Сведения об образовательной организации

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕАТРАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА МОЛОДЕЖИ

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕАТРАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА МОЛОДЕЖИ.

Кошелева А.М.
Методист ЦКД «МОЛОДЕЖНЫЙ» г. Тамбов,  
студентка ТГУ им.Державина, кафедры социокультурных коммуникаций и актёрского мастерства,
5 курс заочной формы обучения

Проблема творческого, нестандартного подхода к организации досуга молодежи – безусловно, задача всероссийского масштаба. И ее решение имеет общегосударственное значение. Необходимо создавать оптимальные условия для гармоничного развития личности, всесторонне стимулировать стремление молодых людей к активному проведению досуга, решать ее как на коллективном, так и на индивидуальном, личностном уровне, используя всевозможные творческие резервы и потенциалы, в том числе и современные инновационные технологии. Одним из способов решения проблемы досуга молодежи является использование театральных технологий. Под театральными технологиями следует понимать совокупность театральных приемов, применяемых в сфере организации досуга для выполнения и управления этой деятельностью в соответствии с планируемыми результатами. Это формы, методы, способы, приемы в процессе организации досуга молодежи.

 Молодежь ­– не только основа общества, но и его будущее. А современным обществом востребована личность творческая, коммуникативная,легко адаптируемая к современным социальным условиям, способная решать нестандартно производственные, творческие, образовательные и жизненные задачи, познавать и творить современную культуру и  науку. Современный молодой человек, чтобы соответствовать духу времени, должен овладеть технологиями коммуникации, способностью  адекватно оценивать ситуацию и ее участников, решать проблемные ситуации, предотвращать межличностные конфликты, эффективно работать в команде, обладать способностью к творческому саморазвитию.

При этом процесс современного образования, не говоря уже о современных производственных отношениях, не предусматривают специальную работу по формированию у молодежи данных способностей и умений, а автоматически в результате усвоения стандартных образовательных программ они не формируются. П.И. Козодаев в своей работе «Творческое саморазвитие студентов в вузе средствами любительского театрального искусства» подчеркивает, что вводимые в образовательный процесс  инновации недостаточно учитывают личностное стремление молодежи к индивидуально-творческому самовыражению, к доказательству личностной значимости и неповторимости [1].

Эффективным средством развития нравственно – коммуникативных и волевых качеств личности, произвольных познавательных процессов, речи, создания атмосферы творчества, эмоционального раскрепощения, снятия зажатости, обучения художественному воображению выступает использование театральных технологий в процессе организации досуговой деятельности молодежи. По словам В.М. Букатова, театр является одной из немногих социо-экологических, этнических и культурных «ниш», предоставляющих человеку возможность стать соучастником коллективной художественно-творческой жизни [2]. Благодаря театральным технологиям, развитие которых связано с именем  К.С.Станиславского,  разнообразные нюансы человеческой жизни воплощаются в ее драматической выраженности.

Организация досуга молодежи на основе элементов театрального искусства предусматривает приобретение ими умения образно излагать свои мысли; овладение техникой речи, в том числе техникой художественного высказывания, обучение пластике, эстетического отношения к себе и окружающим. А все это является неотъемлемой частью успешного сосуществования в современном обществе.

Многочисленные исследования свидетельствуют о возможностях широкого привлечения театральных технологий в организацию досуговой деятельности.

Проблема состоит в том, чтобы органично суметь включить элементы  театральных технологий в сферу организации досуга молодежи. Они должны быть модифицированы и адаптированы применительно   к  интересам именно молодых людей, что должно сделать их досуг более эффективным и действенным. Для примера можно рассмотреть творческую деятельность молодежного театрального коллектива «Мозаика» Тамбовского политехнического техникума имени М.С. Солнцева. Коллектив существует с 1980 года, является многократным победителем Всероссийских конкурсов самодеятельного творчества. При помощи участников данного коллектива театральные технологии широко используются при проведении всех значимых мероприятий техникума, не только творческих, но и спортивных, и профессиональных. Во время проведения открытого чемпионата области профессионального мастерства «Ворлдскилс» при помощи использования театральных технологий профессиональный конкурс рабочих профессий превратился в яркое, незабываемое зрелище. Коллектив «Мозаика» был приглашен на Всероссийский конкурс в Тольятти, а за тем на Всемирный чемпионат в Берлин, где с большим успехом выступил более двадцати раз, рекламируя свои будущие профессии.

Разработкой проблемы использования театральных технологий в молодежном досуге занимались многие исследователи (В.М. Букатов, О.С. Булатова, С.В. Гиппиус, П.М. Ершов, А.П. Ершова, М.О. Кнебель, З.Я. Корогородский и т.д.). Эта тема настолько злободневна и перспективна, что В.М. Букатов и А.П. Ершова предлагают театральные технологии использовать не только во внеурочное время, но и в рамках образовательного процесса в учебных заведениях. В своих исследованиях они пришли к выводу, что необходимо включать театральные формы, средства, приемы, активизирующие процесс коллективного познавательного творчества в любой урок, в любой учебный материал. Обучение с использованием элементов театральных технологий  меняет форму образовательного процесса, степень активности его участников, методы освоения предметов и способы межличностного взаимодействия преподавателей и студентов. «Динамичность и активность коммуникации преподавателей и студентов при такой технологии обучения требуют умения правильно излагать свои мысли для того, чтобы быть понятым и воспринятым окружающими. Приобретение данных навыков, помимо всего прочего, требует фундаментального знания предмета. Инновационная парадигма и сопутствующая ей трансформация процесса обучения обеспечивают сочетание глубокого, детального изучения предмета с легкостью процесса усвоения материала» [3].

Таким образом, воспитание молодежи всегда было, есть и будет объективной необходимостью духовного развития общества, условием для успешного культурного возрождения страны. Одним из наиболее эффективных путей воспитание культуры досуга молодежи является применение театрально – творческих технологий.Молодежь, овладевшая навыками театрального искусства, театральной культурой, способна более успешно реализовать себя в своей основной профессиональной деятельности.Практика показывает, использование театральных технологий в организации досуга современной молодежи способствуют  её  культурно-эстетическому обогащению,  прививают любовь к родной культуре, раскрывают широкие возможности для проявления творческих и организационных способностей будущих специалистов во всех сферах деятельности.

Литература:

  1. Козодаев, П. И. Творческое саморазвитие студентов вуза средствами любительского театрального искусства: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.01. - Тамбов, 2005. - 235 с.
  2. См. Букатов В.М. Театральные технологии в гуманизации процесса обучения школьников :Дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.02: Москва, 2001. 376 c.
  3. Гордин В.Э., Корчагина Е.В. Театральные технологии в обучении менеджменту в вузе// Высшее образование в России. 2010. №10. С.32.
  4. Ершов П.М. Режиссура как практическая психология. М., 2010.
Разделы