Сведения об образовательной организации

ИННОВАЦИОННОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ АНИМАЦИИ В ПРАКТИКЕ РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ

ИННОВАЦИОННОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ АНИМАЦИИ В ПРАКТИКЕ РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ

Макаров В.Е.
Российский государственный социальный университет, г.Москва, доктор политических наук, профессор
makarov-v-e@mail.ru
8-916-873-04-74      

Аннотация: В статье обосновывается ведущая роль анимации в реабилитационной процессе, ее потенциальные возможности и результаты, влияющие на уровень достижения реабилитационной эффективности.

Ключевые слова: реабилитация, анимация, инвалидность, культурно-досуговая деятельность, адаптация, творчество.

В современной науке под реабилитацией понимается комплекс медицинских, социально-экономичес­ких, педагогических, профессиональных и юридических мер, на­правленных на восстановление (или компенсацию) нарушенных функций организма и трудоспособности больных и инвалидов.

В отношении людей с инвалидностью в последнее время все большее распространение получало представление о социальной реабилитации как комплексном медико-социальном процессе, в котором органически (или на системном принципе) сочетаются различные меры воздействия на человека на психофизиологическом, личностном и социоиндивидуальном уровнях, включая адаптацию к различным аспектам внешней среды. Теоретическое обоснование реабилитационных мероприятий обеспечивает реабилитология, которую М.В. Коробов определяет как «…совокупность взглядов, представлений и идей, дающих целостное представление о закономерностях, факторах и условиях, определяющих восстановление социального статуса инвалидов и их интеграцию и реинтеграцию в обычные условия жизни».

В резолюции, принятой Социально-экономическим советом ООН «Социальная реабилитация инвалидов», указывается, что каждый гражданин, независимо от состояния его здоровья, должен иметь доступ к социальной инфраструктуре, дающий ему возможность участвовать в жизни общества.

В таком толковании социальная реабилитация приобретает комплексный междисциплинарный характер, который, несмотря на все его достоинства, в российских условиях затрудняет полноценную реализацию мероприятий и достижение реабилитационных целей. Основное затруднение вызывает дифференциация задач, входящих в компетенцию здравоохранения, образования и  культуры и других социально значимых ведомств.

Современный подход к использованию инновационных методов, способов и технологий социально-культурной анимации применительно к практике социальной реабилитации представляется в достаточной степени полезным и перспективным в силу целого ряда причин. Это определяется, прежде всего, тем, что современные технологии социально-культурной анимации предполагают комплексное решение различных проблем личности, обеспечивая ей возможность самоидентификации как полноправному представителю той или иной социокультурной,  досуговой общности, а также условия для включения в образовательные, творческие, оздоровительные и другие виды социально-культурной деятельности.

   При этом речь идет о преодолении социальной изоляции, психологического отчуждения не только инвалидов, но и многих других категорий населения. Все это заставляет аниматоров, в роли которых могут частично выступать  социальные работники, социальные педагоги, специалисты социально-культурной деятельности, находить эффективные технологии преодоления проблем социокультурной дезадаптации.   Совершенно очевидно, что социально-культурная анимация — одно из наиболее интенсивно развивающихся направлений современной социально-культурной деятельности, которое предполагает реализацию программ творческой реабилитации, активного отдыха, социально-психологической консолидации общественных групп на основе ценностей культуры. Средствами социально-культурной анимации решаются задачи обеспечения условий для свободного развития, творческого самовыражения личности и условий для эффективного социального контроля в сфере культуры. Анимация создает оптимальные условия для того, чтобы выбор досуговой деятельности в наибольшей степени отвечал запросам индивидуума. Социокультурная анимация признает целостность и уникальность личности, которая представляет собой «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку.

В свою очередь, социальная реабилитация имеет целью восстановление социального статуса клиента, достижение им определенной степени социально-культурной адаптации. В получении запланированных результатов должны принимать участие представители разных отраслей жизнедеятельности, потому что  требуется привлекать ресурс сфер производства товаров народного потребления, градостроительства, образования и здравоохранения, индустрии отдыха и сферы удовлетворения творческих потребностей. Осуществить все это без создания единой управляемой государством службы в России очень проблематично, поэтому комплексностью реабилитации приходится жертвовать, распределяя полномочия и вытекающие их них обязанности по типам реабилитации: медицинской, профессиональной и другим.

Социально-культурная анимация является особым видом социально-культурной деятельности общественных групп и отдельных индивидов, которая основана на современных технологиях (социально-педагогических, психологических, культуротворческих и др.), обеспечивающих преодоление социального и культурного отчуждения. 

Большинство современных технологий социально-культурной анимации предполагают комплексное решение разнообразных проблем человека, давая ему возможность самоидентификации в качестве полноправного представителя той или иной социокультурной и досуговой общности, а также предоставляя условия для вовлечения в образовательные, творческие, оздоровительные и иные виды социально-культурной деятельности. 

Искусство и культура являются прекрасными образовательными и реабилитационными средствами, обеспечивающими: развитие разнообразных жизненно важных познавательных навыков; повышение уровня самооценки личности; творческое самовыражение; развитие навыков общения; формирование активной жизненной позиции. Они помогают сделать жизнь многих детей-инвалидов богатой и содержательной. Программное анимационное воздействие на человека во вре­мя его досуга в комплексе решает проблему становления, разви­тия, сохранения и восстановления его здоровья, соматического, физического, психического и нравственного.

Таким образом, задача специалиста  (составителя программ и организа­тора их реализации) – не только сделать досуг инвалида интересным и содержатель­ным, но и достичь анимационного эффекта в рамках реабилитации. Это  становится возможным благодаря включению и инвалида в систему свободного творчества, бла­годаря чему оптимально реализуются интеллектуальные и эмоциональные, духовные и физические ресурсы человека, что при­дает психологическую стабильность его жизни во всем ее много­образии.

Литература

1.Вдовенко Т.В. Социальная работа в сфере досуга в странах Западной Европы. - СПб.: СПбГУП, 2009.

2. Джуринский А.Н. Сравнительная педагогика: Учеб. по-собие. - М: Изд. центр «Академия», 2008.

3. Дуликов В.З. Социальные аспекты культурно-досуговой деятельности за рубежом: Учеб. пособие. - М.: МГУКИ, 2009.

4. Киселева Т.Г. Теория досуга за рубежом. - М.: МГИК, 2002.

5. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: Искусство отношений. - М.: Международная педагогическая академия, 2004.

6. Новикова И.А. Организация досуга подрастающего поколения в США: Традиции и современность: Учеб. пособие. - СПб., 2011.

Разделы