены еще И. Песталоцци, А. Дистервегом, Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым и др., окончательно утвердило схему субъект-субъектных отношений в образовательном процессе. В настоящее время активность участников образовательного процесса, их учебное взаимодействие рассматривается как двухстороннее субъект-субъектное взаимодействие, где обе стороны представляют собой полноправные субъекты образовательного процесса. Данная схема учебного взаимодействия представляет собой сложную систему, эффективность которой во многом зависит от способа и качества взаимодействия ее элементов.

Как отмечает И.А. Зимняя, ранее учебное взаимодействие описывалось стандартной схемой (субъект – объект) S?O, где S – это есть активный субъект, который инициирует обучение, передает знания, формирует умения, контролирует и оценивает их. Студент же рассматривался как относительно пассивный объект воспитания и обучения. Учитывая активность участников образовательного процесса, схему учебного взаимодействия в настоящее время имеет смысл рассматривать как двухстороннее субъектно-субъектное взаимодействие S1?S2, где S1 – преподаватель и S2 – студент образуют общий единый совокупный субъект, который может быть охарактеризован общностью целей этого взаимодействия. Таким образом, складывающаяся схема учебного взаимодействия представляет собой достаточно сложную систему, прочность которой основана, в том числе, на установлении психологического контакта между всеми участниками данного взаимодействия.

Характеризуя субъекты образовательного процесса, имеет смысл отметить, что каждый преподаватель и студент представляют собой единый общественный субъект, а вместе они являются совокупным субъектом всего образовательного процесса. Причем, общая цель образовательного процесса как вида деятельности может быть определена как сохранение и последующее развитие общественного опыта, который накоплен цивилизацией, общностью, отдельным народом. Она реализуется двумя встречно направленными целями передачи и приема, организации освоения этого опыта и его усвоения. В таком случае мы в полной мере говорим о совокупном идеальном субъекте всего образовательного процесса. Эффективность действия такого субъекта будет определена сознанием, двумя его сторонами (обучающий, обучаемый), а также общей цивилизационно-значимой целью.

Стандарты подготовки бакалавров инженерных специальностей вводят высокие требования к информационной составляющей подготовки. Эффективности ее реализации, а также организации самостоятельной работы студентов может способствовать использование информационных ресурсов, размещенных в открытом доступе в сети Интернет.

Поиск решения проблемы повышения эффективности подготовки будущих инженеров, соответствующих требованиям информационного общества, целесообразен в образовательном процессе посредством  информационных технологий. Более того, особую роль приобретает использование не просто информационных технологий, позволяющих тем или иным способом передавать имеющиеся знания, а внедрение таких технологий, которые обеспечивают коммуникацию между субъектами образовательного процесса. Данные технологии получили название инфокоммуникационных технологий (ИКТ). А данный механизм взаимодействия – инфокоммуникационное взаимодействие (ИКВ).

Проведенное нами исследование в рамках констатирующего эксперимента было направленно на изучение возможностей совершенствования педагогического взаимодействия при обучении иностранному языку будущих инженеров в ФГБОУ ВПО «Госуниверситет-УНПК» средствами Интернет-технологий.

Исходя из данных особенностей, а также ориентируясь на эффективность реализации согласно критериям, выделенными нами в предыдущих работах, и учитывая требования к системе инфокоммуникационного взаимодействия, нами была выбрана реализация «проникающей образовательной технологии» (по классификации Г.К. Селевко), которая может способствовать эффективному развитию компетенций будущих бакалавров. Она характеризуется применением компьютера и средств ИТ для обучения по отдельным темам, разделам для решения отдельных дидактических задач;

Проблема организации личностно-ориентированной самостоятельной работы при минимальном прямом воздействии на студентов со стороны преподавателей относится сегодня к числу наиболее актуальных проблем педагогики. В новых условиях на самостоятельную работу отводится около 50% учебной нагрузки. В условиях перехода на кредитно-модульную систему обучения самостоятельная работа становится основным источником получения знаний и формирования различных способов деятельности обучающихся.

Сегодня в отечественной высшей школе созданы предпосылки для общесистемного сдвига образования от содержательно-знаниево-предметной (дисциплинарной) к новой, ориентирующийся на вооружение студента способностями и готовностями эффективно и результативно действовать в соответствии с решаемыми профессиональными задачами, методически организовывать процесс работы и самостоятельно решать задачи, для чего важно приобретать необходимые для этого новые компетенции, а также самостоятельно объективно оценивать результаты своей деятельности.

При этом, на текущем этапе речь, прежде всего, шла о формировании во многом лишь информационной системы. В рамках же исследования задача состоит и в том, чтобы выстроить эффективную коммуникацию между субъектами образовательного процесса. Одним из эффективных средств решения данной проблемы может явиться использование инструментария социальных сетей, которые являются неотъемлемой частью технологии Web 2.0. Эти сети становятся полнее, точнее, востребованнее путём учета сетевых взаимодействий и становятся тем лучше, чем больше людей их используют. Особенностью здесь является принцип привлечения самих пользователей к наполнению и многократному анализу содержания сетей, т.е. их контента. Социальное проектирование и моделирование новой социальной реальности с помощью информационного обмена связано с социальными сетями и технологиями. Их последующее развитие во многом определяет перспективы и тенденции развития самой сети Интернет. Социальные сети сегодня представляют собой одну из наиболее динамичных информационных систем, функционирующих в сегодня.

Само определение социальной сети достаточно размыто. У Gartner, например, оно дается путем перечисления определенного набора требований по функциям и инструментам, с ростом которого она может рассматриваться в качестве перспективной. Более того, необходимо учитывать специализацию данных сетей, где они выступают в качестве своего рода распределенной системы обработки информации: сеть обучения, исследовательская сеть, сеть интересов и др..

По Gartner минимальный перечень функций сетей, при которых они могут эффективно и конкурентоспособно функционировать, включает в себя следующие функции:

- возможность формирования команд, неформальных групп, сообществ;

- возможность выбора, распределения и организации работ;

- выбор партнеров по схожим интересам и общение с ними;

- реализация совместной работы участниками сообщества по выбранной тематике;

- комментирование и открытое в ходе реализации работы;

- оценка качества выполненной работы;

- возможность проведения экспертизы с привлечением независимых экспертов.

При этом возникает вопрос прикладной реализации данных теоретических установок. Здесь с одной стороны, преподавателю гуманитарного профиля во многом достаточно сложно найти подходящую платформу для воплощения указанных посылов. Нами же на сегодня для прикладной их реализации было проанализировано более 5 систем управления, находящихся в категориях свободного доступа (Wordpress, Joomla, Ave-CMS, Drupal, SilverStripe и др.). При этом, основываясь на требованиях к формируемой системе, а также анализе дополнительных возможностей была выбрана система Wordpress. Она обладает рядом следующих преимуществ:

1) информационная система позволяет создавать публикации при помощи сторонних программ;

2) установка и настройка не представляют никакой сложности;

3) поддерживает функции создания автоматически обрабатываемых списков обновлений RSS; 3) уникальная простота системы взаимодействия с кодом подключаемых модулей (плагинов);

4) реализация «тем», как наборов файлов – шаблонов (на РНР), весьма заметно увеличивает скорость и гибкость для выбора внешнего вида нашей системы;

5) доступна реализация сложных решений за счет заложенного потенциала архитектуры.

На основе проведенного теоретического анализа литературных источников, образовательных стандартов подготовки бакалавров опросов субъектов образовательного процесса, мы выделили следующие особенности субъект-субъектного взаимодействия средствами инфокоммуникационных технологий при подготовке инженеров.

1. Использование современных ИКТ является одним из приоритетных направлений при организации педагогического взаимодействия.

2. Подготовка бакалавров имеет такую отличительную черту, как ограничение в физическом контакте между субъектами образовательного процесса в силу специфики отрасли.

3. Содействие организации самостоятельной работе студентов в контексте компетентностной образовательной парадигмы становится определяющим условием успешности освоения компетенций будущими инженерами.

4. Оптимальной формой взаимодействия между субъектами является организация их взаимодействия при использовании элементов систем дистанционного обучения.

5. При значительном выборе методов организации ИКВ существует прикладная проблема его реализации.

Разделы