Сведения об образовательной организации

ПРОБЛЕМА РОЛЕВЫХ РЕКРЕАЦИОННЫХ ДОСУГОВЫХ ПРАКТИК МОЛОДЕЖИ

ПРОБЛЕМА РОЛЕВЫХ РЕКРЕАЦИОННЫХ ДОСУГОВЫХ ПРАКТИК МОЛОДЕЖИ

Рахманова Д.С
ФГАОУ ВПО Национальный исследовательский университет "Белгородский государственный университет" (НИУ "БелГУ"),
г. Белгород, Россия.
darya.rahmanova2013@yandex.ru      

Современное российское общество характеризуется повышенным вниманием к проблемам молодежи, ее месту в обще социальной структуре. Поиски оптимальных путей формирования ответственного гражданина нашей страны проходят как в поле педагогического сопровождения процесса воспитания, начиная с самого раннего возраста, так и в области профилактики социально негативных явлений. Преобладание в молодом возрасте практик желательного поведения над аддиктивными и делинквентными нам представляется важным условием позитивной адаптации к условиям существования во взрослом мире.

Многие согласятся с мнением, что в молодом возрасте присутствует некоторая иррациональность поведения, особенно, что касается выборов моделей поведения. Исследователи часто употребляют термин «субоптимальность» для обозначения большого количества зачастую непоследовательных, часто противоречащих друг другу паттернов поведения, встречающихся у молодых людей.

Затрудняют научное изучение проблемы поведения молодого человека также некоторые неясности в толковании пределов объекта изучения. Молодой человек, подросток – в разных культурах, даже в сферах применения внутри каждой культуры прослеживаются разные возрастные границы, исходя из формы воздействия на объект изучения. Некоторые исследователи вообще говорят о том, что понимание себя как представителя отдельной социально-возрастной категории (подростка) характерно только для постмануфактурных культур [1].

Учитываю динамку эмансипации, важно заметить, что человек в современном мире довольно рано входит во взрослую жизнь, переходя от образовательно – познавательных практик обыденноговзаимодейтсвия к профессионально – трудовым отношениям. Этот переход от объекта социального воздействия к субъектной его стороне может протекать для индивида с большим количеством негативно воздействующих факторов. Идеальным условием такой процесс адаптации, когда существуют реалии, практики и условия существования совпадают с регламентированными и получаемыми индивидом в процессе воспитания образами «желательного» и позитивного социального действия.

Молодежь – это социально-демографическая группа, переживающая период адаптации к исполнению постоянных социальных ролей через становление психофизиологической зрелости.

Сфера досуга в современном обществе является важным фактором, влияющим на ощущения индивида, на его удовлетворенность своим витальным и социальным положением. Современная модель жизнедеятельности, базирующаяся на потребительском отношении к природе, абсолютизации коммерческого успеха, все чаще становится объектом критического анализа не только представителей науки, но и обычных людей. Например, некоторые исследования оказывают неприятие молодой частью общества потребительского поведения и сопутствующих такому поведению ценностей и моделей взаимодействия. Происходит противопоставление существующей культурной модели тем пробным поведенческим стереотипам, которые встречаются в молодежном общении. Доходит до того, что именно «своя» модель молодежного общения считается правильной и именно культурной в отличие от обыденной. Все приземленное, материальное, потребительское отвергается, а истинными ценностями начинается считаться инаковость, своеобразие [1].

Сфера молодежного досуга, т. е. времени, свободного от профессиональной, ученой деятельности, последнее время становится объектом пристального внимания со стороны специалистов государственных учреждений занимающихся реализацией социальной политики. Некоторое время назад даже произошло закрепление в нормативных документах специальности по работе с молодежью. Происходит подготовка таких специалистов в рамках программ бакалавриата и магистратуры. То есть очевидно что общественные институты в лице государственных структур пытаются формализовать и зарегулировать практически любые виды неформатной активности. В США, например, подростки подвержены во много раз большому количеству ограничений не только по сравнению с обычным взрослым населением, но даже по сравнению с действующими военными или заключенными.

Сфера организации досуга определяется как область, свободная от внешнего давления, область человеческой самореализации, рекреации и творчества. В молодежном возрасте сфера досуга играет особую роль по сравнению с более взрослым возрастом. Если в зрелом возрасте досуг зачастую выполняет всего лишь рекреационную функцию, давая отдых от привычных рутин, связанных с выполнением профессиональных и семейных обязанностей, то молодежь в сфере своего свободного времени пытается не столько отдохнуть, сколько, наоборот, максимально полно и с большими нагрузками действовать. Именно поэтому в молодом возрасте такое большое количество не только различных экстремальных форм положительной спортивной направленности, но и аддиктивных и делинктвентных досуговых практик.

В заключение, хотелось бы отметить, что возникающие противоречия между эмоционально-мотивационными и операционально-техническими аспектами деятельности толкают молодого человека на поиск и опробование различных практик в зонах ближайшего досугового окружения, которые становятся для него «зонами ближайшего развития» и в которых происходит окончательное закрепление и интериоризация желаемых поведенческих установок.

Литература

  1. Комарова Н.Н. Мотивация досуга и повышение эффективности работы / Н.Н. Комарова // Человек и труд. – 2007. - № 10. – С. 13-15.
Разделы