Сведения об образовательной организации

ТЕАТРАЛИЗОВАНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАЦИЙ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ СПОСОБНОСТЯМИ

ТЕАТРАЛИЗОВАНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАЦИЙ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ СПОСОБНОСТЯМИ

Власенко В.М.
НИУ «БелГУ», г.Белгород, Россия
lika_080892@mail.ru

Федорченко А.И.

На сегодняшний день инвалиды являются наиболее не защищенной категории населения. По данным статистики инвалиды составляют приблизительно десятую часть населения планеты. 

Согласно ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (от 24.11.1995 года, с изменениями на 21 июля 2014 года)инвалид – это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм, дефектами, приводящие к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Особую значимость вопроса обеспечения успешной интеграции детей-инвалидов в общество обозначает сохраняющаяся тенденция роста числа такихдетей. Одним из значимых условий интеграции детей-инвалидов в общество является их своевременная реабилитация.

Большая часть детей-инвалидов получают образование отдельно от своих сверстников и итогеим гораздо сложнее преуспеть в жизни. Как правило, дети с ограниченными возможностями обучаются на дому, а это может повлечь за собой проблему коммуникации ребенка. Коммуникативная сфера любого ребенкатребует внимания, коммуникативная сфера ребенка с ограниченными возможностями здоровья требует особого внимания. 

Общение – в первую очередь это фактор, определяющий во многом успешное развитие, именно дефицит его, порождает отставание и отклонение в психическом развитии. Как известно, игра – это самая важная деятельность ребенка. Дети максимально и непосредственно выражают себя в игре, которая представляется для них средством коммуникации. Поэтой причине, включение игры в социально-педагогический (коррекционный) процесс и обеспечивает успешное развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Коммуникативные способности у каждого индивидуальны. Особенно они отличаются у детей с ограниченными возможностями. Обычно, такие дети с трудом идут на контакт, общение и взаимодействуют они с очень, очень близкими им людьми. У детей с отклонениями в развитии имеется нарушения в развитии психических процессов, отклонения в умственном развитии и нарушения в эмоционально-волевой сфере.

По своей природе театр близок к игре ребенка, поэтой причинеявляется одним из наиболее результативных способов развития, познания окружающего мира, учит общению.

Исследователи, изучающие театрализовано-игровую деятельность нормально развивающихся дошкольников и детей с проблемами в развитии, указывают на важность ее как для развития познавательной деятельности и эмоциональной сферы, так и для развития творчества (П.П. Блонский, Р.И. Жуковская, П.Ф. Каптерев, Н.С. Карпинская, Л.С. Фурмина,).

Театрализовано-игровая деятельность – это обобщенное понятие, включающее в себя разные виды театрализованных игр, организуемые совместно с взрослыми или самостоятельно детьми.

По мнению К.С. Станиславского театрализовано-игровая деятельность развивает творческий потенциал, внимание, эмоциональную память, чувство ритма, воображение, фантазию, чувство гармонии в себе и окружающем мире, учит взаимодействовать друг с другом, способствует творческому. Все это необходимо как здоровым детям, так и детям с ограниченными возможностями здоровья.

Такое понятие, как «самоопределение» может быть рассмотрено как процесс освоения человеком различных социальных ролей, некоторые из них он успешно осваивает, исполнение других оказывается для него затруднительными. Этот процесс в жизни ребенка очень важен и сложен. Тем более он осложнен для детей с ограниченными возможностями. Для облегчения самоопределения ребенка в микросоциуме используется театрально-игровая деятельность.

Театральная игра – это деятельность, которая специально организуется взрослыми для обеспечения усвоения ребенком накопленного социального опыта данного общества. И взрослый в социальном взаимодействии выступает как носитель культуры общества и самой игровой культуры. Таким образом, именно в такой игре ребенок первоначально обретает опыт для жизни в обществе и развивает все те физические и духовные силы и способности, которые ему необходимы. И поэтому театральная игра рассматривается как важнейшее средство адаптации и социализации, как одна из наиболее приемлемых и благоприятных для социального развития ребенка, форм организации его деятельности и, следовательно, как средство вхождения его в микросоциум[1, 59]. 

Вся коррекционно-развивающая работа с такими детьми должна осуществляться посредством игр. Игровая форма занятий позволяет создать в процессе взаимодействия с детьми комфортную эмоциональную атмосферу. В процессе игры нужно способствовать установлению легких, дружеских отношений. А каждого участника игры важно принимать таким, какой он есть.

Система обучения театральной игре детей с отклонениями в развитии основывается на признании того, что она является самым эффективным средством коррекции психофизического развития детей с ограниченными возможностями.

Театрализовано-игровая деятельность занимает особое место среди видов художественной деятельности. Синтетический характер театрального искусства: взаимосвязь художественного слова, музыки, декорационно-художественного оформления, до известной степени переносится в детскую театрализовано-игровую деятельность.

В работе над образом ребенок учится понимать мотивы действий человека, причинно-следственные взаимосвязи поступков и событий, умению понимать другого человека, увидеть мир его глазами, более тонко чувствовать чужое эмоциональное состояние, чужие беды и радости, умению сопереживать. Занятия в театральной студии развивают внимание, эмоциональную память, чувство ритма, творческое воображение, фантазию ребенка, чувство гармонии в себе и окружающем мире, учат владению своим эмоциональным состоянием, речью, голосом, физическим телом. Все, что развивает театрализовано-игровая деятельность и есть творческий потенциал. И когда у ребенка он более или менее развит, тогда ребенку легче идти на контакт, взаимодействовать с другими людьми[2, 81].

Создание спектакля с детьми – очень увлекательное и полезное занятие. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки даже недостаточно активных детей, помогает им преодолеть застенчивость и зажатость.

Таким образом, мы видим, что степень развития коммуникативных способностей зависит от раскрытия творческого потенциала в театрализовано-игровой деятельности и от степени взаимодействия детей в творческом процессе. Включение игры в социально – педагогическую деятельность обеспечивает успешную социальную адаптацию ребенка, развивает его коммуникативные и творческие способности. Использование театрализовано-игровой деятельности в педагогическом реабилитационном процессе в настоящее время является актуальным. Так как в силу своих возможностей эта деятельность позволяет оптимально освоить мир социальных связей и отношений. Театральная игра в развитии и воспитании детей играет важнейшую роль. В ней можно выверить симпатию и антипатию детей. Игры раскрывают их органические, творческие, интеллектуальные и физические способности. Они делают любое детское мероприятие более интересным, придают ему эмоциональную окраску.

В процессе какой-либо совместной деятельности, особенно творческой, ребенок будет больше взаимодействию с другими людьми, общаться, делиться впечатлениями, а отсюда следует, что и коммуникативные способности будут развиваться. 

Литература

1. Бараева, Л.Б., Зарин А. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития/ Л.Б. Бараева. – СПб.: Союз, 2013. – 416 с.

2. Вернер, Д. Реабилитация детей-инвалидов/ Д. Вернер. – М.: Филонтроп, 2012. – 157 с.

Разделы