ПОДГОТОВКА КАДРОВ ДЛЯ СФЕРЫ ТУРИЗМА: МАРКЕТИНГОВЫЙ ПОДХОД
Новаторов В.Е.
Доктор педагогических наук,
профессор Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения.
г. Санкт-Петербург
Аннотация.Рассматриваются организационно-педагогические условия подготовки и воспитания специалистов для сферы туризма. Раскрываются особенности управления персоналом туристических фирм в условиях рынка. Анализируется практика профориентационной деятельности учебных заведений, готовящих кадры для сферы туризма. Предлагается концепция формирования личности специалиста для сферы туризма на принципах маркетинга.
Ключевые слова : человеческий капитал, маркетинг отдельных лиц, профессиональная ориентация, управление персоналом, творческий подход.
Подготовка и воспитание кадров рыночной формации для различных отраслей и сфер деятельности – актуальная проблема наших дней. Сфера туризма в этом плане – не исключение. Наблюдающееся в последнее десятилетие бурное развитие рыночной экономики не обошло стороной и туризм. Все большее число граждан страны предпочитают проводить свой отпуск в туристических походах, поездках, турах,путешествиях по стране и миру. Этому способствовали «падение» пресловутого железного занавеса, рост благосостояния населения страны, развитие медиакоммуникаций, глобализация международных отношений, углубляющаяся и расширяющаяся интеграция во многих отраслях экономики. Современный среднестатистический россиянин хочет больше знать об истории зарубежных стран, хотя бы раз в жизни взглянуть на «чудеса света», прикоснуться к шедеврам мировой культуры и искусства, достойно и красиво отдохнуть, поправить пошатнувшееся здоровье, совершить паломничество к святым местам , наконец, заглянуть в заокеанские супер-гипер-мега-маркеты, а то и просто «потолкаться» на восточном рынке. И это далеко не полный спектр потребностей , удовлетворяемых в сфере туристического бизнеса.
Одновременно с ростом числа туристических предприятий ( фирм, агентств, туроператоров и т.п.) укрепляется материальная база туризма, совершенствуется ценовая политика, варьируются направления и способы передвижения, расширяется ассортимент основных и дополнительных услуг, становится более цивилизованной реклама, укрепляются связи с общественностью, развивается социальное партнерство, более адресным и предметным становится стимулирование как по отношению к персоналу туристических фирм, так и по отношению к посредникам и конечным потребителям туристических продуктов. Но, как и прежде, главным ресурсом сферы туризма остается человеческий капитал – корпус специалистов, обеспечивающих бесперебойное, практически круглогодичное функционирование сложной и многогранной отрасли национальной экономики, именуемой туризмом.
Не нужно проводить специальных исследований, чтобы констатировать : в сфере туризма трудятся люди самых различных профессий : менеджеры, экономисты, транспортники, коммунальщики, переводчики, юристконсульты, экскурсоводы, аниматоры культурно-спортивных акций, работники рекламного цеха и т.д. Хотелось бы всех их назвать одним словом – специалисты, но, к сожалению, реальная практика отечественных туристических фирм и агентств не позволяет квалифицировать подобным образом всех занятых в этом бизнесе людей. Едва ли главной проблемой российского туризма остается низкая профессиональная квалификация персонала или, выражаясь опять же маркетинговым языком, человеческого капитала.
Современный туризм остро нуждается в специалистах, сочетающих в себе лучшие личностные, профессиональные и деловые качества. К числу первых следовало бы отнести политическую зрелость, высокий моральный облик, развитый эстетический вкус, нормальное физическое здоровье, эрудицию, приемлемый , с учетом характера и содержания работы, вербальный, габитарный и кинетический имидж. Высокий профессионализм проявляется в инновационном мышлении, творческом подходе к делу, интересе к выполняемой работе, если хотите – любви к профессии, высокой психологической культуре. Без необходимых современному руководителю деловых качеств ( единство слова и дела, готовность работать в команде, умение учить и учиться, способность к риску, рачительное использование ресурсов и т.д.) так же сложно обеспечить слаженную работу в заданном формате управления.
Формирование личности высококвалифицированного специалиста для сферы туризма – долгий и сложный процесс, предполагающий « долевое» участие в нем многих субъектов. В теории маркетинга это называется маркетингом отдельных лиц( маркетингом личности, профессиональным маркетингам). А всякий маркетинг начинается с разработки товара. При этом рассматриваются три его ипостаси ( формы бытования) : товар по замыслу, товар в реальном исполнении и товар с подкреплением.Как и когда рождается «замысел» будущего специалиста сферы туризма ? Первым « разработчиком» здесь может выступать семья. Разумеется, речь не идет о «туристической наследственности», как это случается, к примеру, в музыкальных, театральных, кинематографических и т.п. семьях, где дети наследуют творческие способности и таланты своих родителей. А вот окружающая микросреда может играть и часто играет свою ориентирующую роль : семейный отдых на природе, совместные выходы родителей и детей в театры, экскурсии в музеи, участие в турпоходах и турпоездках – все это способно возбудить изначальный интерес ребенка или подростка к туризму, к путешествиям, а , возможно, и к работе в этой отрасли.
Другим « разработчиком» должна стать школа. Речь не идет о поголовном приобщении школьника к туристической деятельности, у ребят много других интересов и увлечений. Но при правильной организации патриотического воспитания, целенаправленной краеведческой работе, своеобразном «эстетическом всеобуче», в условиях разумного сочетания физической подготовки и привития навыков общения с природой можно многого достичь на пути устойчивого интереса юношей и девушек к туристической деятельности. Туристическая проблематика вполне может стать одной из важных составляющих профессиональной пропаганды, а при необходимости – профессиональной диагностики и профконсультирования. Окружающая среда плюс целенаправленное просвещение и воспитание – вот основа выбора молодым человеком своего профессионального призвания, в том числе и в сфере туристической деятельности. К сказанному остается добавить : значительную роль в формировании интереса к туризму могут и должны играть внешкольные учреждения – дома детского творчества, станции юных натуралистов, клубы любителей природы, краеведов, спелеологов, любительские объединения патриотической направленности и т.п. Своя ниша легко отыщется и для культурно-досуговых центров, домов и дворцов культуры, библиотек, школьных и государственных музеев.
Решающую роль в формировании личности специалиста, и специалист сферы туризма –не исключение, отводится специальным учебным заведениям – университетам, академиям и институтам. Все большее их число ведет подготовку специалистов по специальностям и направлениям , так или иначе связанным с туристической деятельностью. Здесь одинаково важны два этапапрофориентационной работы :профотбор и профподготовка. Ни для кого не секрет, что в число студентов ежегодно попадает огромная масса абитуриентов, либо плохо представляющих себе характер и содержание избранной профессии, либо того хуже – «пришедших за корками». Среди них : уклоняющиеся от воинской службы, уступившие настояниям родителей , прельстившиеся столичной жизнью, стремящиеся к легким заработкам, безразличные к собственной судьбе, не прошедшие по конкурсу и обучающиеся на внеплановых местах. Но, как показывает практика лучших вузов, и в этом случае вполне реально сформировать интерес юношей и девушек к избранной профессии, наполнить сознание обучающихся глубоким содержанием в разрезе определенной специальности, расширить кругозор, сформировать профессиональные умения и навыки. И достигается это, в первую очередь, высоким качеством учебно-воспитательного процесса. В данном случае одинаково важны : состав преподавателей, техническое оснащение учебных аудиторий и кабинетов, правильно организованная система практик, содержание контрольных заданий, тематика курсовых и выпускных квалификационных работ, четко проведенная государственная аттестация.
В период обучения в вузе, особенно столичном, перед студентом открываются поистине безграничные возможности «культурного насыщения», теоретического осмысления и практического наполнения избранной специальности- от первой экскурсии в музей университета до преддипломной практики в различных регионах страны и даже экзотических странах. Плюс внеучебная деятельность в самом вузе : экскурсии, походы, поездки, путешествия, фестивали, конкурсы, научная и поисково-исследовательская деятельность. Важно эту часть работы планировать и осуществлять так же четко и результативно, как и учебный процесс. Только в этом случае можно быть уверенным : в его реальном исполнении «товар-личность» будет востребован туристическим рынком.
Ну а если за время обучения в вузе этот товар приобретет еще и полезные подкрепления : общественная профессия, депутатская работа, навыки продюсирования, несколько иностранных языков, безупречное владение компьютером, водительские права и т.п. его шансы быть востребованным и «приобретенным» многократно возрастают.
Из теории маркетинга нам известно : даже самый брендовый товар нуждается в продвижении. В силу своей деликатности товар-личность не может рекламироваться подобно материальным предметам, проектам или территориям. Рекомендация аттестационной комиссии, личное портфолио, да разве что грамотно составленное резюме – вот все, чем располагает обычный выпускник вуза. Но если его знают и помнят по месту прохождения практик, если он успел «засветиться» в различных PR-акциях, если ему довелось хотя бы несколько раз мелькнуть на телеэкране или «прозвучать» в радиоэфире, если он успел в период учебы «тиснуть» пару статей в местной прессе, если он стал победителем важного конкурса или участником престижного кастинга – его шансы на успешное трудоустройство многократно возрастают. Так или иначе, но молодой специалист сферы туризма рано или поздно неизбежно погружается в зону профессиональной адаптации.Эстафету разработки и дальнейшего развития личности в этом случае берет на себя туристическое предприятие ( фирма, агентство, туроператор). В маркетинге этот период называется приспособлением товара к рынку. Вхождение в новый коллектив всегда связано с определенными затруднениями : привыкание к рабочему месту, усвоение и освоение функциональных обязанностей, приобщение к традициям коллектива, его организационной культуре, «притирка» к руководителю, стилю его работы – все это для молодого специалиста крайне важно. А если добавить к сказанному удовлетворенность или неудовлетворенность режимом работы и размером оклада, реальное бытовое устройство, возможность продолжать обучение в разрезе избранной профессии, работать по совместительству, реальное состояние здоровья и возможности его укрепления и т.д., станет ясно, что рассматриваемый нами «товар» еще долго-долго предстоит доводить до «посевных кондиций», прежде чем его можно будет назвать брендовым.
В реальной жизни человек встречается с бесконечным множеством товаров : сырьем, полуфабрикатами, деталями, комплектующими, готовыми изделиями : транспортными средствами и мебелью, одеждой и обувью, парфюмерией и игрушками, продуктами питания и медикаментами и т.д., и т. п. Это товары класса «материальные предметы». К другому классу отнесены товары в виде физических действий, именуемых «услугами». Среди других классов –«товары –идеи( проекты)», « товары-места», «товары-организации». Здесь так же существуют свои типологии и классификации. Объединяет же их одно общее свойство: все они создаются по воле человеческого разума, руками человека и/или придуманными (изобретенными)им средствами труда. Ни один из товаров названых классов не способен себя создавать, улучшать, совершенствовать, рекламировать, продавать и покупать. Развивать и совершенствовать себя может только один товар – «товар-личность». С определенного возраста дееспособный человек начинает заниматься самообразованием, самовоспитанием, физическим развитием, самосовершенствованием. Чем раньше приходит к человеку осознание себя субъектом и объектом воспитания и развития, тем больших успехов добивается он в различных видах деятельности, в том числе деятельности профессиональной. В современных же условиях формирующаяся личность не может полагаться только насубъектов внешнего влияния: родителей, учителей, преподавателей,командиров, начальников и т.п. Он – хозяин своей судьбы. Именно осознание себя самого как творца подталкивает молодого специалиста сферы туризма к самоменеджированию, самопрезентации, самопозиционированию, самопродвижению, но раньше всего – к профессиональному росту и самосовершенствованию. Без такого осознания и самооценки нормальный человек не может быть успешным ни в одной сфере деятельности, в том числе туристической.
Современный молодой человек незримыми нитями связан с микро и макросоциумом. Он может иметь или не иметь российского гражданства, принадлежать к лицам определенной национальности, состоять в одной из политических партий, на протяжении многих лет он связан узами с семьей, школьным, студенческим и/ или воинским коллективом, он может быть членом спортивной команды, любительского художественного коллектива, местного туристского сообщества и т.п. Это окружение, назовем его маркетинговой средой , в разные периоды жизни, в той или иной мере оказывает влияние на сознание и поведение формирующейся личности. А это означает, что повсюду, где такое влияние возможно – в семье и школе, воинском коллективе и вузе, в трудовом коллективе и досуговом объединении- надлежит создать оптимальные организационно-педагогические условия для формирования всесторонне и гармонично развитой личности.
К сожалению, в еще только формирующемся гражданском обществе России создать оптимальные формирующие условия для поступательного развития личности молодого специалиста пока что во многих случаях не удается. Причин тому много : политические потрясения , вызванные распадом СССР, экономические пертурбации последних лет (кризисы, дефолты, инфляции, падение курса рубля м и т.п.), небывалое социальное расслоение общества и – как результат- обнищание значительной части населения страны, разгул коррупции во всех отраслях экономики и сферах общественной жизни, повсеместное распространение пагубных явлений : алкоголизм, наркомания, рост преступности и пр. А теперь еще и напряженные отношения с большим числом стран, пресловутые санкции, неоднозначное отношение части россиян к инициативам Президента и Правительства страны в связи с событиями в Украине. А ведь международный туризм напрямую интегрирован в систему международных отношений и культурных связей…
Таким образом, дальнейшее развитие туристического бизнеса в России зависит от состоянияедва ли не главного его ресурса – человеческого капитала . Забота о его укреплении и развитии – дело всех заинтересованных организаций и лиц, в том числе и самого кадрового корпуса туризма - важной отрасли отечественной экономики.