Сведения об образовательной организации

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Шапкина Ю.В.
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина
Lucy253@yandex.ru

В современных условиях человек живет и действует в среде, которая отличается возросшей социальной динамикой, развитием и быстрой сменой технологий, трансформацией социально-культурного контекста. Данное положение приводит, в частности,  к стремительному устареванию профессиональных знаний.  отя гуманитарное знание «устаревает» медленнее, но современные исследования, в том числе на стыке наук, требуют владения обширной информационной базой и использования разнообразных информационных ресурсов. Кроме того, специалист может оказаться невостребованным или не подготовленным к требованиям работодателя и социального окружения. Поэтому выпускник вуза должен обладать профессиональной мобильностью, то есть уметь оперативно реагировать на постоянно возникающие изменения в практической и научной деятельности, общественной практики в целом.

В связи с этим большое значение имеет развитие информационной культуры субъектов образовательного процесса, а проблема ее формирования приобретает особую актуальность. Современные стандарты ВПО включают категорию «информационная компетентность», кроме того, многие другие знания, умения, навыки и компетентности предполагают активное взаимодействие с информационно-образовательной средой. Поэтому формирование информационной культуры студентов гуманитарных специальностей является задачей первостепенной и важной.

В настоящее время информационная культура определяется как:

  • компонент общей культуры личности, общества или определенной его части, проявляющийся во всех возможных видах работы с информацией (получение, накопление, переработка, создание на этой основе качественно новой информации, ее трансляция, практическое использование);
  • особый аспект социальной жизни, предмет, средство и результат социальной активности, а также процесс сохранения созданного и производства, распространения и потребления объектов культуры;
  • сложившийся в ходе эволюции общества методический аппарат оперирования социальной информацией;
  • совокупность знаний и представлений, накопленных в процессе развития человечества, которыми овладевает субъект на определенных этапах формирования собственной информационной культуры (Н.Б. Зиновьева, В. Минкина).

Анализ развития проблемы информационной культуры показал, что она рассматривается различными авторами с самых разнообразных позиций в динамике и статике; как элемент макропроцессов и как элемент микроуровня человеческого бытия; как самостоятельный феномен и как инфраструктурное явление. Обобщая существующие подходы и мнения, утверждаем, что проблема затрагивает мировоззренческие, когнитивные, социальные и другие аспекты распространения информации в обществе и использования ее субъектом.

В качестве компонентов информационной культуры можно выделить:

  • совокупность знаний, умений и навыков, необходимых для существования в мире информации;
    • способ жизнедеятельности человека в информационном обществе;
    • методика оперирования всеми видами информации;
    • методология и мировоззрение информационного общества.

Информационно-компетентный специалист может использовать информационные знания, умения и навыки в решении любых проблем более оптимально, а его информационное поведение отличается эффективностью и достаточно рационально.

Ученые и практики сходятся во мнении, что информационная культура - понятие многогранное. Информационная культура предполагает, что человек:

  • умеет пользоваться современными средствами извлечения, обработки и систематизации знаний;
  • понимает сущность и роль информационных процессов в природе и обществе;
  • умеет применять информационный подход в анализе объектов и явлений;
  • включает знание особенностей (закономерностей) документальных потоков, возможностей различных систем поиска информации в свою область деятельности;
  • умеет работать с различными источниками информации;
  • владеет основами аналитико-синтетической переработки информации и многое другое.

В настоящее время информационная культура все чаще рассматривается не только как элемент подготовки специалиста, но и как элемент его профессионального обучения и воспитания. Общепризнанно, что процесс потребления и переработки информации составляет содержательную основу процесса личностного развития.

Для определения уровня информационной культуры студентов гуманитарных специальностей провинциальных вузов необходимо провести социологическое исследование, выявить, насколько зависит этот уровень от состояния информационной среды, от получаемой специальности, курса обучения и т.п.

В настоящее время значение информационной культуры не отрицается. Но как показывают социологические исследования, уровень информационной культуры по-прежнему остается низким. В связи с этим хотелось бы сравнить полученные результаты с другими регионами страны. Особый интерес представляет опыт Кемеровской области, где академия культуры и искусства ведет целенаправленную работу в данном направлении, являясь площадкой ЮНЕСКО по проекту «Информация для всех».

Таким образом, формирование и развитие информационной культуры субъектов образовательного процесса – это не только цель образования, но и средство, позволяющее наиболее эффективно осуществлять образовательные процессы. В настоящее время остро ощущается потребность в постоянном, оперативном обновлении профессиональных знаний. Поэтому информационная культура – это показатель уровня профессиональной компетентности специалиста и условие его конкурентоспособности на рынке продуктов и услуг.

Итак, на наш взгляд, информационная культура – комплексная, целостная, системная характеристика, в которой психологические, когнитологические, процессуальные аспекты взаимосвязаны, взаимозависимы и взаимоопределяемы.

Если рассматривать информационную культуру как инструмент адаптации к условиям быстроменяющейся информационной среды, то в ее содержательном наполнении выделим следующие уровни:

  • мировоззренческий,
  • морально-этический,
  • психологический,
  • социальный,
  • технологический.

Каждому уровню соответствуют определенные знания и умения. И теоретическая, и практическая составляющие информационной культуры включают широкий перечень и формируются в течение всей жизни.

Разделы