Сведения об образовательной организации

АНИМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СИСТЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

АНИМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СИСТЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ 

Моздокова Ю.С.
Российский государственный социальный университет г.Москва,
профессор, доктор педагогических наук

Аннотация: В статье представлено понятийное содержание «здоровьесбережения», его компоненты, роль аниматора и анимационной деятельности  в системе сохранения здоровья с опорой на личностное стремление человека к поддержанию здоровья, а также приводятся примеры результативности силы искусства, как анимационного средства, в сохранении и поддержании оптимистического отношения к жизни, созиданию личности и здоровья.

Ключевые слова: здоровьесбережение, культура здоровья, анимационная деятельность, профилактика,правила жизни,психобаланс, контроль.

Сведения об авторе:

- фамилия, имя, отчество- МоздоковаЮлия.Степановна.

- дата рождения – 25.09.1958

- страна, город - Москва

- место работы (предприятие или ВУЗ) - Российский государственный

социальный университет

- научная степень – доктор пед. наук

- научное звание - профессор

- контактный телефон – 8-926-359-71-64

- контактный e-mail. – jsmozdokova@list.ru

Одной из центральных проблем человека любого возраста является снижение качества здоровья. Каждый человек по-разному пожинает плоды иррационального образа жизни, избытка переживаемых стрессов, неблагоприятного  воздействия экологии, наследственности и других факторов, от степени влияния которых зависит состояние здоровья. Но каждый, рано или поздно, становится озабоченным в отношении его восстановления и дальнейшего поддержания. Проблемой лишь остается беспомощность населения в получении необходимых знаний и овладении технологий здоровьесбережения. В данной ситуации им необходима помощь специалистов, в числе которых и аниматор.

Преодолеть эту ситуацию потери здоровья возможно лишь путем привлечения каждого человека к познанию концепции здоровьесбережения с детского возраста при активном участии родителей. К сожалению, это практически отсутствует в реальной жизни, да и родители в большинстве случаев не компетентны в сфере здороьесбережения. Так формируется общее бескультурие в отношении наивысшей ценности – здоровья.

Сущность культуры здоровья состоит в поддержании равновесия между психофизическими процессами и нравственными установками человека, формируемыми им в социуме, а также степени овладения человеком компетенций здоровьесбережения. Компоненты этой культурыформируется и помощью тех знаний, которые в досуговых и просветительных программах транслируют аниматоры.

Категория здоровья и его сохранение достаточно сложные явления, по отношению к которым человек должен выработать конкретную позицию, сформулированную концепцию здоровьесбережения и овладения его технологиями, а также профилактики появления нежелательных симптомов в компонентах здоровья. Если это не происходит (а, как правило, это имеет место быть в большинстве случаев), то человек не может рассчитывать на достижение позитивной старости, в которой нет место немощи и болезням.

Здоровьесбережение – это, с одной стороны, деятельность медицинских, социальных, психо-педагогических, культуротворческихи других субъектов общества в отношении сохранения и восстановления здоровья населения, с другой стороны – осознанная и целенаправленная деятельность каждой личности, направленная на освоение ею теоретических знаний об особенностях организма и личностного мироощущения в целом, получении навыков применения технологий поддержания и восстановления компонентов здоровья.

«Проблемы здоровья лежат в сфере психологии. Биологической психологии», писал Амосов Н.М.[1] Это значит, что аниматор, воздействуя на сознание и чувства зрителей, слушателей, участников анимационной программы, дирижирует процессом здоровьесбережения[1, с. 4].

 Первой задачей, которую он способен решить в  здоровьесбережении – это сформировать мотивацию участника программы для самостоятельной постановки вопроса: что же я сам могу сделать и уже сделал, чтобы  сохранять оставшееся состояние, поддерживать его в продуктивной фазе. «Врачи лечат болезни, а здоровье нужно добывать самому – тренировкой. Потому что здоровье – это резервные мощности органов, всей нашей физиологии. Они необходимы, чтобы поддерживать нормальные функциональные показатели в покое и при нагрузках – физических и психических» [1, с. 4].

Одним из правил, предложенных Амосовым Н.М., - это управление психикой. «Учитесь властвовать собой. Но, ох, как это трудно! Рецептов существует множество, вплоть до медитации, поэтому описывать их не буду.Чтобы быть здоровым, нужна сила характера. Им выделены некоторые правила жизни, которые с успехом могут учитываться в анимационной деятельности организаторов досуга:

  • часто ходите пешком;
  • поднимайтесь пешком по лестнице;
  • пейте воду;
  • побудьте на солнце;
  • делайте растяжку каждый день;
  • следите за осанкой;
  • измените свои привычки есть;
  • медитируйте;
  • рассматривайте физические неудобства, как мини-тренировки;
  • ходите босиком;
  • попробуйте что-нибудь, чего никогда раньше не пробовали;
  • думайте о будущем;
  • часто двигайтесь;
  • сделайте что-нибудь расслабляющее;
  • глубоко дышите;
  • чаще смейтесь;
  • наблюдайте, как играют дети.

Эти несложные правила могут стать верным и надежным средством омоложения и поддержания здоровья на возможно качественном уровне в любом возрасте, но, чем раньше, тем продуктивнее. Сам академик Амосов Н.М., придерживаясь их, достиг преклонного возраста и прожил 89 лет.

Предметом подражания могут стать яркие личности, представители сферы искусств. Например,карикатурист Борис Ефимов ушел из жизни, не дожив одного года до 110-летнего юбилея. До последних дней он продолжал работать - рисовал шаржи, писал мемуары. Каждое утро, даже будучи уже в преклонном возрасте, Ефимов большое значение придавал физкультуре, в частности, делал приседания, по 500 раз каждый день. Чем не самостоятельно соствленная анимационная программа?

Владимир Зельдин, народный артист РФ бьет рекорды активной и плодотворной жизни (род в 1915), оставаясь на сцене до сего дня. Почтенный возраст не мешает мэтру вести активный образ жизни. Он по-прежнему выходит на сцену Театра Российской армии, участвует в концертах, телевизионных съемках.

Интересно заметить, что он всегда умел организовывать свою жизнь и отличался крайне жесткой самодисциплиной. От многого отказывался ради главной цели. Отсюда и результат: из действующих актеров старше Зельдина в мире никого нет! Возможно, секрет еще в том, что Володя почти
никогда не дружил с людьми своего возраста. Как замечают знающие его люди, он не сказал плохого слова ни о ком, никого не осудил, ни о ком не посплетничал. Это глубоко нравственная личность.

Долгожительницей и социально активной личностью остается народная артистка России Майя Плесецкая (род.в 1925). До сих пор она позволяет зрителю наслаждаться танцами малых форм в своем исполнении, хотя имеет возраст 77 лет.

Певица Алла Баяновапрожила 97 лет, сочетая творчество с написанием книг. В одном интервью актриса говорила: «Моя квартирка притягивает и людей и зверей. Я никогда не бываю одна, у меня всегда гости, причем гости молодые, которые приходят, чтобы признаться мне в любви, говорят мне потрясающие слова, целуют руки, спрашивают: «Как вам в таком возрасте удается оставаться в жизненном тонусе?» Придет момент, когда я выйду прощаться со своим зрителем, тогда и раскрою все свои секреты».  

Старожилом эстрады можно назвать Эдиту Пьеху, возраст которой приближается к 80. Она в прекрасной артистической форме, привлекательна и бодра, все также выступает и удивляет поклонников.

Эти люди - любители жизни, хотя они родились и проживали в непростые для страны и себя годы, испытав нужду, стрессы, лишения, потери. Но главное в их жизни было – наличие дела жизни, общение, стремление к  будущим победам. Назовем их выдающимися аниматорами своей жизни.

Начать действовать во имя изменения качества жизни, будущей полноценной и интересной старости любому человеку никогда не поздно. На помощь придут специалисты – геронтологи, медики, социальные работники, психологи, аниматоры, работники культуры, образования, физкультуры и спорта. Целая армия специалистов готова оказать помощь при условии активного желания и деятельности самого человека. Только вместе можно достичь другой жизни. Совместно разработанные программы посильных действий и мер будут эффективны только при условии преодоления стареющей личностью  инфантильности.

Немалая роль в этом принадлежит семье, друзьям, единомышленникам, которые выполняют полноценную анимационную роль в жизни каждого человека. Таким образом, здоровьесбережение – это продукт личностного мировоззрения, основа качества жизнедеятельности человека, выражение культуры отношения к себе и, в конечном итоге, к окружающим, всему обществу, которое несет значительные нравственные, финансовые расходы, вкладывая  в мероприятия по преодолению заболеваемости и инвалидизации населения.

В то же время,  здоровьесбережение – это реальное отражение концепции как ценности здоровья, образ, принципы жизнедеятельности, которые должны быть конкретно сформулированы, осмыслены и реально осуществимы  человеком постоянно, ежедневно на протяжении всей жизни.

Одна из функций здоровьесбережения – контроль, осуществляемый  самим человеком (внутренний) и контроль качества поддержания уровня здоровья со стороны институтов общества (внешний). Поэтому есть необходимость начинать здоровьесбережение с диагностики своего психобаланса, нравственной составляющей, которые в часто бывают «зашлакованы» (налицо озлобленность, агрессивность, угнетенность, зависть, протест по отношению к реалиям и др.). Ежедневная работа по вычерпыванию нравственно-психологической грязикак самим человеком, так и с помощью участия в анимационных программах, положительным образом изменит картину психофизического здоровья, трансформирует смысл и качество жизни в целом.

Задача эта не простая. Этому надо учиться самому и учить окружающих, что может добиться аниматор.

Литература:

  1. Амосов Н. М. Преодоление старости / Н. М. Амосов. – М.: Изд-во «Будь здоров!», 1996.
  2. Мечников И.И.Этюды оптимизма. - М., 1964.
  3. Никифорова В. М., Бирюлёва Е. В. Концепция здоровьесбережения kti.nios.ru›p26aa1.html
  4. Шепелъ В.М. Ортобиотика: Слагаемые оптимизма. - М.: Авиценна, ЮНИТИ, 1996.
  5. http://www.vash-sharjist.ru
  6. booksite.ru›amosov/1_07_001.html
  7. everlive.ru›nikolay-amosov-oldness-evercoming/
  8. propagandahistory.ru
  9. blog.i.ua›community/2560/715270/
  10. ru.wikipedia.org›wiki/Плисецкая,_Майя_Михайловна
  11. ru.wikipedia.org›wiki/Баянова,_Алла_Николаевна
  12. chtoby-pomnili.com›page.php?id=1184
  13. mega-stars.ru›ПьехаЭдитаСтаниславна

 

  1. [1]Амосов Н. М. Преодоление старости / Н. М. Амосов. – М.: Изд-во «Будь здоров!», 1996.
Разделы