Сведения об образовательной организации

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К САМООБУЧЕНИЮ

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К САМООБУЧЕНИЮ 

Еремина Е.И.
Центральный филиал Российского государственного университета правосудия, г. Воронеж
jerjomina56@yandex.ru

Во время обучения в вузе студент должен развить у себя необходимые компетенции и личностные качества, которые сделают возможной его успешную самореализацию в будущей профессиональной деятельности. Для достижения этой цели организация образовательного процесса должна обеспечивать субъектность и творческое саморазвитие студента, развитие в первую очередь таких профессионально значимых качеств, как творческая активность и самостоятельность, способность к самообразованию в течение всей жизни.

Большие возможности в этом плане открывает процесс овладения студентами деятельностью самообучения в условиях многоуровневой системы образования. Самообучение рассматривается нами как компонент процесса саморазвития личности, как высший уровень самостоятельной учебно-познавательной деятельности. Оно начинается с выхода за пределы учебных требований. Формирование готовности студентов к самообучению происходит в условиях обучения, основанного на постепенном расширении сферы самостоятельности и проявления творческой активности и инициативы студентов [Еремина Е.И. Влияние самообучения на развитие творческой активности будущего специалиста: дис. … канд. пед. наук. Воронеж, 2000].

Суть педагогического взаимодействия в этом процессе заключается в постепенной передаче функций преподавателя студентам. Преподаватель приглашает студентов к сотрудничеству, создавая ситуации развития и неуклонно уменьшая долю своего руководства. Используя формы и методы, маскирующие учебный характер деятельности, преподаватель отнюдь не теряет своей направляющей роли. Но его управление работой студентов становится все незаметнее для них, организуется все более тонко и адекватно уровню сформированности их самостоятельности в познании.

Педагогическое взаимодействие многопланово, многогранно. Представляет интерес рассмотрение учебного взаимодействия преподавателя и студента, организованное на основе разработанной нами модели формирования готовности личности к самообучению, которая неоднократно использовалась в практике преподавания. Уровни самообучения определяются степенью включения механизмов саморазвития и самовоспитания личности, а также степенью развития компонентов самообучения (доминирующий активный познавательный интерес, самоорганизация, самообучаемость, реализация творческого потенциала) [там же].

Педагогическое взаимодействие на разных уровнях самообучения имеет свои особенности. В начале вузовского обучения студенты обычно находятся на уровне стихийного осуществления самообучения. Механизмы саморазвития, самовоспитания, самообучения ими практически не осознаются. Отмечается низкий уровень субъектности студентов в образовательной деятельности. Задача преподавателя состоит в организации эффективного педагогического взаимодействия, в результате которого студенты выходят на прогностико-диагностический уровень самообучения. На этом уровне в ходе самопознания и самоопределения они уже способны осмыслить себя, увидеть перспективы своего развития и построить программу самосовершенствования, в которую неотъемлемой частью входит самообучение.

На первом этапе педагогического взаимодействия у студентов формируется позиция субъекта познавательной деятельности, происходит освоение ими умений целеполагания и моделирования. Исходя из результатов диагностики обученности, обучаемости, самостоятельности и творческой активности студентов, преподаватель воздействует на мотивационный и целеполагающий компоненты их познавательной деятельности. При этом он обеспечивает взаимодействие интеллектуальной и личностной рефлексии, активизирует процессы самостимулирования и самомотивации.

На материале изучения конкретной учебной дисциплины преподаватель конструирует стимульные ситуации, которые личностно значимы для студентов и в которых формируется и реализуется направленность на самостоятельное познание. Преподаватель приучает студентов к самонаблюдению, самоанализу, подводит к адекватной самооценке. Он помогает каждому студенту выявить его сильные и слабые стороны, сформировать индивидуальный стиль учебно-познавательной деятельности, определить, какой конкретный материал и в какие сроки ему необходимо усвоить.

Взаимодействие преподавателя и студентов организуется в основном в рамках индивидуальной работы. Также может успешно использоваться и форма группового обсуждения, когда студенты делятся своими наблюдениями за собственной деятельностью и приобретенным опытом, но при этом не должны критиковать других, высказывать отрицательные замечания. Для каждого студента создаются ситуации успеха, способствующие его продвижению вперед.

На уровне активного освоения самообучающей деятельности преподаватель взаимодействует со студентами, обучая их самоорганизации и саморегуляции познавательной деятельности в ходе освоения рациональных приемов самостоятельного познания. Он обеспечивает проблемную и творческую направленность учебно-познавательной и учебно-профессиональной деятельности студентов, организует ситуации самообучения, предусматривая дозированную помощь для преодоления возникающих трудностей. При анализе результатов работы обязательно отмечаются даже малейшие достижения каждого студента. Причем анализ осуществляется по принципу «чем я лучше себя вчерашнего», а не «чем я лучше или хуже других».

Используя различные формы самостоятельной групповой деятельности, преподаватель организует межличностное взаимодействие студентов (работа в малых группах, учебная дискуссия, совместная проектная деятельность и т.п.). При этом преподаватель должен уделить особое внимание педагогическому регулированию и коррекции межличностных взаимоотношений студентов, обеспечить их продуктивность.

Следует подчеркнуть, что в рамках педагогического взаимодействия происходят сложные процессы взаимовлияния субъектов, а также воздействия субъектов на самих себя. Сутью этих процессов является творческое саморазвитие личности в связи с усвоением содержания образования и освоением приемов самообучающей деятельности.

На этом уровне самообучения отмечается не только сотрудничество в системе взаимодействия «преподаватель – студент», но и своего рода соперничество, когда студент не ограничивается выполнением учебных требований, а осознанно выходит за их пределы, то есть реально демонстрирует способность к самообучению. Это чаще происходит в том случае, когда студент видит в преподавателе активно саморазвивающуюся личность, восхищается им и хочет добиться ответного одобрения и признания.

На уровень творческой самообучающей деятельности выходят лишь немногие студенты, которые свободно владеют способами самообучения и могут реализовать себя. При выполнении самообучающей деятельности и самореализации на достигнутом этапе развития личность изменяется, формируется ее новая адекватная самооценка. Затем этот цикл повторяется на новом витке саморазвития, при постановке и достижении новых целей. Преподаватель по-прежнему остается помощником студентов, так как новые цели вызывают у них новые трудности.

При поступлении бакалавров в магистратуру наряду с учебным взаимодействием реализуется их взаимодействие с преподавателем в полноценной научно-исследовательской деятельности. И если ранее студенты исследовали и осваивали различные формы и методы самостоятельного познания, а их научно-исследовательская работа в большинстве своем носила ученический характер, то теперь они осваивают способы научного исследования в рамках своей профессиональной сферы. При этом в идеале преподаватель стимулирует студентов к принятию ведущей позиции во взаимодействии, оставляя себе роль консультанта.

Таким образом, процесс формирования готовности к самообучению является продуктивной стратегией взаимодействия преподавателя и студента в образовательном процессе вуза. Смысл этого взаимодействия заключается в побуждении студента к активному воспитанию себя как профессионала при  всемерной поддержке преподавателей.

Разделы