Сведения об образовательной организации

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВ КАК АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА.

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВ КАК АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА.

Кролик С. А.
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина
г. Тамбов, Российская Федерация,  аспирант кафедры социокультурных коммуникаций и актёрского мастерства

Стремительное перманентное ускорение и обновление становятся ведущими характеристиками жизни современных индустриальных обществ. Научно-технические революции делают их чрезвычайно динамичными системами, стимулируя радикальное изменение социальных связей и форм человеческих отношений.

На фоне сложных социальных проблем, утраты ценностных ориентиров как никогда важным становится духовное воспитание подрастающего поколения.

Духовное развитие подрастающего поколения во многом обусловлено степенью его приобщенности к культуре общества. Этот процесс происходит под влиянием как объективной действительности, так и воспитания. Поэтому проблема совершенствования форм и методов формирования нравственно-этических качеств подростков приобретает особую актуальность.

Каждая из наук, изучающих вопросы культуры, исходя из своего предмета исследования, выявляет те её стороны и отношения, которые попадают в спектр рассмотрения  данной  науки. Возрастание роли  культуры в  жизни общества, успехи, достигнутые в научно-теоретической мысли, во  многом обусловили усиления внимания обществоведов к теоретико-методологическим вопросам духовной культуры.

История разработки философских теоретических проблем культуры восходит к XVIII – XIX вв. Шеллинг, Гегель, Шопенгауэр, Гердер и многие другие философы рассматривали культуру в русле классического  идеализма.

В противовес природе культура обозначала духовное начало, духовные способности и возможности человека. С возникновением материалистической диалектики, признающей основополагающую роль материального  производства в жизни  общества, закономерно утверждается концепция двуединого строения культуры - материальной и духовной.

При таком методологическом подходе культура выступает в виде совокупности результатов деятельности человеческого общества во всех сферах его жизни. Культурная антропология исследует развитие культуры во всех ее аспектах: образ жизни, восприятие мира, менталитет, повседневное поведение.

«Культура, являясь универсальной характеристикой деятельности, как бы «задает» социально-гуманистическую программу и предопределяет направленность того или иного вида деятельности, ее ценностных, типологических особенностей и результатов» [5, с.189].

Освоение культуры для человека становится условием его достаточно комфортного существования в данном обществе, ибо культура помогает человеку «присвоить» условия окружающей среды, способы и образцы социального поведения и действия, ориентирует в знаниях, нормах и ценностях общностей, в которые входит человек. Кроме того, она дает возможность понять и принять особенности взаимодействия, общения людей друг с другом, а также выступает как форма предметно-практической деятельности на работе, в семье.

Культура, по мнению многих ученых (И.С. Кон, А.В. Мудрик) является социальным явлением [3; 4]. Она воплощает общечеловеческое богатство, которое передается из поколения в поколение через образование, обучение и воспитание, определяет исторический уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в способах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Культура сохраняет единство нации, государства и общества, т.к. она определяется степенью осуществления ценностей и реализации ценностных отношений во всех сферах человеческой жизнедеятельности, и потому культура каждого народа, каждой нации первична по отношению к ее экономике, политике, праву и морали [2].

Социальное определяет внешний характер контактов взаимосвязей между индивидами, их общностями, обществом в целом и характеризует «совместимость» различных культурных феноменов и процессов.

Культура представляет собой меру ценностно-содержательного влияния на различные стороны социальных отношений. Ее сущностный смысл предстает как высшая степень облагороженности и одухотворенности природных, социальных условий и человеческих отношений.

В контексте социальных отношений культура представляет собой меру развития человека, становления личности в процессе деятельности и усвоения социального опыта. В формировании человеком своей социальной сущности заключается общекультурный, гуманистически содержательный смысл деятельности. Такого рода деятельность выступает как реальный способ наиболее полного самовыражения личности через активные общественные действия.

В этой взаимосвязи культура выступает в качестве внутреннего духовного саморегулятива индивида, его вида деятельности; создавая мир человеческих взаимоотношений на основе единства и многообразия, которые наиболее полно выражают интегративные связи человека, культуры и социальной системы общества.

Разноуровневые социальные проявления культуры свидетельствуют о ее многообразном ценностном содержании, которое выступает в качестве интегрирующего механизма адаптации, социализации, инкультурации, идентификации, самореализации индивидов, взаимодействия между социальными общностями и реальными социокультурными явлениями, а также процессами общественной жизни.

Культура для человека остается самым верным источником, сообщая ему всё, что он думает о себе и окружающем мире. Человеку присуща удивительная способность к самореализации, которая требует от него серьезных и значительных усилий, и только тогда вызревает способность к воплощению своих дум и чувств, активное отношение к окружающему миру; рождаются воля и решимость, преодолевающие сомнения и колебания, глубоко осознанное понимание совершающихся событий.

Сегодня культура «…призвана защищать достоинство человека, способствовать его социальной адаптации и социальной сопричастности» [1].

Таким образом, вполне корректным является определение культуры в целом как системы нормативных конвенций, обслуживающих тот или иной тип социальной солидарности и социокультурной идентичности людей.

В  культуре поведения органически слиты культура общения, культура внешности, бытовая культура, культура речи.

Подрастающее поколение нуждается в раскрытии глубокого внутреннего смысла культуры поведения, в понимании того, что следование приличиям свидетельствует об уважении к людям, традициям.

За многовековую историю развития человеческой культуры выработался ряд правил поведения, которые обычно называют правилами хорошего тона или правилами этикета.

Культура поведения и этикет - совокупность духовных ценностей, правил, норм и ритуалов, регулирующих характер взаимоотношений между людьми и служащих для того, чтобы облегчить человеку вхождение в общество, сделать условия его общения с другими людьми приятными и удобными.

Уже в молодом возрасте необходимо усвоить общепринятые нормы общественного поведения. От того, в каких условиях происходит потребление, наследование культуры, зависит многое. Высокая культура восприятия и потребления ценностей формирует и нравственную культуру подростков.

Литература

  1. Андреенкова Н.В. Проблема социализации личности // Социологические исследования. Вып.З. М., 1970. С. 25-40.
  2. Градов Д. Идеологический процесс и воспитание личности. М.: Наука, 1980.
  3. Кон И.С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967. 224 с.
  4. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. М.: Инст. практ. психологии, 1997. 365 с.
  5. Ставская Н.Р., Комарова Э.И., Булычев И.И. К проблеме соотношения категории «культура» и «деятельность» // Культура как целостное явление: проблемы и методология изучения: Сборник научных трудов. Л., 1983. С. 189.
Разделы