Сведения об образовательной организации

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ МНОГО-УРОВНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ МНОГОУРОВНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ 

Метелкина Д.С.
Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н.Толстого
ochhappy@yandex.ru

В настоящее время в России действует двухуровневая система высшего профессионального образования, обеспечивающая реализацию основных образовательных программ по ступеням высшего профессионального образования с присуждением выпускнику степени «Бакалавр» (срок обучения 4 года) или «Магистр» (срок обучения 1-2 года) по направлению подготовки. Достижение высокого качества образования, его соответствие международным требованиям, актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства стало первоочередной задачей образовательной политики России на современном этапе.

В условиях происходящих изменений в системе российского высшего образования, наиболее востребованной в обществе стала творческая, самостоятельная, мобильная личность, умеющая уверенно ориентироваться в быстроменяющейся ситуации и конкурентоспособная на рынке труда. Появился запрос на совершенствование качества высшего образования, невозможного без переориентации учебных планов вузов на усиление роли самостоятельной работы студентов.

Как известно, самостоятельная работа - это вид учебной деятельности, выполняемый учащимся без непосредственного контакта с преподавателем или управляемый преподавателем опосредовано через специальные учебные материалы; неотъемлемое обязательное звено процесса обучения, предусматривающее прежде всего индивидуальную работу учащихся в соответствии с установкой преподавателя или учебника, программы обучения. Осуществляется без непосредственного вмешательства, но под руководством преподавателя, и является средством вовлечения студентов в самостоятельную познавательную деятельность, формирования у них методов организации такой деятельности. Эффект от самостоятельной работы студентов можно получить только тогда, когда она организуется и реализуется в учебно-воспитательном процессе в качестве целостной системы, пронизывающей все этапы обучения студентов в вузе.            

Самостоятельная работа студентов в условиях многоступенчатой системы высшего образования, в которой изменено соотношение объема аудиторной нагрузки и самостоятельной работы, приобретает иной смысл с точки зрения содержания, затраченного времени, отношения, как студентов, так и преподавателей. Противоречивость на практике проявляется в том, что сама организация самостоятельной работы студентов на первом уровне многоступенчатой системы высшего образования мало чем отличается от ее традиционных форм. По сути, используются те же формы организации самостоятельной работы студентов, которые характерны традиционной системе. В новых условиях могут быть использованы в ином качестве и сочетаниях методы и формы организации самостоятельной работы, апробированные ранее.

В условиях многоуровневого образования трактовка сущности самостоятельной работы, ее целей должна исходить из современного понимания обучения как процесса управления формированием личности специалиста. Самостоятельная же работа будет выступать как способ формирования самостоятельности и активности личности, развития её репродуктивных и творческих способностей. По общему признанию многих исследователей отсутствие единого подхода к определению данного педагогического феномена исходит из осознания ее сложности и многозначности. Вместе с тем, в условиях многоуровневой структуры высшего образования терминологически точная интерпретация сущности самостоятельной работы студентов становится одним из принципиально важных вопросов, от решения которого зависит дальнейшее развитие особенностей функционирования самостоятельной работы в процессе обучения.

Как показывает практика, несколько иначе организуется самостоятельная работа в магистратуре, где вводятся тьюторские занятия. Представляется, что в условиях новой образовательной парадигмы естественнее ориентироваться на потенциал субъекта учения, на его индивидуальность. Деятельность студента в процессе учения должна быть направлена на самореализацию собственного потенциала, достижению вершины своих возможностей, что возможно за счет продуманной системы постепенного возрастания часов на самостоятельную работу на каждом уровне подготовки с доминированием различных функций самостоятельной деятельности. Наиболее конструктивная реализация возможностей всех функций самостоятельной деятельности студентов с последовательным доминированием отдельных из них при подготовке бакалавров и магистров будет способствовать результативности их действий в процессе познания. Именно высокий уровень самостоятельной работы с ориентацией на самообразовательную деятельность студентов в значительной степени определяет ее продуктивность.

Следует отметить, что рассмотрение особенностей самостоятельной работы студентов как формы многоуровневого вузовского образовательного процесса в новых условиях непосредственно должно быть связано с определенным параметром меры самостоятельности (объем помощи, которую оказывает студенту преподаватель в ходе совместно-разделенной деятельности по формированию отдельного действия). Уже на этапе профессионализации в организации самостоятельной работы студентов можно использовать имеющийся опыт применения основных теорий обучения (программированного, поэтапного формирования умственных действий, проблемное обучение и др.), учитывать значимые находки ведущих преподавателей в организации методов, приемов самостоятельной деятельности студентов. Все формы образовательного процесса (лекции, семинары, практические и лабораторные занятия) должны рассматриваться как дидактические условия и предпосылки повышения эффективности самостоятельной работы студентов. Кроме того, это будет способствовать выработке у студентов психологической установки на самостоятельное систематическое пополнение собственных знаний, выработке умений и навыков в решении новых познавательных задач.

Самым сильным мотивирующим студентов фактором является подготовка к дальнейшей эффективной профессиональной деятельности. Необходимо формировать у студентов внутренние мотивирующие факторы, такие как полезность выполняемой работы, участие студентов в творческой деятельности, участие в олимпиадах по учебным дисциплинам, конкурсах научно-исследовательских или прикладных работ, использование мотивирующих факторов контроля знаний, поощрение студентов за успехи в учебе и творческой деятельности и санкции за плохую учебу, индивидуализация заданий, цикловое обучение («метод погружения»), личность самого преподавателя.

Разделы