Сведения об образовательной организации

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЛОНТЕРСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАРКОЗАВИСИМОСТИ ПОДРОСТКОВ

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЛОНТЕРСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАРКОЗАВИСИМОСТИ ПОДРОСТКОВ

Путинцев А.В.
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина
г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант кафедры социокультурных коммуникаций и актёрского мастерства

В современной социокультурной ситуации, культурно-воспитательная работа с молодежью представляется как общественно осознанная необходимость.

Среди инноваций в воспитательной работе с подростками и молодежью следует отметить общественные объединения, которые располагают богатыми возможностями для воздействия на личность с целью ее всестороннего развития, по своей природе являясь результатом соединения усилий конкретного человека или группы лиц с запросами общества.

Об общественных объединениях нередко говорится как о самостоятельном социально-культурном институте, занимающем определенную воспитательную нишу в сложной и многоуровневой системе в рамках той или иной общественной формации. Помимо воспитательной функции, общественные объединения способны служить генератором множества социально-культурных изменений во взаимоотношениях конкретного человека и общества, межинституциональных связях, в создании гражданского общества.

Социально-значимая деятельность, которую можно назвать основополагающей целью для любой общественной организации, является одним из главных признаков, отличающих ее от других общественных объединений.

Огромный потенциал имеют общественные объединения в области личностного саморазвития молодого человека.

Изучая особенности формирования личности в условиях молодежной общественной организации, необходимо перечислить некоторые социально-психологические механизмы, способствующие планомерному и поступательному включению молодого человека в деятельность общественного объединения:

  • деятельность, в которую вовлекается молодой человек в условиях общественной организации всегда конкретна, ее результаты  очевидны для участников общественного формирования;
  • социально-значимая деятельность, участником которой становится член общественной организации, является способом удовлетворения социальной активности, естественной потребности в инициативе и действии;
  • условием, необходимым для осуществления деятельности общественного формирования, выступает удовлетворение актуальных внутриличностных запросов и потребностей его участников;
  • важным инструментом вовлечения в работу общественного объединения служит осознанное стремление молодых людей к самостоятельности и добровольности в принятии решений.

Социально-культурная среда – это поле проявления общественных инициатив и место столкновения субкультурных традиций. Молодежные общественные объединения часто образуются в ответ на возникновение новых потребностей в социальной сфере.

О необходимости развития так называемых программ «неформального социального образования», которое состоит в своеобразном приобщении молодого человека к взрослой жизни, говорят М. Смит и Б. Холмен: «Первостепенная задача молодежных общественных объединений заключается не в том, чтобы предоставить молодежи возможность отдыха и развлечений, а в том, чтобы клуб стал местом общения и развития комплекса определенных качеств, которые должны помочь ему в жизни»[1].     

Культурно-досуговая деятельность обладает значительным влиянием на процессы, происходящие в обществе:

а) производство новых знаний, норм, ценностей;

б) накопление, хранение и распространение знаний, норм и ценностей;

 в) создание условий для процесса воспроизводства и передачи духовных ценностей;

 г) функция коммуникации;

д) социализация подрастающего поколения;

е) рекреативная функция[2]

Среди основных причин проявления социальной активности в молодежной среде Е.А. Погонина выделяет три типа мотивов приобщения к общественно значимой деятельности:

- непосредственно общественные (к этим мотивам относятся стремления сделать жизнь близких людей, а возможно и всей своей референтной группы более интересной, разнообразной и содержательной; они отражают единство общественных и личных потребностей);

- опосредованно-общественные (они способствую удовлетворению потребности в социальном признании и самоутверждении, стремлении к завоеванию уважения и авторитета);

- эгоистические (здесь на первый план выступают исключительно личные интересы, и стремления избежать трудностей)[3]

Социальная активность личности, безусловно, может и должна проявляться в сфере свободного времени.

В досуговой сфере принято выделять учебно-познавательную, ценностно-ориентационную, культурно-творческую и социально-творческую деятельность, а также три типа социально-культурных объединений: кружки, любительские объединения и инициативные группы. Деятельность инициативных групп направлена на воспитание личности в процессе социального творчества и часто имеет широкий общественный резонанс.

Значимость деятельности последнего типа общественных объединений отмечает в своих работах Ю.А. Стрельцов. Он пишет: «…Наиболее высокого уровня развития социально-творческая деятельность достигает в условиях инициативных объединений, для которых поддержка народных инициатив и организация населения на общественно-полезные дела составляет основную цель и содержание работы»[4].

Отмечается, что подобные общественные объединения возникают не только для решения своих собственных проблем, а для самореализации через социально-культурную активность и воздействия на социальное окружение. Инициативные группы, объединения общественно-политической направленности, молодежные общественные объединения Ю.А. Стрельцов ставит на первое место при классификации всех любительских объединений: «…на современном этапе это без сомнения наиболее высокая и наиболее ценная в общественном плане форма народной самодеятельности»[5].    

В любом случае деятельность общественного объединения – это работа в социально-культурной и культурно-досуговой сферах. Эффективность такой деятельности оценивается по результатам решения социально-культурных задач, поставленных для себя участниками общественного объединения и удовлетворения насущных потребностей лиц, приходящих в общественное объединение. На работу общественного объединения оказывают сильное воздействие и процессы досугового взаимодействия внутри общественной организации. Тем самым, работа рассматриваемых социально-культурных формирований распадается на деятельность общественного объединения по организации социально-культурных процессов в своем регионе (общественное объединение для города, села, района, двора) и деятельность объединения для своих членов (коллективный досуг, отдых, общение, удовлетворение актуальных запросов и потребностей).

Общественные объединения молодежи представляют собой коллективные усилия людей, социально-культурная активность которых, с одной стороны, не ограничивается узкими рамками семьи, а, с другой, по тем или иным причинам, не вписывается в работу местных культурно-досуговых институтов[6].

Участвуя в деятельности общественных объединений, человек добровольно выполняет общественные обязанности по оказанию помощи другим людям. Возлагая на себя обязанности по отношению к согражданам, человек совершенствуется духовно, становится высоконравственной личностью. Молодые люди вовлекаются в волонтерскую (добровольческую) деятельность на основании личного решения, свободного выбора, инициативы и уверенности в задачах и идеалах добровольчества.

Добровольческая (волонтерская) деятельность – это форма социального служения, осуществляемая по свободному волеизъяв­лению граждан, направленная на бескорыстное оказание социаль­но значимых услуг на местном, национальном или международном уровнях, способствующая личностному росту и развитию выполняющих эту деятельность граждан (добровольцев).

Волонтерство — общественное явление добровольного участия в каком-либо деле «парапрофессионалов» (людей, не имеющих подчас специальной подготовки), энтузиастов: в клубе — идеологов народной педагогики, неспециалистов, родителей, носителей «свободных профессий» (художников, экстрасенсов, валеологов и т. д.), студенчества и рабочей молодежи, представляющее собой лидерское участие в жизни клубных сообществ на добровольных и бескорыстных началах.

Волонтерство — это общественная, культурная и гражданская инициатива, питающая «клубность» разнообразием дел, участия инициативными формами развлечений и досуга, проектными идеями, дружеской заботой. Волонтерство естественно для клуба и является важным признаком, отличающим клуб и клубность от учреждений, в т. ч. Образовательных. Именно волонтерское движение превращает клуб в уникальное социокультурное явление: если учреждения функционируют, то клубы, благодаря волонтерам, развиваются, будучи «ячейкой гражданского общества», где выращиваются образцы будущей социальности — форм общения, восприятия жизни, личностной самореализации и проективности[7].

Здесь существует принцип взаимного обучения, который не только способствует повышению общего уровня участников движения, развитию их интересов, росту знаний, но также стимулирует развитие межличностных отношений в процессе совместной деятельности, формирует навыки поведения в той или иной социальной роли, т. к. один человек может являться как обучаемым, так и обучающимся. Это ведет в целом к развитию коммуникативных качеств и навыков личности к адаптации и личностному росту.

Для многих в качестве решающего фактора выступает психологическая поддержка, освоение навыков общения, для кого-то возможность освоить большое количество видов деятельности, благодаря чему можно суметь именно ту профессию, которая является призванием.

Эффективным вариантом профилактической деятельности является волонтерское движение общественных организаций, которое в предупреждении наркомании среди несовершеннолетних в нашей стране является новым направлением, включающим в себя различные модели первичной профилактики.

Одной из форм волонтерского движения являются молодежные волонтерские организации, члены которых работают со студентами - «экспериментаторами» и потребителями наркотиков. Волонтеры рассказывают об опасностях приобщения к употреблению ПАВ, о возможностях наркологической помощи тем, кто уже столкнулся с употреблением наркотиков.

Волонтерские объединения занимаются и вопросами досуга молодежи, а также осуществляют помощь лицам из группы «риска». Кроме того, большое значение имеет работа с молодежью, еще не приобщенной к употреблению ПАВ, но которая является социально со-зависимой, то есть имеет друзей или родственников, употребляющих ПАВ.

Задача волонтеров заключается в мотивировании молодых людей к самостоятельному решению своих проблем без употребления ПАВ. Технология просветительской работы в данном случае основана на идее «молодые для молодых».

На основе вышеизложенного нами была определена сущность социально-культурной деятельности волонтерских объединений по профилактике наркозависимости подростков, представляющая собой целенаправленный педагогический процесс первичной профилактики наркотизма, включающий комплекс превентивных мероприятий: антинаркотическую пропаганду, организацию здорового досуга, вовлечение в общественно полезную деятельность, занятия спортом, искусством, туризмом и т.д., в процессе которых формируется стойкое проявление у подростков психологической и нравственной устойчивости личности к употреблению любыхинтоксикантов.

Специфика социально-культурной деятельности волонтерских объединений по профилактике наркозависимости подростковопределяется особым потенциалом и возможностями деятельности волонтерских объединений, основанной на свободном выборе, общности интересов и увлечений, в процессе которой происходит активизация волевых ресурсов и осознание подростком целей, стремлений и жизненных идеалов, препятствующая втягиванию подростков в наркотизацию.


[1] Петрищев В.И. Великобритания: социализация молодежи на рубеже 90-х годов ХХ века. Красноярск: КГПИ, 1992. С.5.

[2]Жаркова Л.С., Жарков А.Д., Чижиков В.М.  Культурно-досуговая деятельность: Теория, практика и методика научных исследований: Учеб.пособие. М., 1994. С.80.

[3]Погонина Е.А. Психологические особенности инициативы старших  школьников в общественной деятельности и условия ее развития: Автореф. … к. п. н. М., 1987. С.10.

[4] Стрельцов Ю.А. Социальная педагогика. Учебное пособие. М.: МГУК, 1998. С.48.

[5]Там же, с.52.

[6] Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д.  Основы социально-культурной деятельности. Учеб.пособие.  М.: МГИК, 1993. С.40.

[7]Лучанкин А. И., Сняцкий А. А. Социально-клубная работа с молодежью: проблемы и подходы. 3- е изд. исправлен.и дополнен. Екатеринбург: УрО РАН, ИнКОТ,1997. 

Разделы