Сведения об образовательной организации

ОСОБЕННОСТИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ

ОСОБЕННОСТИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ

Зайцева С.П.
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина
г. Тамбов, Российская Федерация ,
аспирантка  3 курса кафедры социокультурных коммуникаций и актёрского мастерства

Аннотация

В статье исследуется особенности игровой деятельности в процессе  формирование правовой культуры студенческой молодёжи. Игровая деятельность  это особая сфера человеческой активности. Игра  всегда выступает одновременно как бы в двух временных измерениях. С одной стороны, она дарит сиюминутную радость, служит удовлетворению актуальных потребностей, с другой - всегда направлена в будущее: в ней либо закрепляются свойства, качества, состояния, умения, навыки, способности, либо моделируется  какие-то жизненные ситуации.

Учитывая возрастные особенности исследуемой группы, отметим, что преимуществом игры перед другими средствами заключается в следующем: игра для студента не обычное событие, а особо притягательное и острое, своеобразная экстремальная ситуация;  игра интересна  молодому человеку по своей сути; игра воспринимается учащимся как способ самосовершенствования, испытания себя на психологическую устойчивость и компетентность.

Игра является активным средством обучения, позволяющим погрузить человека в активное контролируемое общение, однако не каждый вид игры подойдет для осуществления  правового воспитания студенческой молодёжи

По нашему убеждению, игра должна иметь дидактическую структуру, а именно: игровой замысел, правила, игровые действия, познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование, результат игры.

Из большего числа дидактических игр для формирования правовой культуры студенческой молодёжи подходящими являются следующие. Имитационные игры, ролевые игры и деловые игры.

Особенностью игровой деятельности в процессе формирования правовой культуры студенческой молодёжи, по нашему мнению, является то что, игра

помогает процессу правовой социализации студента, способствует формированию правовой активности молодого человека, заключает в интересную для студентов форму передачу правовой информации.

Ключевые слова: игра, правовое воспитание, правовая культура, правовая социализация, студенческая молодёжь, правовая активность, дидактические игры, имитационные игры, ролевые игры, деловые игры. 

Высокий уровень правовой культуры студенческой молодёжи залог качественного развития российского государства. Формирование правовой культуры должного уровня это непрерывный процесс, который находится в тесной взаимосвязи с правовым воспитанием, так как именно благодаря средствам и методам воспитания, происходит интеграция правовых ценностей  в сознание молодого человека,  а так же формирование четких представлений личности о правовых нормах обустройства общества.

Игра является исключительным средством воспитания, это неоднократно доказывали в своих работах такие  исследователи как К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, Н.К. Крупская, В.А. Сухомлинский и многие другие научные деятели, однако применение игровых технологий в правовом воспитании студенческой молодёжи остается на данный момент мало изученным. В настоящей работе, рассмотрим, особенности игровой деятельности в процессе  формирование правовой культуры студенческой молодёжи.

Существует десятки определений, отражающих сложность однозначного объяснения понятия «игра», однако неоспорим тот факт, что игра позволяет человеку быть лично причастным к процессам протекающим в общественной жизни, дает возможность прожить некоторое время в реальных жизненных условиях, и как следствие получить определенный социальный опыт. Данное обстоятельство делает использование «игры» в правовом воспитании молодёжи  чрезвычайно актуальным, так как период обучения в высшем учебном заведении совпадает с активной стадией  правовой социализации индивида, и любой положительный опыт в рассматриваемой сфере благотворно влияет на правовое развитие личности.

Однако правовое воспитание,  призвано, не только помочь, в процессе правовой социализации, но и способствовать формированию правовой активности молодого человека, которая  подразумевает инициативную, правомерную, сознательную деятельность гражданина, направленную на исполнение возложенных обязанностей, на эффективное использование предоставленных прав.

Игровая деятельность  это особая сфера человеческой активности. Игра  всегда выступает одновременно как бы в двух временных измерениях. С одной стороны, она дарит сиюминутную радость, служит удовлетворению актуальных потребностей, с другой - всегда направлена в будущее: в ней либо закрепляются свойства, качества, состояния, умения, навыки, способности, либо моделируется  какие-то жизненные ситуации. Такая особенность игры без сомнения позволяет  решить выше озвученную задачу правового воспитания.

Кроме этого правового воспитания нацелено на формирование знаний о правовой системе действующего права.

Игра как средство обучения, может способствовать решению и этой задачи. Особенность заключается  лишь в  том, что  передача правовой информации будет происходить по следующим основным направлениям: постановка дидактической цели в форме игровой задачи; обучающий процесс подчинён правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства.

Безусловно, игра не является единственным средством достижения обозначенных задач правового воспитания. Однако учитывая возрастные особенности исследуемой группы, отметим, что преимуществом игры перед другими средствами заключается в следующем: игра для студента не обычное событие, а особо притягательное и острое, своеобразная экстремальная ситуация;  игра интересна  молодому человеку по своей сути; игра воспринимается учащимся как способ самосовершенствования, испытания себя на психологическую устойчивость и компетентность.

Игра является активным средством обучения, позволяющим погрузить человека в активное контролируемое общение, однако не каждый вид игры подойдет для осуществления  правового воспитания студенческой молодёжи.

По нашему убеждению, игра должна иметь дидактическую структуру, а именно: игровой замысел, правила, игровые действия, познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование, результат игры.

Из большего числа дидактических игр для формирования правовой культуры студенческой молодёжи подходящими являются следующие.

Имитационные игры представляют собой особый вид дидактических игр в процессе, которых происходит увеличение возможностей саморегуляции, самокоррекции человеком собственных индивидуальных особенностей.  В результате применения таких игр в правовом воспитании, студенты овладевают правовыми навыками, и вырабатывать  собственные правовые убеждения,  благодаря отстраненной роли от игры.

Ролевая игра, основывается на обучающем эффекте совместных действий. Действия в свою очередь представляют основу первоначальных знаний. В связи с чем, участники данной игры, выступая в действие, уже обладают определенными умениями, а в процессе игры они приобретают и закрепляют определенные навыки[1].

В процессе ролевой игры участники, как правило, более активны, поскольку высказывают свою точку зрения. И с психологической точки зрения предоставленная игра соответствует всему спектру способностей обучаемых, отталкиваясь от неоднородности групп учащихся, роли могут быть подобраны разной степени сложности, в результате чего все члены коллектива вовлечены в процесс общения.

Следующий вид дидактических игр это деловая игра. Суть деловой игры в творческой деятельности её участников, которым нужно отыскать и сформулировать суть проблемы и способы её решения, о которых заранее ничего не известно[2].

Таким образом, на основании выше изложенного, можно выявить следующие особенности игровой деятельности по формирования правовой культуры студенческой молодёжи.

Во-первых, игра помогает процессу правовой социализации студента, адаптироваться к социальной среде, к взаимодействию в конкретном коллективе.

Во-вторых, способствует формированию правовой активности молодого человека.

В-третьих, игра, заключает в интересную для студентов форму передачу правовой информации.

В-четвертых, игра, используемая в правовом воспитании, обладает определенной дидактической структурой.

В-пятых, в правовом воспитании применяются не все дидактические игры, а только имитационные, ролевые и деловые.

Литература

  1. Боташева Ф.Ю. Игровые технологии обучения как средство формирования информационной культуры старшеклассников: автореф. дис. кан. пед. наук. Спб. 2004.
  2. Байчаров К.У. Образовательный стандарт как основа разработки новых технологий подготовки специалистов: автореф. дис. докт. пед. наук. Спб. 1997.
Разделы