Сведения об образовательной организации

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ: СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКИХ И ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ: СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКИХ И ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ

Дружинина С.И.
Госуниверситет – УНПК
svetlana_druzh1@mail.ru 

В условиях многоуровневой системы образования, реализации принципа гуманизации и гуманитаризации обучения и воспитания особую актуальность приобретает работа по совершенствованию культуры речи школьника, учащегося колледжа, студента вуза. В общеобразовательной школе вопросам ортологии (ортология – раздел языкознания, изучающий нормы языка, а также отклонения от этих норм) стали уделять внимание только в последнее время – после введения ЕГЭ по русскому языку. Следует заметить, что большая часть работы по выявлению и исправлению лексических и грамматических ошибок ведется в рамках подготовки к единому экзамену и, к сожалению, часто проходит в форме «натаскивания». Это привело к тому, что большинство современных выпускников общеобразовательных школ, лицеев и даже гимназий имеют весьма средние лингвистические и коммуникативные навыки, что негативно сказывается на их способности к обучению в вузе, а также на их общей культуре. Значит, восполнение и развитие данных навыков и умений должно реализоваться в процессе обучения в университете, поскольку главная цель каждого преподавателя высшей школы – подготовить не только специалиста-профессионала, но и образованного, грамотного человека, достойного члена российского общества.

На современном этапе развития образования реализуется компетентностный подход к учебно-воспитательному процессу, согласно которому современный студент, будущий бакалавр, должен освоить ряд общекультурных компетенций. Среди них выделяются владение письменной и устной речью на русском языке, умение логически верно, аргументированно и ясно строить свою речь, способность использовать профессионально ориентированную риторику, обладать навыками публичных деловых и научных коммуникаций, методами создания текстов, способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень. Чтобы восполнить пробелы в знаниях, полученных в средней школе, и освоить эти компетенции, студенты бакалавриата должны постоянно расширять и углублять свой лингвистический кругозор, проявлять интерес к самостоятельному приобретению навыков и умений, связанных с правилами устного и письменного общения. Обучающиеся обязаны хорошо знать орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы русского языка.

Раздел «Лексические и грамматические нормы» входит в структуру учебных предметов «Русский язык и культура речи», «Русский язык, культура речи и стилистика», «Культура речи и стилистика», относящихся к вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла дисциплин. На аудиторных занятиях заданиям по ортологии, к сожалению, уделяется не так много времени, в связи с этим раздел «Лексические и грамматические нормы» требуется изучать и в ходе самостоятельной работы.

В структуру раздела «Лексические и грамматические нормы» входят четыре темы: 1. Лексические нормы; 2. Фразеологические нормы; 3. Морфологические нормы; 4. Синтаксические нормы.

Самостоятельную работу студентов предлагаем организовать следующим образом.

1. Учебная группа делится на подгруппы (по 4 – 6 человек). В каждой подгруппе студенты выбирают ответственного за проведение самостоятельной работы по изучению данного раздела дисциплины. Каждой подгруппе выдается распечатанный теоретический материал по темам раздела или рекомендуются учебники и учебные пособия, из которых студенты могут почерпнуть соответствующие сведения [например: Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. М, 2006; Бобылев Б.Г. и др. Русский язык и культура речи. Орел, 2014; Сурикова Т.И. и др. Русский язык и культура речи. М., 2013; . Штрекер Н.Ю. Русский язык и культура речи. М., 2011].

2. Преподаватель объясняет, что каждый студент с помощью выданного теоретического материала или учебников, учебных пособий должен повторить правила, изученные в школе и вузе, и отчитаться об этом ответственному: рассказать то правило, которое он назовет. Сам ответственный отчитывается одному из студентов своей подгруппы.

3. Каждый студент должен самостоятельно выполнить по три практических задания к каждой теме (всего 12 упражнений). Тексты упражнений могут выдаваться в распечатанном виде или указываться в учебных пособиях, которыми будут пользоваться студенты. Правильность выполнения заданий проверяется коллективно, в подгруппах, в случае затруднений студенты должны обратиться за консультацией к преподавателю.

4. Ответственным за самостоятельную работу студентам выдается специальный бланк для отчетности о выполнении заданий каждым членом подгруппы:

ФИО студента, группа, подгруппа__________________________________

Наименование работы

Номера тем

1

2

3

4

Теоретические вопросы

 

 

 

 

Упражнения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                         

ФИО ответственного, группа, подгруппа, личная подпись_________________

Заполненные бланки сдаются преподавателю в указанное им время.

После завершения самостоятельной работы по ортологии преподаватель осуществляет контроль усвоенных знаний, что удобнее всего провести в форме тестирования. Примерный вариант тестовых заданий следующий:

1. В каком предложении подчёркнутое слово употреблено верно?

1) Бренд– торговая марка, а также репутация, которую приобретает товар с данной маркой в результате рекламы, продаж.

2) Мой бренд– это моя гитара.

3)  Бренд– устройство для спуска грузов.

4) Танец с элементами пантомимы и акробатики – это бренд.

2. В каком предложении подчёркнутое слово употреблено неверно?

1) Обилие аксессуаровотягощает сюжет художественного произведения.

2) Нас представили друг другу.

3) Предоставим им самим решать этот вопрос.

4) Все меня представляют фантазером.

3. Слово индифферентность в русском языке имеет лексическое значение …

1) чрезмерно усиленная деятельность какого-либо органа.

2) перестановка элементов.

3) безразличие, безучастность, равнодушие.

4) тоска по прошлому.

4. Значение «показное проявление великодушия, внимания, щедрости» имеет фразеологизм …

1) видеть в розовом свете.

2) на широкую ногу.

3) душа наизнанку.

4) широкий жест. 

5. Подчёркнутое прилагательное употреблено в прямом значении в предложении …

1) Бросьте вы свои плоскиешутки.

2) У вас какие-то первобытные нравы, если вы так рассуждаете.

3) Составим промежуточныйвариант схемы.

4) Профессия журналиста подразумевает объективное освещение событий и трезвый взгляд.

6. Паронимами являются подчёркнутые слова в ряду …

1)старый дом, новыйвзгляд.

2) одеть ребёнка, надеть платье.

3) выступить блестяще, выглядеть прекрасно.

4) бьёт ключом, открыть ключом.

7. Синонимом для фразеологизма запудрить мозги является устойчивое выражение …

1) сделать поправку.

2) напасть на след.

3) заманить в ловушку.

4) заморочить голову.

8. Отметьте предложение, где есть тавтология.

1) Она по праву завоевала первое место и призовой кубок.

2) Необходимо поурочное планирование уроков.

3) Летом дни становятся длиннее.

4) Эта книга более интереснее, чем та.

9. Отметьте предложение, где есть плеоназм.

1) Он всего лишь описал случай, который случился с ним.

2) Если с другом вышел в путь, веселей дорога (Из песни).

3) Не забывай пламя огня, где мы с тобой греем себя (Из песни).

4) Целую неделю капают капели (Из песни).

10. Отметьте предложение, где есть плеоназм.

1) Не так страшен чёрт, как его малютки.

2) Субботин впервые дебютировал как певец в начале ХХ века.

3) Мальчик спросил у учителя вопрос.

4) В семье сложилась неприятная, очень сложная ситуация.

11. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) приветствовать капитанов; 

2) нет чулков;

3) миграция монголов;

4) купить абрикосов.

12. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) инспекторы;

2) паспорта;

3) тракторы;

4) катера.

13. Правильные формы именительного падежа множественного числа обоих существительных представлены в ряду…

1) диспетчеры, повары;

2) директоры, ректоры;

3) бухгалтеры, договоры;

4) кремы, куполы.

14. Существительным мужского рода является слово…

1) салями;

2) иваси;                          

3) Осло;

4) Гоби.

15. Существительным женского рода является слово…

1) банджо;                             

2) пари;                                          

3) Калахари;                                 

4) кашне.                                      

16. Ошибка в употреблении падежной формы существительного допущена в предложении …

1) Во второй половине 30-х годов многие писатели были репрессированы или отлучены от литературы.

2) По завершению войны со Швецией в 1661 году Россия по-прежнему оставалась отрезанной от морских торговых путей.

3) Геологические исследования на Урале, в Якутии, на Кольском полуострове, в Средней Азии позволили открыть новые залежи полезных ископаемых.

4) Ответ следует строить так, чтобы экзаменаторы могли видеть: абитуриент осознанно вписывает события культурной жизни в контекст эпохи.

17. Ошибка в образовании сравнительной степени прилагательного допущена в предложении…

1) Старший брат более весёлый, чем младший.

2) Одевайся скромней.

3) Это синее платье гораздо моднее желтого.

4) Вчера ты был более активнее.

18. Правильная форма превосходной степени прилагательного представлена в ряду …

1) сложный – наиболее сложнейший

2) хороший – лучший

3) красивый – самый красивейший

4) сильный – более сильнейший

19. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) шестью тысячами семиста шестидесятью четырьмя

2) одной тысячей четырьмястами тридцатью

3) шестьюстами пятьюдесятью шестью

4) семью тысячами

20. Найдите морфологическую ошибку.

1) По Волге курсируют небольшие катера.

2) При свете луны море окрасилось в мягкие темно-синие тона.

3) Студентов готовят к соревнованиям опытные тренеры.

4) В Средние века были могущественными ордена тамплиеров и госпитальеров.

21. Найдите морфологическую ошибку.

1) Я соскучилась по вас.

2) Ихний друг заболел.

3) Я часто бывала у них.

4) У дома стояла их машина.

22. Укажите грамматически правильное продолжение предложения Проходя мимо памятника,

1) чувство гордости охватывает нас.

2) радостные чувства не покидали нас.

3) мы испытали гордость за русский народ.

4) наше внимание привлекли туристы.

23. Укажите предложение с грамматической ошибкой.

1) Два наших спортсмена одержали победу в соревнованиях.

2) Целые два месяца мы готовились к поездке в Италию.

3) Три хорошие подруги решили учиться вместе.

4) Каждые четыре минуты гас свет.

24. Укажите предложение с грамматической ошибкой.

1) Перелистав странички своего дневника, я неожиданно для себя нашла старую фотографию.

2) Прослушав лекцию о Великой Отечественной войне, я захотел перечитать книги о войне.

3) Прочитав роман, я знакомился с творчеством нового для меня писателя.

4) Читая эту книгу, я получаю огромное наслаждение.

25. Укажите предложение с грамматической ошибкой.

1) Он всегда жаждал к славе и стремился победы.

2) У входа в университет висит объявление с просьбой оплатить обучение в этом семестре.

3) На предприятии систематически осуществляется контроль над финансами.

4) Интервью ректора привлекло внимание студентов и преподавателей.

Ключи к заданиям: 1: 1); 2: 1); 3: 3); 4: 4); 5: 3); 6: 2); 7: 4); 8: 2); 9: 3); 10: 2); 11: 2); 12: 3); 13: 3); 14: 3); 15: 3); 16: 2); 17: 4); 18: 2); 19: 1); 20: 4); 21: 2); 22: 3); 23: 2); 24: 3); 25: 1).

Лексическая и грамматическая подготовка – важный компонент коммуникативного, языкового, речевого развития студента. Освоение и закрепление ортологических навыков необходимо осуществлять постоянно, а так как это предлагается делать и в ходе самостоятельной работы по языковым дисциплинам, то одновременно с этим будет реализовываться процесс самоактуализации личности, ее самосовершенствования. Современная многоуровневая система образования, компетентностная модель высшего образования делает акцент на самостоятельности студента, самовоспитании творческого, высокоморального, культурного человека, а, без сомнения, именно грамотная письменная и устная речь объективно отражает интеллектуальное и поведенческое развитие личности.

Разделы