Сведения об образовательной организации

ВОПРОС АКТИВИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

ВОПРОС АКТИВИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Щеголихина С.Н.
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
sveta.shc@mail.ru

Обязательность компонента самостоятельной работы студента в системе получения высшего образования обусловлена рядом разноплановых причин – и объективных (ограниченность времени, в течение которого надо сформировать как теоретические, так и практические и профессиональные навыки (компетенции); объем и качество информации, необходимой для прочного усвоения и т.п.), так и субъективных (уровень подготовленности студентов, их мотивация к обучению, профессионализм преподавателей и т. п.) Следовательно, как никогда актуальным становится внимание и умение организовать именно самостоятельную работу, предоставить студентам возможность раскрыть свой потенциал, сформировать умения самостоятельной, оригинальной и творческой деятельности, а не простое воспроизведение полученных знаний. ФГОС, Письмо Министерства образования от 27.11.2002 № 14-55-99ин/5 (по состоянию на июль 2011 года) «Об активизации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений» подводят под эту потребность нормативную базу.

В практической области главная проблема заключается не в методическом обеспечении этой части образовательного процесса (с чем педагоги прекрасно справляются), а в организации ее выполнения. Самостоятельную работу можно классифицировать на обязательную и вариативную; выполняемую в рамках учебного времени и внеучебную. Но и в том и в другом случае главная классификация основывается на способах и приемах ее осуществления. Поэтому за основу результативной организации самостоятельной работы примем ее разделение на три основные группы:

  1.  Эвристическое обучение – обучение через опыт, эксперимент. При таком подходе студент, опираясь на свой кругозор, имеющиеся теоретические знания, проверяет их в жизненной ситуации, исследует современный мир, иногда изменяет его;
  2.  Самостоятельное изучение – роль преподавателя в этом случае несколько больше, чем в первом – он предоставляет учебно-методические материалы, консультацию и является главным лицом на последнем этапе работы - оценка результата. Но основная часть исследования проводится студентом самостоятельно, он демонстрирует сформировавшиеся компетенции и  практикует новые.
  3. Самонаправляемое изучение – последний вид хорошо знаком преподавателям и студентам в связи с написанием промежуточных и выпускных квалификационных работ. Это длительный проект, который осуществляется студентом, без какого-либо участия или с минимальным участием преподавателя. Он включает в себя элементы первых двух видов, например, самостоятельно выполняя задания на ранних курсах обучения (составляя аннотированные картотеки, анализируя художественные и визуальные источники, излагая свое мнение при написании эссе и т. п.) студенты приобретают навыки, необходимые при написании историографического и источниковедческого обзора, глав своих исследований и заключения.

Самые главные, краеугольные основы для активизации самостоятельной работы заключаются в словах «смысл, интерес, посильность, творчество». Обеспечив их наличие можно быть более или менее уверенным в качестве и результативности самостоятельной работы студента.

Смысл задания связан с мотивами для его выполнения. В идеале, при составлении задания следует учитывать все виды (внешняя, внутренняя, процессуальная (учебная)) мотивации, чтобы привлечь к качественному, а не формальному его выполнению всех студентов.

Интерес. Для активации интереса следует опираться, прежде всего, на знание/понимание психологии молодых людей, их потребностей. Возрастное любопытство, амбиции, даже эгоизм и бунтарство (они иногда в большей степени, чем положительные) - эти качества могут быть использованы для стимулирования интереса к самостоятельному обучению. «Крючками», способными зацепить внимание студента, выступают провокация, недоговоренность, юмор/парадокс, маргинальность (темы, задания, вопроса) на грани запретного. Полезно и продуктивно использовать темы, близкие по личным интересам студентов (музыка, танец, мода, литература, этнография, кино).

Посильность. Традиционный принцип в случае самостоятельной работы находит свое выражение, прежде всего, в понятии «время». Задание должно быть «легким», чтобы либо занимало мало времени, либо чтобы студент психологически не чувствовал недовольства от большого количества потраченного времени с неудовлетворительным для него результатом. То есть, соединить понятия «время-удовольствие, удовлетворение». Лучше предложить несколько разнохарактерных небольших заданий, ориентированных на одну цель, чем одно-два «капитальных».

Творчество. Пропустить через себя, а не повторить и скомпилировать. Даже если речь идет о выражении согласия с какой–либо точкой зрения, это должна быть доказанная себе самому позиция, а не принятая на веру. Сделать открытие, увидеть необычное в обычных вещах, опровергнуть устоявшийся стереотип, покритиковать авторитет – для студентов это способ проявить свою оригинальность, хотя это, безусловно, сложнее, чем просто пересказать выученное, но запомнится и усвоится лучше. Роль преподавателя заключается лишь в определении плана и методических границ, в остальном необходимо предоставить простор формы и содержания.

Приемы и примеры:

1)                 web-квест. Впервые этот методический подход стал использоваться в государственном университет Сан-Диего и суть его заключается в научении умению критическому использованию сети Интернет. Организация работы проста: определяются цель, срок; дается задание; наметки к ориентированию; определяется форма отчета. Например, в качестве задания может быть поиск сайтов, содержащих комплекс отсканированных исторических документов по определенной теме; или отбор сайтов, содержащих статьи, фальсифицирующие исторические события;

2)                 «полевое исследование» - умение искать исторические признаки в окружающем мире, применять имеющиеся знания, не быть пассивным созерцателем, а «экспертом». Например, самостоятельное посещение музеев и выставок с последующим отчетом – анализом. Большим интересом и максимальным результатом отличаются «прогулки – «селфи»» - предложить студентам-историкам найти места, связанные с деятельностью исторического персонажа и сфотографироваться там; как вариант – назвать ряд малоизвестных достопримечательностей или адресов в их первоначальном историческом звучании и дать задание найти их;

3)                 задания на визуализацию. Основное достоинство таких заданий – получение информации происходит быстро и интересно. К таким заданиям относятся анализ фильмов, карикатур, плакатов, фото и карт. Необходимо ориентировать студентов на особенное внимание к деталям, при этом возможно использование провокации – найти необычное (тема, фон, ретушь, символ, стереотип и т.п.) Например, предложить определить исторических деятелей по их детским фотографиям; с помощью плакатов максимально полно изложить историческое событие и т.п.;

4)                 задания на персонификацию. Составление просопографических таблиц, написание микробиографии (биосправки), поиск личностных особенностей помогают более полно и живо воспринимать теоретический материал; 

5)                 работа со справочным материалом. Традиционная каталогизация книг и статей может быть дополнена составлением каталогов, в том числе аннотированных,  интернет-сайтов, фильмов, картин, памятников архитектуры и др.

Таким образом, активизация самостоятельной работы студентов прежде всего основывается на знании психологии и требует от преподавателя поиска оригинального подхода, затрагивающего интересы, потребности и особенности личности обучаемых.

Разделы