Сведения об образовательной организации

ПРОТИВОРЕЧИЯ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУ-ДЕНТОВ ГУМАНИТАРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

ПРОТИВОРЕЧИЯ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ 

Королева А.В., Королев С.А.
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина
79202319085@ya.ru 

Содержание профессиональной подготовки находится во взаимосвязи с целями профессиональной деятельности, ее направленности, функционала специалиста и требований, предъявляемых к его профессионально-личностным качествам.

Однако, не смотря на большое количество исследований в сфере подготовки будущих специалистов гуманитарных специальностей, сегодня существует ряд проблем, порожденных различного рода противоречиями. Под противоречием в общем смысле понимается «взаимодействие противоположных, взаимоисключающих сторон и тенденций предметов и явлений, которые вместе с тем находятся во внутреннем единстве и взаимопроникновении, выступая источником самодвижения и развития объективного мира и познания, выражая сущность закона единства и борьбы противоположностей» [Толковый словарь русского языка: в 4 т. / под ред. Д.Н. Ушакова. М., 2007. Т.2., с. 253].

Противоречия - важный элемент развития, т.к. именно благодаря выявлению противоречий происходит осмысление проблем и путей их дальнейшего разрешения, оно являет собой один из важнейших методологических принципов. Поэтому проведение анализа ведущих противоречий в учебно-профессиональной подготовке студентов-гуманитариев в вузе для выявления имеющихся в этой сфере проблем является логичными. Стоит отметить, что эффективность такого метода подтверждена рядом научных исследований (С.И. Архангельский, А.А. Вербицкий, И.Ф. Исаев, Л.Н. Макарова, А.К. Маркова, Л.С. Подымова, В.А. Сластенин, И.А. Шаршов и др.).

Представители гуманитарных специальностей по роду своей профессиональной деятельности должны находиться в контексте текущих и перспективных потребностей общества. В современных условиях стремительного протекания социальных процессов жизненно необходимым становится развитие способностей человека к быстрой адаптации и социализации, тем более эта потребность актуальна для представителей гуманитарных профессий как «носителя и созидателя культурных ценностей, национальных традиций, общественной идеологии» [Вербицкая Л.А. Гуманитарное образование в современной России // Высшее образование России. 1996. № 19, c. 74].

Однако целенаправленной деятельности по развитию специальных способностей повышающих адаптивные возможности будущего специалиста социальной сферы в процессе профессиональной подготовки фактически нет. Отсюда мы можем сформулировать следующее противоречие: между потребностью будущих студентов-гуманитариев в развитии определенных профессионально важных умений и недостаточным количеством удовлетворяющих эту потребность дисциплин.

 Анализ основных характеристик гуманитарного образования и сопоставление их с содержанием профессиональной подготовки, позволил сделать следующий вывод: в ходе образовательного процесса в вузе будущие специалисты гуманитарных специальностей не получают достаточной подготовки по развитию аналитических, прогностических, рефлексивных умений, которые связаны с основными для студентов гуманитарных специальностей компетенциями: ценностно-смысловой ориентации в мире; деятельности; самосовершенствования, саморегулирования, саморазвития; социального взаимодействия. Отсутствие высоко уровня развития этих компетенций может привести к ошибкам в получении специальных знаний и  осуществлении профессиональных функций, что в значительной степени снизит эффективность их профессиональной деятельности.

Мы предполагаем, что такое положение можно исправить путем более интенсивного использования активных методов в дисциплинах учебного плана и  введения специальных курсов, целью которых станет развитие таких качеств мышления будущего специалиста, которые обеспечат должный уровень его аналитических и прогностических умений, а именно развитии критического мышления.

Несмотря на большое значение творческости в учебной и профессиональной деятельности гуманитариев, работа по развитию творческого потенциала студентов практически не ведется, что также является противоречием. Творчество – это деятельность, порождающая нечто новое, ранее не бывшее, на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений, продуктов. Умение увидеть возникающие кризисные моменты основано на готовности к прогнозированию развития событий и определению причин возникающих опасностей. Решение проблем и разработка нетрадиционных решений в неожиданной ситуации основано на творческом потенциале личности. Однако развитие творческой активности студентов определяется не только их личностными качествами, но и видом учебно-профессиональной деятельности и ее результатом.

В силу специфики профессиональной деятельности, связанной с постоянно меняющимися социальными условиями, специалист в гуманитарной области должен быть готов и к решению неординарных профессионально-ориентированных проблем, возникающих в конкретных условиях. И первое, и второе не только говорит о присутствии в его профессиональной деятельности творчества, но и о его важности. Следовательно, если творческая составляющая присуща и важна в деятельности профессионала гуманитарной специальности, то в процессе их профессиональной подготовки должны присутствовать формы и методы обучения, способствующие развитию их творческого потенциала. 

Так же нами было выявлено противоречие несоответствия между уровнем прироста профессионально-ориентированной информации и временной, физической ограниченностью специалиста-гуманитария в ее усвоении, переработке и использовании в профессиональной деятельности. Данное противоречие говорит о проблеме зависимости профессиональной деятельности от уровня научной организации труда, его обязательной компьютерной грамотности в овладении соответствующими формами и методами работы с профессиональной информацией, что позволит компенсировать временную и физическую ограниченность человека как биологического существа. «Владение современными методами и формами работы с массивами информации, в том числе использование электронных книг и виртуальных библиотек, возможностей сети Internet и т.п., становится сейчас необходимым условием эффективной профессиональной деятельности» [Макарова  Л.Н. Преподаватель высшей школы: индивидуальность, стиль, деятельность: в 2 ч. М.; Тамбов, 2000. Ч. 1, с. 110].

Эти противоречия являются отражением части проблем, свидетельствующих, о том, что система вузовской подготовки специалистов гуманитарных специальностей требует внесения ряда соответствующих корректив, что, по нашему мнению, будет способствовать повышению качества их профессиональной подготовки.

Анализируя выявленные противоречия, мы в то же время считаем, что предметные знания и навыки не гарантируют результатов образования необходимых дл успешной профессиональной деятельности будущих специалистов гуманитарных специальностей. Мы согласны с мнением А.П. Тряпицыной, что они соответствуют представлениям об эффективной профессиональной работе в настоящее время и не достаточно учитывают тот факт, что в ближайшем будущем все может измениться «неизменным остается критичность мышления (курсив наш – А. Королёва), способность к обучению, готовность человека к систематичным изменениям в своей профессиональной области» [Тряпицына А.П. Построение содержания дисциплины «Педагогика» в контексте стандарта высшего профессионального образования третьего поколения // Педагогика. 2010. № 5, с. 97].

Разделы