Сведения об образовательной организации

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ КАК ПРОФЕС-СИОНАЛЬНОМ ВИДЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ВИДЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 

Курин А.Ю., Позднякова Н.В.
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина.
kurinandrey@mail.ru

Информатизация современного российского общества, с одной стороны, диктует необходимость все более широкого применения информационно-компьютерных технологий в самых разнообразных сферах человеческой деятельности, с другой – требует соответствующей подготовки специалистов, в том числе занятых в системе социальной защиты населения.

Это обусловлено тем, что развитие и совершенствование всех направлений и уровней реализации социальной работы идет по пути создания современных технологий этого вида профессиональной деятельности, использующих потенциал компьютерных технологий в расширении функциональных возможностей конкретных учреждений и служб, создании комфортных условий для специалистов и социальных клиентов, что в целом выражается в повышении эффективности оказания социальных услуг населению.

В преломлении на тот или иной вид профессиональной деятельности профессиональная компетентность охватывает широкий круг характеристик профессионала: его способностей, профессионально-личностных качеств, знаний, умений и навыков, принятие ценностных основ профессии, владение средствами деятельности, что в совокупности должно обеспечивать качественное и рациональное решение профессиональных задач (И.А. Зимняя, А.К. Маркова, В.А. Сластенин).

Новые стратегические ориентиры вызвали необходимость освоения будущими специалистами функциональных возможностей новых компьютерных технологий с учетом открытости, динамичности, информатизации современного российского общества. Все это повысило ожидаемый вклад образования в модернизацию общества, изменив требования к нему в аспекте его развития в русле компетентностной парадигмы.

В связи с этим одна из приоритетных задач высшего социального образования состоит в подготовке будущих социальных работников, не только владеющих совокупностью общих и специальных профессиональных знаний, умений и навыков, требуемых для данной специальности,но и способных активно использовать постоянно обновляющийся арсенал компьютерных средств, адекватно включая их в технологии социальной работы.

Рассматривая компьютерные технологии (КТ) как составляющую технологий социальной работы, мы, вслед за А.И. Войтенко, С.Е. Гасумовой  отмечаем, что они позволяют:

-                     автоматизировать процесс сбора, накопления, расчета, хранения, обновления, передачи и отображения информации;

-                     повышать уровень информационного взаимодействия макро-, мезо- и микроуровней социальной работы за счет более четкой организации вертикальных и горизонтальных связей;

-                     высвобождать пользователей от выполнения вручную больших объемов работ по вводу и обработке информации [Гасумова С.Е. Информационные технологии в социальной сфере. М., 2012].

Наши исследования, проведенные в социальных учреждениях Тамбовской области (управление социального развития Тамбовской области, Отделение Пенсионного фонда РФ по Тамбовской области и др.), показали, что сегодня развитие компьютерных технологий находится в стадии, когда с их помощью более успешно реализуются разнообразные функции, выполняемые специалистом по социальной работе, психологом, менеджером. На наш взгляд, при нынешнем техническом сопровождении учреждений социальной сферы, компьютерные системы в социальной сфере России в большинстве случаев выполняют информационно-справочные и контрольные функции.

Мы выделяем следующие основные направления применения компьютерных технологий  в социальной работе:

-          для создания, хранения, передачи и использования специализированных баз данных;

-          создание на базе компьютерных программных продуктов поисково-справочных систем профессиональной направленности;

-          экспресс-диагностика психо-социального состояния клиента;

-          включение компьютерных технологий в технологии адаптации и реабилитации социальных клиентов;

-          использование ресурсов Интернетадля поиска данных, обмена сведениями с коллегами из других регионов и стран; привлечение внимания профессионального сообщества и заинтересованной общественности к «болевым точкам» социальной работы.

Многообразие разработанных на сегодняшний день компьютерных технологий предполагает их соотнесение с целями и задачами, для решения которых они используются. Мы считаем, что следует различать компьютерные технологии, применяемые различными субъектами социальной работы.

В этой связи выделим три основных субъектных группы, взаимодействующих в процессе социальной работы. Первая из них – менеджеры, обеспечивающие управление социальной работой на всех ее уровнях. Их функционал включает постановку цели, задач, организацию и управление практической деятельностью социальных работников. На уровне управления КТ могут быть применимы к каждой из составляющих их деятельности: к предмету труда (информации), к средствам труда (организационные, технические средства) и к исполнителю – человеку, постоянно самостоятельно приобретающему с помощью КТ новые знания, умения и навыки.

Социальный работник (специалист по социальной работе) – это второй субъект социальной работы. Третий – клиент – представитель слабо защищенной части населения, непосредственно нуждающийся в помощи профессионала. Компьютерные технологии могут находить свое применение для каждого из перечисленных субъектов.

Применительно к менеджеру социальной сферы эти технологии обеспечивают следующие стороны его работы:

-                     повышают оперативность планирования, тактического и стратегического управления, контроля за результатами деятельности;

-                     улучшают учет проблем и потребностей клиентов;

-                     возможность быстрого учета возможностей клиентов центра, и «наложение» ресурсов центра и клиента в решении проблем;

-                     позволяют проводить объединение информационных ресурсов о клиенте и его проблемах, хранимых в разных учреждениях и ведомствах, что делает более достоверной информацию о клиенте и ресурсах учреждений;

-                     обеспечивают возможности обработки и обобщения больших массивов информации о проблемах, что облегчает планирование эффективной помощи, повышает достоверность прогнозов;

-                     способствует формированию новой «технологической» культуры специалистов социальной сферы.

Таким образом, функционал менеджеров, осуществляющих функции управления социальной работой на всех ее уровнях, включает постановку целей, стратегическое, тактическое и оперативное управление работой социальной службы. В ходе его реализации ими используются КТ, относящиеся к предмету труда (информации), к средствам труда (организационные, технические средства) и к исполнителю – человеку, постоянно самостоятельно приобретающему с помощью КТ новые знания, умения и навыки.

Наблюдения за деятельностью менеджеров показали, что за счет оперативности обработки и обобщения больших массивов информации (о социальных проблемах, клиентах, ресурсном обеспечении и др.), а также использования глобальной и локальных компьютерных сетей, совокупность используемых менеджерами КТ сокращает сроки и повышает качество планирования, принятия ими управленческих решений, улучшает контроль за результатами деятельности, что в конечном итоге сказывается на эффективности социальной поддержки населения.

Проведенные нами опросы показали, что применение компьютерных технологий социальным работником имеет следующие положительные моменты:

-     возрастает продуктивность его работы за счет устранения элементов рутинности труда (заполнение стандартных форм, проведение механического подсчета и др.), то есть за единицу рабочего времени он в состоянии выполнить больший объем работы;

-     возрастает эффективность адаптационной и реабилитационной работы, за счет включения в данный процесс средств КТ;

-     имеется адресная нацеленность на конкретного клиента при определении видов предоставляемой ему социальной помощи;

-     появляется возможность составления «портрета социальных проблем» семьи, а не отдельного ее члена, это, в свою очередь, позволяет решать социальные проблемы семьи в комплексе;

-     уменьшается количество механических ошибок, допускаемых при составлении справок, отчетов и прочей документации.

В отношении третьего типа субъектов социальной работы – клиентов – применение компьютерных технологий выражается в следующем: повышение информированности по основным ресурсам социальной поддержки; повышение оперативности получения ответа на запрос от клиента; сокращение времени получения социальной поддержки (за счет активирования базы клиентских запросов при появлении в социальном агентстве конкретных, необходимых именно ему ресурсов.

Мы разделяем позицию А.И.Войтенко, Е.И.Комарова, их коллег в отношении того, что в целом, применение компьютерных технологий обеспечивает более высокую эффективность управления социальной работой [Менеджмент социальной работы / под ред. Е.И. Комарова и А.И. Войтенко. М., 2002]. Причем считаем, что проблема интеллектуального обеспечения управления в рамках информационной системы решается путем включения в эту систему специальных информационных, программных и технических средств.

Таким образом, из сказанного выше мы заключаем, что современный специалист по социальной работе использует различные компьютерные технологии. Следовательно, в структуру его профессиональной компетентности должен входить компонент, отражающий знания, умения и готовность их применения для решения профессиональных задач – этот компонент определен нами как компьютерная компетентность, под которой мы понимаем интегральное личностное качество, выраженное в знаниях о способах получения, переработки, передачи, хранения и представления профессионально детерминированной информации с помощью компьютерных технологий, в обобщенных умениях интегрировать их в технологии социальной работы, не нарушая при этом профессиональных ценностей и установок; понимание их роли и места в непрерывном профессиональном развитии путем самостоятельной познавательной деятельности.

Разделы