ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕАТРАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА МОЛОДЕЖИ.
Кошелева А.М.
Методист ЦКД «МОЛОДЕЖНЫЙ» г. Тамбов,
студентка ТГУ им.Державина, кафедры социокультурных коммуникаций и актёрского мастерства,
5 курс заочной формы обучения
Проблема творческого, нестандартного подхода к организации досуга молодежи – безусловно, задача всероссийского масштаба. И ее решение имеет общегосударственное значение. Необходимо создавать оптимальные условия для гармоничного развития личности, всесторонне стимулировать стремление молодых людей к активному проведению досуга, решать ее как на коллективном, так и на индивидуальном, личностном уровне, используя всевозможные творческие резервы и потенциалы, в том числе и современные инновационные технологии. Одним из способов решения проблемы досуга молодежи является использование театральных технологий. Под театральными технологиями следует понимать совокупность театральных приемов, применяемых в сфере организации досуга для выполнения и управления этой деятельностью в соответствии с планируемыми результатами. Это формы, методы, способы, приемы в процессе организации досуга молодежи.
Молодежь – не только основа общества, но и его будущее. А современным обществом востребована личность творческая, коммуникативная,легко адаптируемая к современным социальным условиям, способная решать нестандартно производственные, творческие, образовательные и жизненные задачи, познавать и творить современную культуру и науку. Современный молодой человек, чтобы соответствовать духу времени, должен овладеть технологиями коммуникации, способностью адекватно оценивать ситуацию и ее участников, решать проблемные ситуации, предотвращать межличностные конфликты, эффективно работать в команде, обладать способностью к творческому саморазвитию.
При этом процесс современного образования, не говоря уже о современных производственных отношениях, не предусматривают специальную работу по формированию у молодежи данных способностей и умений, а автоматически в результате усвоения стандартных образовательных программ они не формируются. П.И. Козодаев в своей работе «Творческое саморазвитие студентов в вузе средствами любительского театрального искусства» подчеркивает, что вводимые в образовательный процесс инновации недостаточно учитывают личностное стремление молодежи к индивидуально-творческому самовыражению, к доказательству личностной значимости и неповторимости [1].
Эффективным средством развития нравственно – коммуникативных и волевых качеств личности, произвольных познавательных процессов, речи, создания атмосферы творчества, эмоционального раскрепощения, снятия зажатости, обучения художественному воображению выступает использование театральных технологий в процессе организации досуговой деятельности молодежи. По словам В.М. Букатова, театр является одной из немногих социо-экологических, этнических и культурных «ниш», предоставляющих человеку возможность стать соучастником коллективной художественно-творческой жизни [2]. Благодаря театральным технологиям, развитие которых связано с именем К.С.Станиславского, разнообразные нюансы человеческой жизни воплощаются в ее драматической выраженности.
Организация досуга молодежи на основе элементов театрального искусства предусматривает приобретение ими умения образно излагать свои мысли; овладение техникой речи, в том числе техникой художественного высказывания, обучение пластике, эстетического отношения к себе и окружающим. А все это является неотъемлемой частью успешного сосуществования в современном обществе.
Многочисленные исследования свидетельствуют о возможностях широкого привлечения театральных технологий в организацию досуговой деятельности.
Проблема состоит в том, чтобы органично суметь включить элементы театральных технологий в сферу организации досуга молодежи. Они должны быть модифицированы и адаптированы применительно к интересам именно молодых людей, что должно сделать их досуг более эффективным и действенным. Для примера можно рассмотреть творческую деятельность молодежного театрального коллектива «Мозаика» Тамбовского политехнического техникума имени М.С. Солнцева. Коллектив существует с 1980 года, является многократным победителем Всероссийских конкурсов самодеятельного творчества. При помощи участников данного коллектива театральные технологии широко используются при проведении всех значимых мероприятий техникума, не только творческих, но и спортивных, и профессиональных. Во время проведения открытого чемпионата области профессионального мастерства «Ворлдскилс» при помощи использования театральных технологий профессиональный конкурс рабочих профессий превратился в яркое, незабываемое зрелище. Коллектив «Мозаика» был приглашен на Всероссийский конкурс в Тольятти, а за тем на Всемирный чемпионат в Берлин, где с большим успехом выступил более двадцати раз, рекламируя свои будущие профессии.
Разработкой проблемы использования театральных технологий в молодежном досуге занимались многие исследователи (В.М. Букатов, О.С. Булатова, С.В. Гиппиус, П.М. Ершов, А.П. Ершова, М.О. Кнебель, З.Я. Корогородский и т.д.). Эта тема настолько злободневна и перспективна, что В.М. Букатов и А.П. Ершова предлагают театральные технологии использовать не только во внеурочное время, но и в рамках образовательного процесса в учебных заведениях. В своих исследованиях они пришли к выводу, что необходимо включать театральные формы, средства, приемы, активизирующие процесс коллективного познавательного творчества в любой урок, в любой учебный материал. Обучение с использованием элементов театральных технологий меняет форму образовательного процесса, степень активности его участников, методы освоения предметов и способы межличностного взаимодействия преподавателей и студентов. «Динамичность и активность коммуникации преподавателей и студентов при такой технологии обучения требуют умения правильно излагать свои мысли для того, чтобы быть понятым и воспринятым окружающими. Приобретение данных навыков, помимо всего прочего, требует фундаментального знания предмета. Инновационная парадигма и сопутствующая ей трансформация процесса обучения обеспечивают сочетание глубокого, детального изучения предмета с легкостью процесса усвоения материала» [3].
Таким образом, воспитание молодежи всегда было, есть и будет объективной необходимостью духовного развития общества, условием для успешного культурного возрождения страны. Одним из наиболее эффективных путей воспитание культуры досуга молодежи является применение театрально – творческих технологий.Молодежь, овладевшая навыками театрального искусства, театральной культурой, способна более успешно реализовать себя в своей основной профессиональной деятельности.Практика показывает, использование театральных технологий в организации досуга современной молодежи способствуют её культурно-эстетическому обогащению, прививают любовь к родной культуре, раскрывают широкие возможности для проявления творческих и организационных способностей будущих специалистов во всех сферах деятельности.
Литература: