ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ БУДУЩИХ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
Иванников С.В.
Рязанский филиал Московского университета МВД РОССИИ
beso512@ya.ru
Россия нуждается в боеспособной Армии. Сегодня, как впрочем и всегда, армии требуются сильные, закаленныие, крепкие здоровьем военнослужащие. Однако опыт призывных кампаний, жизненные реалии военной службы ярко обозначают проблему неудовлетворительного состояния здоровья юношей и молодых мужчин. Статистические данные свидетельствуют о том, что с раннего детства идет непрерывный расход ресурса здоровья, а не его сбережение и преумножение. К увеличившемуся количеству наследственных заболеваний прибавляются приобретенные. Неумение противостоять соблазнам приобщения к алкоголю, табако и спайсо курению и наркотикам разрушает здоровье. Массовая гиподинамия и элементарная лень порождают снижение жизненного тонуса. На фоне нездоровья формируются психологические комплексы, препятствующие полноценной военной службе.
В последнее десятилетие в философской, физиологической и психолого-педагогической литературе и практике учебных заведений обращено внимание на состояние здоровья юношей и обозначена проблема здоровьесбережения как одна из приоритетных. Несомненно, личное здоровье зависит от усилий самого человека, его воли и желания, которые, в свою очередь, определяются уровнем воспитанности и культуры. Уровень культуры определяет меру разносторонней творческой активности человека, предполагающей развитие и гармонию всех компонентов и их целостное формирование в деятельности. Немаловажен в организации личной здровьесберегающей деятельности и нравственный компонент, особенно в части таких качеств, как уважение е себе, чувство собственного достоинства, гордость, уверенность в себе, стремления к достижениям и других.
Наличие представленной базовой основы формирования личной культуры здоровьесбережения существенно облегчит целенаправленный процесс в учебном заведении и личной практике. Жизненные реалии показывают, что процесс формирования культуры здоровьесбережения направлен на формирование его компонентов и базовой основы одновременно. Культура здоровьесбережения личности должна формироваться в системе образования и организованного свободного времени и реализовываться в жизнедеятельности.
Процесс формирования культуры здоровьесбережения включает взаимодействие педагогов и обучающихся, их деятельность, обучение и взаимовлияние в общеобразовательных и спортивных школах. В качестве результата, наряду со спортивными достижениями, ожидается повышение уровня культуры и здоровья, так как в нем подразумевается взаимосвязь совокупности норм, правил и образцов поведения в процессе жизнедеятельности. Культура здоровьесбережения формируется в деятельности, в основе которой является труд и спорт. Культура здоровьесбережения (далее - КЗС) представляет собой результат присвоения на личностном уровне различных научных концепций и доктрин здоровья, построение на их основе индивидуальной программы здоровьесбережения и следование ей. Процесс формирования КЗС не может быть стихийным или хаотичным, поскольку личное здоровье каждого юноши ценно для армии. Личность сможет найти пути сбережения и развития здоровья, если она целенаправленно на это мотивирована, оснащена специальными знаниями и умеет их применять в процессе различных видов деятельности.
Привести личность к такому результату возможно в рамках учебно-воспитательного процесса при условии наличия квалифицированной помощи специалистов и непременно в системе реализации целенаправленных педагогических технологий. Современный педагогический процесс призван обеспечить возможность усвоения учащимися определенных гигиенических, медицинских, витальных знаний и умений, соответствующих биоэнергетическим, физиологическим и нейропсихологическим особенностям возраста. Это позволит создать знаниевую основу для здоровьесберегающей деятельности личности, а в ее процессе сформировать умения и навыки сбережения здоровья - высоконравственного отношения к себе и окружающим.
Морально и физически здоровое пополнение рядов российской армии сегодня призваны обеспечить суворовские училища и кадетские корпуса. Организация учебно-воспитательного процесса в кадетских корпусах должна быть максимально ориентирована на создание особого здоровьесберегающего образовательного пространства, направленного на раскрытие потенциала личности молодого человека в части сбережения здоровья и его развития. Специфика организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в условиях кадетского корпуса позволит целенаправленно формировать культуру здоровьесбережения учащихся, своевременно осуществлять как диагностику, так и коррекцию развития ее компонентов.
Сегодня особенность учебно-воспитательного процесса в суворовских училищах и кадетских корпусах заключается в том, что он направлен как на подготовку выпускника с полным средним образованием, так и, прежде всего, будущего офицера, организатора, военного педагога, воспитателя, наставника своих подчиненных. Учебно-воспитательный процесс осуществляется в обстановке строгого воинского порядка и уставных взаимоотношений, являющихся важнейшим условием воспитания суворовцев и кадет. Не менее значимой особенностью учебных заведений данного типа должно быть формирование культуры здоровьесбережения будущих военных. Однако этой составляющей уделяется мало внимания.
В большинстве учебных заведений преподается курс физической подготовки, направленный на закалку, укрепление здоровья, физическое развитие юношей. Традиционно в кадетских корпусах прошлого интенсификация физической подготовки обеспечивалась средствами специальных теоретических и практических занятий, игр, соревнований и сопутствующих дисциплин: танцы, фехтование, верховая езда и прочее. В современных кадетских корпусах необходимо возродить традиции и обеспечить расширение физической активности за счет увеличения обязательных спортивных занятий и удовлетворяющих потребности и интересы обучающихся.
Преподавателю необходимо вести кадет к определенному результату - высокому уровню КЗС. Культура здоровьесбережения, как интегративное, динамическое личностное образование, представлено совокупностью структурно-функциональных взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов, определяющих возможности личного здоровьесбережения в общественно значимых целях: мотивационного, когнитивного, действенного и творчески-координирующего. Следует отметить, что ведущими являются мотивационный и когнитивный компоненты. От того, насколько глубоки убеждения учащихся в необходимости здоровьсбережения, специальные знания и осведомленность о возможных проблемах со здоровьем, зависит возможность формирования действенного и творчески-координирующего компонентов.
Базовой основой является мотивационный компонент КЗС. Он включает многоплановые мотивы. Непосредственно-побуждающие мотивы основаны на эмоциях: страх, угроза, радость перспективы, восторг победы и пр. и играют роль своеобразного стимула. Группа мотивов перспективно-побуждающих, связанная с осознанием социального, мировоззренческого значения личной КЗС, с чувством долга и ответственности перед окружающими - не менее значима для формирования КЗС, как осознание ценности личной и общественной. Интеллектуально-побуждающие мотивы играют роль в овладении новыми знаниями и технологиями КЗС, повышении общего уровня культуры, как овладение личной компетентностью в целях дальнейшего профессионального становления.
Теоретические занятия направлены на обогащение учащихся комплексом специальных знаний о здоровье и КЗС. Функция знания заключается в формулировании своих представлений об окружающей действительности и личной интерпретации событий и явлений. Будучи интегративным, когнитивный компонент КЗС включает огромный объем разносторонних знаний о показателях здоровья, способах его сбережения, защиты от внешних воздействий и влияний. Блок знаний синтезирует информацию из области анатомии, физиологии, гигиены, культуры питания, физической культуры и многих других, распределенных по учебным предметам. В процессе формирования КЗС знания постепенно включаются в деятельность в качестве умений и навыков, выполняют управляющую функцию.
Мотив и знание реализуются в действии. Действенный компонент структуры КЗС своим названием показывает взаимосвязанную деятельность учащихся и педагогов, направленную на применение знаний на практике, при ярко выраженном руководстве и контроле со стороны педагогов. Деятельность является источником обогащения личного опыта, социальных отношений и поведения в обществе. В основе действий находится система знаний, отдельные из них могут осуществляться на уровне умения, то есть пооперационно, при максимальной активности сознания. Твердые знания и многократные упражнения в действии приводят к осуществлению его на уровне навыка, то есть автоматически.
Творчески-координирующий компонент направлен на раскрытие индивидуальных творческих возможностей и способов их реализации в жизнедеятельности. Данный компонент предполагает самоконтроль, самостоятельную ориентацию учащихся в неординарных условиях, организацию своей жизнедеятельности на основе строго соблюдения норм и требований КЗС на исключительно сознательном уровне. Конечный результат – способность верно ориентироваться и принимать решения в неординарных ситуациях на основе личной программы здоровьсбережения в различных ситуациях жизни и деятельности.
В целях реализации первого, ознакомительно-мотивационного этапа технологии, нами разработана программа спецкурса «Культура здоровьесбережения личности кадета» и внедрена в учебный процесс кадетского корпуса. Главная цель данного курса в том, чтобы помочь кадетам выработать индивидуальный способ здоровьесбережения и научиться управлять состоянием собственного здоровья через ФП. В процессе преподавания курса нами проводилась консультативно-коррекционная работа, которая представляет собой меры по разъяснению, устранению или снижению имеющихся у кадет отклонений от норм КЗС. Спецкурс содержит четыре блока-проблемы: «Научная организация труда и отдыха; Проблемы питания и здоровья; Привычки, разрушающие здоровье; Психология здоровья». На каждом занятии акцент был смещен в сторону физической активности, как ведущего способа рекреации здоровья и формирования КЗС. Опыт показал, что преподавание спецкурса приводит будущих военнослужащих к улучшению показателей КЗС.