МИССИЯ ОМСКИХ ТУРИСТИЧЕСКИХ ФИРМ
Левочкина Н.А.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ОмГУ им. Ф.М.Достоевского
e-mail: lna1970@yandex.ru
Одним из структурных внутренних элементов системы менеджмента является миссия организации, которая вызывает у членов организации состояние устремленности к чему-либо. Существует широкое и узкое понимание миссии. В широком смысле миссия рассматривается как констанция философии и предназначения, смысла существования организации, а в узком – утверждения того, для чего или по какой причине существует организация. При этом узкое понимание можно конкретизировать, если хотим подчеркнуть конкурентную составляющую миссии – она должна содержать оригинальную идею, эксклюзивную сферу деятельности, конкурентоспособный товар и т.д. [1, c. 247].
В формулировке миссии должны отражаться мысли, содержащие ответ на вопрос: почему организация делает то, что она делает, а также должны отражаться интересы собственников, сотрудников и покупателей фирмы, учитываться интересы деловых партнеров, местного сообщества и общества в целом. Кроме того, миссия является всеобъемлющей целью предприятия, позволяющей ему действовать как единое целое. Поэтому в проведенном нами (март – апрель 2005 г.) микроисследовании обращалось внимание на знание и единство в понимании миссии своей организации как руководителями, так и остальными работниками турфирм.
Так, на 1 января 2005 г. в Омской области на рынке туристских услуг работало 130 юридических и физических лиц, имеющих лицензии на турагентскую деятельность, а также 8 турфирм, осуществляющих туроператорскую деятельность (кстати, в государственном реестре на 01.09.06. г. количество турфирм соответственно сократилось до 67 и 8). В настоящее время их количество увеличилось в 2 раза и в 2 раза сократилось количество туроператоров.
В нашем опросе принимали участие 21 туристическая фирма, что составило 15, 2 % (то есть почти каждая шестая фирма), что является репрезентативной выборкой, учитывающей специфику деятельности и время работы на рынке. При этом 17 фирм (13,07 %) представляют турагентов, а 4 фирмы (50 %), опрошенные нами, занимаются туроператорской деятельностью. На рынке туруслуг Омского региона соотношение фирм турагентов и туроператоров составило 1:16, а соотношение опрошенных 3:1.
В результате качественного анализа формулировок миссии омских турфирм можно сделать следующие выводы. Во-первых, необходимость наличия самой миссии не вызывает сомнений у туроператоров (руководителей, менеджеров), тогда как у турагентов, включая их руководителей, отсутствует четко сформулированная миссия, либо её необходимость подвергается сомнению. Во-вторых, формулировка миссии подменяется формулировкой цели, как у руководителей, так и в большинстве случаев у менеджеров-исполнителей. В-третьих, у большинства туроператоров и турагентов при расшифровке миссии не отражаются в полном объеме основные характеристики данных фирм (целевые ориентиры, сферы деятельности, как, например: «И себе, и людям», «Звезды отдыхают с нами», «Развитие новых направлений и совершенствование старых», а также философия фирмы, возможности и способы осуществления деятельности)(см. таблицу 1).
Хочется также отметить, что рядовые менеджеры в качестве миссии формулировали цель – получение прибыли, завоевание рынка, реже – предоставление качественных услуг, либо затруднялись с ответами, что не способствует формированию единства целей организации и целей отдельных её работников. Однако, если посмотреть на формулировку миссии руководством и сотрудниками турфирмы «Евразия – тур», являющейся туроператором, то мы увидим предназначение фирмы и её отношение к обществу – сохранять и преумножать культурные ценности России, сферу деятельности – туризм. При этом философия фирмы определяется стремлением к лидерству на рынке туруслуг, а возможности и способы осуществления деятельности обусловлены инновационным характером развития кампании. Кроме того, в формулировке миссии четко отражается информация и для покупателей туруслуг (высокий уровень профессиональной подготовки сотрудников, использование новых информационных технологий в деятельности и др.), и для конкурентов (стратегии лидирования на рынке туруслуг и конкурентное ценообразование).
Таблица 1.
№ |
Критерии
Название |
Время работы на рынке (лет) |
Формулировка миссии |
|
Менеджеры-руководители |
Менеджеры-исполнители |
|||
1 |
ООО ТФ «Валентина» |
11 |
«И себе, и людям» |
«Мы зарабатываем деньги», «Отправить людей на отдых, при этом заработать на себя» |
2 |
ООО ТФ «Евразия – Тур» |
9 |
«Лидирующая туристическая кампания инновационного типа, сохраняющая культурные ценности России» |
«Лидирующая туристическая кампания инновационного типа, сохраняющая культурные ценности России» |
3 |
ООО «Том» |
14 |
- |
Автобусные туры по Европе и в Германию |
4 |
ООО «Пять звезд» |
10 |
«Звезды отдыхают с нами» |
«Доставлять радость людям» |
5 |
ООО « Артём» |
8 |
«Автобусные туры и перевозки в Германию» |
«Автобусные туры и перевозки в Германию» |
6 |
ООО «Аврора – тур» |
3 |
- |
Затруднились с ответом |
7 |
ООО «Вояж – тур» |
1 |
Отдых для души |
- |
8 |
ООО «Ковер-самолет» |
1 |
- |
Заниматься туризмом |
Хочется также отметить, что рядовые менеджеры в качестве миссии формулировали цель – получение прибыли, завоевание рынка, реже – предоставление качественных услуг, либо затруднялись с ответами, что не способствует формированию единства целей организации и целей отдельных её работников. Однако, если посмотреть на формулировку миссии руководством и сотрудниками турфирмы «Евразия – тур», являющейся туроператором, то мы увидим предназначение фирмы и её отношение к обществу – сохранять и преумножать культурные ценности России, сферу деятельности – туризм. При этом философия фирмы определяется стремлением к лидерству на рынке туруслуг, а возможности и способы осуществления деятельности обусловлены инновационным характером развития кампании. Кроме того, в формулировке миссии четко отражается информация и для покупателей туруслуг (высокий уровень профессиональной подготовки сотрудников, использование новых информационных технологий в деятельности и др.), и для конкурентов (стратегии лидирования на рынке туруслуг и конкурентное ценообразование).
В целом, предложенный выше анализ миссии омских турфирм можно в дальнейшем качественно и количественно расширять с учетом дифференциации их опыта работы на рынке, доминирующих направлений деятельности и многих других параметров.
Литература
1. Фатхутдинов Р. А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент. – М.: ИКЦ «Маркетинг», 2002. – 892 с.