ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДОВ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ В ОРГАНИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВОГО ДОСУГА
Ерохина И.А.
Доцент кафедры «социокультурных коммуникаций и актерского мастерства» ТГУ имени Г.Р. Державина,
aimer93@mail.ru
Телефон: 89204769353
Петрова В.В.
Студентка 5 курса специальности «социально-культурная деятельность»
ТГУ имени Г.Р. Державина
На современном этапе развития Российского общества остро стоит проблема создания надлежащих условий для оказанияпомощи подросткам в их социализации и интеграции в социокультурное пространство. Процесс трансформации, сложившейся социальной инфраструктуры, обострил проблему социальной адаптации подростков к быстро меняющимся условиям жизни. Постепенно рушатся традиционные моральные стереотипы, которые порождают в подростковой среде негативные явления.Сложившаяся проблема побуждает ученых различных областей знания вести исследования по изучению девиантного поведения несовершеннолетних, а также осуществлять поиск мер по профилактике данного поведения, организации рационального досуга, использованию эффективных методов социально-культурной реабилитации в организации подросткового досуга.
Мощным стимулом для развития трудных подростков, расцвета их возможностей,расширения диапазона интересов, созидательной активности является досуг, где процесс формирования и развития каждого подростка осуществляется на основе доминирующих потребностей и особенностей личности[2,с.48].
Большое значение в анализе исследуемой проблемы имеют труды, отражающие принципы, методы и приемы работы с подростками таких отечественных и зарубежных авторов как М.И. Бобнева, В.П. Бочарова, Р. Гарофало, К.Ю. Добрина, Э. Дюркгейм, Л.Я. Жезлова, Н.И. Забродин, С.А. Завражина, М. Лютер, Р.В. Овчарова, О.М. Овчинникова, Ф. Танненбаум, Л.К. Фортова и др.[1,с.55].
Одним из основных видов содержательного наполнения досуга подростков является культурно – досуговая деятельность – сфера самовыражения и самореализации личности, её потенциальных желаний и возможностей, что позволяет включать этот вид деятельности в рамки времени, свободного от общественного или иного принуждения[2, с. 50].
В культурно – досуговой деятельности подростки знакомятся с искусством, природой, трудом, нормами и правилами межличностного общения, нравственными и эстетическими ценностями. Как известно, отклоняющееся поведение подростков является следствием нарушения процесса социализации. И её коррекция возможна лишь через вовлечение подростков в сферу досуговой деятельности, так как здесь подростки более открыты для влияния и взаимодействия на них самых различных социальных институтов, что позволяет с максимальной эффективностью воздействовать на их нравственный облик и мировоззрение [3, с. 73].
В основе культурно-досуговой деятельности, направленной на реабилитацию подростков лежат два исходных начала:
– отношения и контакты с окружающей средой и, прежде всего, с семейной микросредой, учебным, трудовым коллективом, знакомыми и друзьями;
– социально-реабилитация её формы и методы, призванные активно влиять на личность подростков и на их статус в обществе.[4,с.33]
Если человек не нашел свой путь самостоятельно, то сможет это сделать в коллективе (любительском объединении, кружке, спортивной команде и др.).Элементом реабилитации здесь является процесс нахождения себя, своего места в коллективе, осознание собственной значимости для каждого его члена.
Анализ методов социально-культурной реабилитации показывает, что большинство из них основано на взаимодействии репродуктивныхи творческих элементов. В социально-культурной реабилитации подростков используется такие методы как:
Игротерапия - Это могут быть игры в образах, игры, основанные на литературных произведениях, на импровизированном диалоге, на сочетании пересказа и инсценировки и т. д.
Из личного опыта организации и проведения культурно-досуговых мероприятий можно сказать, что на социализацию подростков, их развитие влияет именно игровая деятельность. Игра способствует созданию благоприятных отношений между участниками группы, снимает напряженность, тревогу, страх, повышает самооценку.Игра хорошо сочетается с другими видами деятельности, часто компенсируя то, что не обеспечивается ими. Обучение, культурный досуг, спорт, труд, игра, общение взаимно проникают друг в друга и составляют содержательную сторону образа жизни детей и подростков и их творческое развитие в сфере свободного времени и досуга.
Арт-терапия - данный метод построен на использовании искусства как символической деятельности.
Музыкотерапия –основана на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека [3, с.64].
Итак, мы выяснили, что предназначение методов социально-культурной реабилитации в том, чтобы помочь подросткам развить коммуникативные навыки, необходимые для адаптации в сложном социокультурном окружении.Многие исследователи в области психологии подросткового возраста так или иначе сходятся в признании того огромного значения, которое имеет для подростков общение со сверстниками. Организацией общения подростков занимаются все учреждения культурно-досуговой сферы, в первую очередь такие организации как дома творчества,любительские объединения по интересам, клубы, школы, внешкольные досуговые объединения,культурно-досуговые центры и другие учреждения.
Мы определили, что при организации подросткового досуга, необходимо учитывать индивидуальные способности и возможности подростка. Примером форм организации подросткового досуга могут быть мастер – классы, творческие мастерские, литературно-музыкальные гостиные,фестивали, тематические вечера, акции, театрализованные представления,кинопоказы, экскурсии, дискотеки, капустники,концертные программы,мероприятия которые могут выстраиваться с помощью того или иного метода социально-культурной реабилитации.Целесообразность использования различных методов социально-культурной реабилитации зависит от условий организации работы, технических возможностей, профессиональной подготовки кадров, занимающихся реабилитацией.
В рамках исследования проблемы использования методов социально-культурной реабилитации в организации подросткового досуга, был проведен социологический опрос. На основе полученных данных, мы смогли определить отношение педагогов и работниковсоциально-культурной сферы к уровню организации подросткового досуга, а также выявить ряд факторов, препятствующих развитию подросткового досуга и разработать рекомендации по усовершенствованию процесса организации досуга.
В ходе исследования нами была выдвинута следующая гипотеза: в организации подросткового досуга необходимо использовать методы социально-культурной реабилитации, которые способствуют духовному обогащению подростков, а также ихсоциальной адаптации. Исследование подтвердило наше предположение. В организации подросткового досуга также необходимо постоянное совершенствование новых форм и использование инновационных методов социально-культурной реабилитации.Отличной площадкой для апробации многих форм социально-культурной реабилитации стало участие в реализации Программы развития деятельности студенческих объединений Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина. Разрабатывая концепции мероприятий «Краеведческий вернисаж «Тамбовщина во всей красе», «Здоровая осень», «Этих дней не смолкнет слава» и др., мы постарались учитывать те технологические подходы к применению методов социально-культурной реабилитации, которые позволяют нам в полной мере оценить качество и наметить перспективы дальнейшей работы.
На основании вышеизложенного, нами предложено несколько рекомендаций, которые необходимо учитывать при использовании методов социально-культурной реабилитации как средства социализации и организации досуга подростков: проводить занятия с подростками в учреждениях культурно-досуговой сферы, которые позволяют реализовывать различные методы социально-культурной реабилитации, например такие как:игротерапия, артсинтезтерапия, танцетерапия, музыкотерапия, сказкотерапия, драматерапия, видео-арт-терапия,глинотерапия, имаготерапия, цветотерапия, драматерапия, маскотерапия, песочная терапия, куклотерапия,ароматерапия и другие методы. Данные методы позволяют каждому подростку почувствовать уверенность в своих силах, раскрыть свои творческие способности, повысить уровень самооценки, способствуют активному проявлению самостоятельности и самореализации подростка.
В перспективе работы мы планируем реализацию следующих идей:
-разработать ряд практических рекомендаций, направленных на совершенствование деятельности культурно-досуговых учреждений в вопросах использования методов социально-культурной реабилитации в организации подросткового досуга;
-выявить основные особенности применения методов социально-культурной реабилитации в организации досугаподростков с ограниченными возможностями здоровья;
-создать программуповышения квалификации специалистов культурно-досуговой сферы по вопросам организации досуга подростков.
Таким образом, можно сделать вывод о том, чтопри использовании методов социально-культурной реабилитации в организации подросткового досуга следует создавать условия, которые позволят каждому подростку реализовать себя, повысить самооценку, развитьтворческие способности, для активного вовлечения подростков и членов их семей в социально - развивающие акции, развлекательно-игровые, оздоровительные и другие досуговые программы.Социально-культурная реабилитация подростков - это процесс взаимодействия личности и общества. Данное взаимодействие включает в себя, одной стороны, способ передачи им социального и культурного опыта, способ включения их в систему общественных отношений, с другой стороны, процесс личностных изменений. Реабилитационный потенциал социально-культурной деятельности достаточно широк.Знание особенностей применения новейших методик, использования инновационных форм, наличие грамотных профессионалов смогут сделать досуг подростка интересным, увлекательным и полезным.
Литература
1. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков. М.: Просвещение, 1994. - 223 с.
2. Козловская Л.И. Социокультурная деятельность как средство реабилитации // Социально-педагогическая работа. - 2005. - №8-250 с.
3.Социально-культурная реабилитация: практикум/авт.-сост.: И.А. Ерохина, А.В. Виницкая; М-во обр. и науки РФ, ФГБОУ ВПО «Тамб.гос.ун-т им.Г.Р. Державина». Тамбов: Издательский дом ТГУ им.Г.Р. Державина, 2013.144 с.