Сведения об образовательной организации

ОСОБЕННОСТИ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ: ЭМПИРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

ОСОБЕННОСТИ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ: ЭМПИРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ 

Каберов С.Р., Арзиманов Р.Т.
Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина
mariana_g@mail.ru 

На современном этапе развития общества, в условиях продолжающейся модернизации системы высшего военного образования, возникает необходимость в активном поиске новых резервов качественной подготовки специалистов, в том числе и будущих офицеров. Всё это предполагает поиск нового содержания и организованных форм подготовки будущих офицеров, причем особое значение должно придаваться его методологической составляющей, важнейшими компонентами которой являются творческое мышление, воображение, способность к саморазвитию.

Новая ситуация в обществе и в системе военного образования требует подготовки офицера, способного эффективно и продуктивно работать в постоянно меняющихся условиях. Офицеру сегодня необходимо не только обладать высоким уровнем профессиональной компетентности, но и нетрадиционно подходить к решению различных психолого-педагогических ситуаций, организовывать свою деятельность не только на основании служебных инструкций и нормативно-правовых актов, но и на творческой основе.

Вооруженным силам нужны инициативные и самостоятельные специалисты, способные постоянно совершенствовать свою личность и деятельность. Именно такие специалисты могут адекватно выполнять свои функции, отличаясь высокой восприимчивостью, социально-профессиональной мобильностью, готовностью к быстрому обновлению знаний, расширению навыков и умений, освоению новых сфер деятельности.

В настоящее время значительно усложняются вооружение и техника, возрастает объем приемов, действий и операций, выполнением которых офицер должен владеть в совершенстве, действуя в ограниченные сроки. В этих условиях необходимым становится умение быстро и точно анализировать сложную, меняющуюся ситуацию, извлекать из анализа необходимую информацию, прогнозировать на ее основе изменение обстановки, предугадывать решение противника и последствия своих действий, синтезировать на этой основе решение и добиваться его реализации. Всё это невозможно без овладения системой современного знания, без использования современных достижений технической науки, информационных технологий, практической психологии и без личностной креативности. В связи с этим развитие креативности у будущих офицеров в военном вузе представляется задачей важной и актуальной.

Овладение творчеством как видом и компонентом деятельности позволяет офицеру моделировать возможные изменения в подразделении, структуре и содержании учебно-боевой подготовки, реализовывать личностно ориентированный подход к личному составу на основе оценки его потенциальных возможностей.

Именно поэтому, как показывает практика, формирование креативности и развитие творческой индивидуальности офицера способствуют повышению его компетентности и профессионализма. Социальная значимость изучения проблемы формирования креативности в период подготовки будущего офицера обусловлена тем, что она является базой профессионального творчества, способствует развитию творческого потенциала специалиста и его самоактуализации в профессиональной и социальной сферах.

В настоящее время креативность в значительной мере выступает своеобразным механизмом адаптации личности офицера к происходящим социальным переменам. Динамизм развития общества в экономической и политической сферах вызвал существенные изменения в духовной жизни людей. Для того, чтобы внутренне соответствовать современной действительности, офицер должен не просто адаптироваться к различным ситуациям, но и быть способным изменить их, развиваясь при этом и сам. Поэтому особый интерес вызывают исследования, посвященные изучению творческой активности, механизму творческого мышления и воображения.

Впервые термин «креативность» появился в конце 50-х годов в западной психологии, он обозначал способности индивида создавать новые понятия и формировать новые навыки. Концепция креативности, как универсальной познавательной творческой способности, приобрела популярность после выхода в свет работ Дж. Гилфорда. Основанием этой концепции явилась его кубообразная модель структуры интеллекта: материал х операции х результаты – SOI (structure of the intellect). В этих работах он указывает на основное различие между двумя типами мыслительных операций: конвергенцией и дивергенцией. 

Конвергентное мышление (схождение) действует тогда, когда человеку, решающему творческую задачу, надо на основе множества условий найти единственно правильное решение. В этом значении Дж. Гилфорд сравнивал способность к конвергентному мышлению с интеллектом, который измеряется высокоскоростными тестами IQ.

Под дивергентным мышлением он предложил понимать тип мышления, который работает в различных направлениях, допускает изменение путей решения проблемы и приводит к неожиданным выводам и результатам.

Исходя из этого, Дж. Гилфорд выделил шесть критериев креативности:

– способность к обнаружению и постановке проблем;

– способность к генерированию большого числа идей;

– способность к продуцированию разнообразных идей;

–  способность нестандартно отвечать на раздражители;

– способность усовершенствовать объект, добавляя детали;

– способность решать проблемы, т.е. способность к анализу и синтезу.

Таким образом, Дж. Гилфорд выделяет операцию дивергенции вместе с операциями преобразования и импликации в качестве основы креативности как общей творческой способности человека. 

В исследовании приняло участие 88 курсантов одного из военных вузов Министерства обороны РФ. Для оценки креативного мышления использовался модифицированный и адаптированный вариант тестов Ф. Вильямса, П. Торренса, предложенный Е. Туник.

Батарея креативных тестов состояла из экспресс-тестов, которые представляли собой систему измерения восьми факторов дивергентного мышления и личностных характеристик, наиболее важных для творческого процесса.

Дивергентность мышления оценивалась с помощью четырех факторов:

– «беглость» – отражает способность к порождению большого числа идей;

– «гибкость» – оценивает способность выдвигать разнообразные идеи, переходить от одного аспекта проблемы к другому, использовать разнообразные стратегии решения;

– «оригинальность» – способность к выдвижению идей, отличающихся от очевидных, банальных или раз и навсегда установленных;

– «разработанность» – стройность, логичность творческого мышления, выбор адекватного решения, соответствующего поставленной цели.

Данные факторы являются когнитивными по своей природе и отражают когнитивно-эффективные процессы синхронной деятельности правого и левого полушарий головного мозга.

Тест творческих характеристик личности – это опросник, состоящий из 50 вопросов по самооценке личности. Результаты представлены в виде четырех отдельных оценок, отражающих любознательность, воображение, сложность и рискованность. Эти факторы являются индивидуально-личностными по природе и соответствуют чередованию левополушарного вербального анализа с правополушарными процессами, что классифицируется как дивергентные семантические системы. Следовательно, обе тестовые методики удовлетворяют критериям, требующим или попеременной работы полушарий или интеграции в обработке информации посредством синтеза.

Полученные результаты средних значений для изучаемых факторов дивергентного мышления характеризуются как умеренно-однородные, в которых наблюдаются результаты, соответствующие норме и ниже границы нормы.

Проанализировав тестовые показатели творческого мышления, необходимо отметить, что показатели «беглость» и «гибкость» соответствуют умеренно-средней норме, показатель «разработанность» соответствует средней норме, а показатель «оригинальность» – низкой норме.

Общий суммарный показатель по тесту творческого мышления ниже среднего. В целом по тесту можно отметить, что все показатели, кроме разработанности, ниже средних характеристик.

По результатам оценки уровневых характеристик личности, связанных с творческими способностями, было выявлено, что любознательность – умеренно-средняя и ниже средней, воображение – ниже среднего и ниже нормы, сложность – умеренно-средняя, рискованность – умеренно-средняя. Общий суммарный показатель по тесту также ниже нормы.

В данном случае показатели, полученные по опроснику личностных творческих характеристик, ниже средних и тесно коррелируют с показателями теста творческого мышления, что свидетельствует об адекватности оценки курсантами своих творческих возможностей.

Обобщая вышеизложенное, можно отметить, что недостаточный уровень развития творческого мышления, воображения, любознательности связан с тем, что на данном этапе система обучения в военном вузе сохраняет приоритет информированности личности над ее культурой и рациональная сторона познания в ней преобладает над чувственно-эмоциональной. Это означает, что деятельность при такой системе обучения в основном направлена на передачу знаний курсантам, а сам процесс обучения основывается на дидактоцентрической технологии и в нем превалируют субъект-субъектные отношения между преподавателем и курсантами.

Таким образом, как бы хорошо ни был подготовлен преподаватель, способы его деятельности и применяемая им методика не позволяют вывести курсантов на более высокий уровень освоения содержания, так как в самой традиционной технологии заложена авторитарная педагогика требований, в которой отсутствуют условия для проявления индивидуальных способностей и творческих проявлений личности.

Анализ психолого-педагогической литературы, проведенный в рамках исследования, свидетельствует, что в процессе целенаправленного формирования креативных способностей у курсантов следует опираться на систему требований, позволяющих создать в учебном процессе творческую атмосферу. Это, прежде всего, поисково-исследовательский характер учебной деятельности, поощрение самостоятельности в решении практических задач, широкое применение проблемного подхода к организации обучения, что очень важно в рамках строго регламентированного распорядка дня курсантов.

Особой задачей преподавателя при развитии креативных способностей у курсантов является дифференциация обучения, согласно которой курсанты делятся на группы. Это позволяет исключить часть мешающих факторов и поэтому легче создать атмосферу сотрудничества, а не соперничества.

В качестве критериев развития креативных способностей целесообразно выделить:

1. Мотивационно–ценностное отношение к профессионально-ориенти-рованной деятельности. Показателями данного критерия являются: мотивационно-творческая активность и направленность личности в освоении профессиональной деятельности; эмоционально-волевые качества личности (целеустремленность, работоспособность, настойчивость, уверенность в себе, способность управлять своими действиями, удовлетворенность деятельностью). 

2. Интеллектуально–творческие умения. В качестве показателей можно назвать: знание приемов и способов решения профессиональных практических задач и умение их творчески использовать; развитость творческого мышления.

3. Рефлексия собственной деятельности выражается в умении перерабатывать информацию (выделять главное, определять проблему, генерировать идеи, находить взаимосвязи между фактами и явлениями); в критичности мышления; в умении выполнять учебные задачи (репродуктивные, проблемные, частично – поисковые) по разным темам; в осмысленности, необходимой при работе с учебной информацией, а также для выполнения рефератов и аннотаций на заключительном этапе. Показателями данного критерия являются самооценка и анализ своей творческой деятельности, самоанализ мотивов и целей деятельности, самостоятельность в принятии решений, способность к варьированию знаниями, профессиональным и социальным опытом (поиск альтернатив).

Разделы