Сведения об образовательной организации

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ АНИМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ МОЛОДЕЖНОГО ДОСУГА

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ АНИМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ МОЛОДЕЖНОГО ДОСУГА

Апажихова Н.В.
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина
г. Тамбов, Российская Федерация,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры социокультурных коммуникаций и актерского мастерства
n_apazhikhova@mail.ru

Плотникова К.П.
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина
г. Тамбов, Российская Федерация,
аспирант кафедры социокультурных коммуникаций и актерского мастерства
ksplotnikova@rmbler.ru 

Чернопятова А.В.
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина
г. Тамбов, Российская Федерация,
студентка 5 курса кафедры социокультурных коммуникаций и актерского мастерства
Lady-bej@yandex.ru 

Досуговая сфера, являясь одной из важнейших сфер жизнедеятельности человека, оказывает большое влияние на развитие личности. В условиях досуга происходит активный контакт личности с окружающим миром, трансляция духовно-культурных ценностей, обеспечивается преемственность поколений, передача традиций. Тем самым создаются благоприятные условия для всестороннего развития творческойличности.

Анализируя происходящие изменения в досуговой сфере, следует отметить, что за последние десятилетияданная отрасльактивно развивается, именно в направлении социально-культурной анимации.

Технологии анимации предполагают «оживление» и «одухотворение» отношений между людьми, широкое использование общественных духовно-культурных ценностей, традиционных видов и жанров художественного творчества, обеспечивая тем самым личности условия для включения в творческие, оздоровительные, образовательные, развлекательные виды деятельности.

Так, например, в своих работах Мухина М.Г., определяет понятие «анимация» как своеобразную услугу, преследующую цель - повышение качества обслуживания, и в то же время, своеобразную форму рекламы, повторного привлечения гостей и их знакомых, тоже преследующую цель- продвижение туристического продукта на рынке для повышения доходности и прибыльности турбизнеса[1].

Анимационную деятельность следует рассматривать как сложную систему, структура (организация) которой представляет собой процесс, протекающий в определенной области непрерывной культурно – творческой развивающейся среды. В настоящее время активно используются различные формы анимационных программ:

  • спортивно – оздоровительные, спортивно - развлекательные и спортивно-познавательные программы строятся на вовлечении в активное движение через увлекательные и веселые конкурсы, состязания, спортивные праздники, спартакиады, подвижные игры, походы, пешеходные экскурсии, турслеты;
  • творческо-трудовые программы помогают приобрести различные умения и навыки в различных видах занятий, ремесел через аукционы поделок из природных материалов, конкурсы любительской фотографии, выставки песочной и ледяной скульптуры, фестивали авторских стихов и песен;
  • культурно-познавательные и экскурсионные анимационные программы строятся на приобщении к культурно-историческим и духовным ценностям через посещение музеев, театров, художественных галерей, парков, выставок, концертов и различных видов экскурсий;
  • конкурсно-игровые и приключенческие программы состоят из разнообразных игр и конкурсов, объединенных общей темой и прикосновении их участников с волнующим, необычным через участие в ролевых играх и конкурсах, пиратских вылазках, ночных походах, тематических пикниках;
  • зрелищно- развлекательные, танцевально-развлекательные и фольклорные анимационные программы включают праздничные мероприятия, конкурсы, фестивали, карнавалы, тематические дни, ярмарки, шоу-программы, концерты, дискотеки, танцевальные вечера.

    В практике анимационного дела для целевого конструирования анимационных программ можно выделить следующие функции анимации в сфере молодежного досуга:

  • адаптационную, позволяющую перейти от повседневной обстановки к свободной, досуговой;
  • компенсационную, освобождающую человека от физической и психической усталости повседневной жизни;
  • стабилизирующую, создающую положительные эмоции и стимулирующую психическую стабильность;
  • оздоровительную, направленную на восстановление развитие физических сил человека, ослабленных в повседневной трудовой жизни;
  • информационную, позволяющую получить новую информацию о стране, регионе, людях и т. д.;
  • образовательную, позволяющую приобрести и закрепить в результате ярких впечатлений новые знания об окружающем мире;
  • совершенствующую, приносящую интеллектуальное и физическое усовершенствование;
  • рекламную, дающую возможность через анимационные программы сделать туриста носителем рекламы о стране, регионе, туркомплексе, отеле, турфирме [2].

Такое разнообразие функций анимации в сфере молодежного досуга  обусловило многообразие видов анимационной деятельности, а также  большую разновидность анимационных программ и мероприятий.

В технологии анимационных программ необходимо учитывать особенности, присущие различным возрастным категориям при организации досуга. Технология создания анимационных программ включает в себя: комплекс приемов труда аниматора, организацию этого труда, использование специальных технических средств (объектов, сооружений, инструментов и приспособлений). Это сложный и многоплановый процесс, поскольку решает следующие задачи: создание анимационных программ, экономический просчет стоимости каждой программы, их реализацию и, наконец, творческое воплощение запрограммированных анимационных мероприятий с последующим анализом. Данный технологический процесс представляет собой целостную систему, в которой взаимодействуют все компоненты.Поэтому специалистам-аниматорам надо знать потребности данной социальной группы, изучать настроение, интересы и запросы молодежи. Без психолого-педагогический знаний трудно рассчитывать на достижение желаемого результата и на повышение эффективности интеллектуального и эмоционального воздействия на аудиторию. 

Организационная

Инструкторско-методическая

Режиссерская

Техническая

организация совместной деятельности анимационной команды, экономического, технического, рекламного отделов;

создание и разработка сценариев мероприятий, текстов экскурсий, подбор спортивных игр и соревнований, составление маршрутов походов с последующей разработкой методических рекомендаций на основе обобщения опыта;

 

распределение ролей, составление планов репетиций, постановка спектакля, шоу;

подготовка технических средств (объектов, сооружений, инструментов и т.д.), площадки (сцены) для анимационных мероприятий, реквизита, декораций, освещения, музыкального сопровождения и пр. 

Рис.1.Технология создания и реализации анимационных программ для молодежи

Таким образом, рассматривая  особенности применения анимационных технологий в организации молодежного досуга, следует отметить, что анимационные программы создаются аниматорами для развлечения, восстановления (рекреации) их здоровья. Однако одна и та же программа может вызвать у одних положительные эмоции, а у других - прямо противоположные, с учетом применения тех или иных технологий. Апроцесс восприятия предложенных анимационных программ зависит от таких факторов, как: возраст участников или зрителей; уровня образованности;  пола;  этнической принадлежности;  настроения на момент реализации данной программы и т.д.

Литература

  1. Мухина М.Г., Макринова Е.И. учебное пособие, Белгородский университет кооперации, экономики и права. Белгород 2009.
  2.  Голованова Н.Ф. Подходы к воспитанию в современной отечественной педагогике // Педагогика. - 2009.
  3. Курило Л. В. Теория и практика туристской анимации в 2 т: Т.1. Теоретические основы туристской анимации. - М.: Советский спорт, 2006.
Разделы