Сведения об образовательной организации

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ БУДУЩИХ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ БУДУЩИХ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Иванников С.В.
Рязанский филиал Московского университета МВД РОССИИ
beso512@ya.ru

Россия нуждается в боеспособной Армии. Сегодня, как впрочем и всегда, армии требуются сильные, закаленныие, крепкие здоровьем военнослужащие. Однако опыт призывных кампаний, жизненные реалии военной службы ярко обозначают проблему неудовлетворительного состояния здоровья юношей и молодых мужчин. Статистические данные свидетельствуют о том, что с раннего детства идет непрерывный расход ресурса здоровья, а не его сбережение и преумножение. К увеличившемуся количеству наследственных заболеваний прибавляются приобретенные. Неумение противостоять соблазнам приобщения к алкоголю, табако и спайсо курению и наркотикам разрушает здоровье. Массовая гиподинамия и элементарная лень порождают снижение жизненного тонуса. На фоне нездоровья формируются психологические комплексы, препятствующие полноценной военной службе.

В последнее десятилетие в философской, физиологической и психолого-педагогической литературе и практике учебных заведений обращено внимание на состояние здоровья юношей и обозначена проблема здоровьесбережения как одна из приоритетных. Несомненно, личное здоровье зависит от усилий самого человека, его воли и желания, которые, в свою очередь, определяются уровнем воспитанности и культуры. Уровень культуры определяет меру разносторонней творческой активности человека, предполагающей развитие и гармонию всех компонентов и их целостное формирование в деятельности. Немаловажен в организации личной здровьесберегающей деятельности и нравственный компонент, особенно в части таких качеств, как уважение е себе, чувство собственного достоинства, гордость, уверенность в себе, стремления к достижениям  и других.

Наличие представленной базовой основы формирования личной культуры здоровьесбережения существенно облегчит целенаправленный процесс в учебном заведении и личной практике. Жизненные реалии показывают, что процесс формирования культуры здоровьесбережения направлен на формирование его компонентов и базовой основы одновременно. Культура здоровьесбережения личности должна формироваться в системе образования и организованного свободного времени и реализовываться в жизнедеятельности.

Процесс формирования культуры здоровьесбережения включает взаимодействие педагогов и обучающихся, их деятельность, обучение и взаимовлияние в общеобразовательных и спортивных школах. В качестве результата, наряду со спортивными достижениями, ожидается  повышение уровня культуры и здоровья, так как в нем подразумевается взаимосвязь совокупности норм, правил и образцов поведения в процессе жизнедеятельности. Культура здоровьесбережения формируется в деятельности, в основе которой является труд и спорт. Культура здоровьесбережения (далее - КЗС) представляет собой результат присвоения на личностном уровне различных научных концепций и доктрин здоровья, построение на их основе индивидуальной программы здоровьесбережения и следование ей. Процесс формирования КЗС не может быть стихийным или хаотичным, поскольку личное здоровье каждого юноши ценно для армии. Личность сможет найти пути сбережения и развития здоровья, если она целенаправленно на это мотивирована, оснащена специальными знаниями и умеет их применять в процессе различных видов деятельности.

Привести личность к такому результату возможно в рамках учебно-воспитательного процесса при условии наличия квалифицированной помощи специалистов и непременно в системе реализации целенаправленных педагогических технологий. Современный педагогический процесс призван обеспечить возможность усвоения учащимися определенных гигиенических, медицинских, витальных знаний и умений, соответствующих биоэнергетическим, физиологическим и нейропсихологическим особенностям возраста. Это позволит создать знаниевую основу для здоровьесберегающей деятельности личности, а в ее процессе сформировать умения и навыки сбережения здоровья - высоконравственного отношения к себе и окружающим.

Морально и физически здоровое пополнение рядов российской армии сегодня призваны обеспечить суворовские училища и кадетские корпуса. Организация учебно-воспитательного процесса в кадетских корпусах должна быть максимально ориентирована на создание особого здоровьесберегающего образовательного пространства, направленного на раскрытие потенциала личности молодого человека в части сбережения здоровья и его развития. Специфика организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в условиях кадетского корпуса позволит целенаправленно формировать культуру здоровьесбережения учащихся, своевременно осуществлять как диагностику, так и коррекцию развития ее компонентов.

Сегодня особенность учебно-воспитательного процесса в суворовских училищах и кадетских корпусах заключается в том, что он направлен как на подготовку выпускника с полным средним образованием, так и, прежде всего, будущего офицера, организатора, военного педагога, воспитателя, наставника своих подчиненных. Учебно-воспитательный процесс осуществляется в обстановке строгого воинского порядка и уставных взаимоотношений, являющихся важнейшим условием воспитания суворовцев и кадет. Не менее значимой особенностью учебных заведений данного типа должно быть формирование культуры здоровьесбережения будущих военных. Однако этой составляющей уделяется мало внимания.

В большинстве учебных заведений преподается  курс физической подготовки, направленный на закалку, укрепление здоровья, физическое развитие юношей. Традиционно в кадетских корпусах прошлого интенсификация физической подготовки обеспечивалась средствами специальных теоретических и практических занятий, игр, соревнований и сопутствующих дисциплин: танцы, фехтование, верховая езда и прочее. В современных кадетских корпусах необходимо возродить традиции и обеспечить расширение физической активности за счет увеличения обязательных спортивных занятий и удовлетворяющих потребности и интересы обучающихся.

Преподавателю необходимо вести кадет к определенному результату - высокому уровню КЗС.  Культура здоровьесбережения, как интегративное, динамическое личностное образование, представлено совокупностью структурно-функциональных взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов, определяющих возможности личного здоровьесбережения в общественно значимых целях: мотивационного, когнитивного, действенного и творчески-координирующего. Следует отметить, что ведущими являются мотивационный и когнитивный компоненты. От того, насколько глубоки убеждения учащихся в необходимости здоровьсбережения, специальные знания и осведомленность о возможных проблемах со здоровьем, зависит возможность формирования действенного и творчески-координирующего компонентов.

Базовой основой является мотивационный компонент КЗС. Он включает многоплановые мотивы. Непосредственно-побуждающие мотивы основаны на эмоциях: страх, угроза, радость перспективы, восторг победы и пр. и играют роль своеобразного стимула. Группа мотивов перспективно-побуждающих, связанная с осознанием социального, мировоззренческого значения личной КЗС, с чувством долга и ответственности перед окружающими - не менее значима для формирования КЗС, как осознание ценности личной и общественной. Интеллектуально-побуждающие мотивы играют роль в овладении новыми знаниями и технологиями КЗС, повышении общего уровня культуры, как овладение личной компетентностью в целях дальнейшего профессионального становления.

Теоретические занятия направлены на обогащение учащихся комплексом специальных знаний о здоровье и КЗС. Функция знания заключается в формулировании своих представлений об окружающей действительности и личной интерпретации событий и явлений. Будучи интегративным, когнитивный компонент КЗС включает огромный объем разносторонних знаний о показателях здоровья, способах его сбережения, защиты от внешних воздействий и влияний. Блок знаний синтезирует информацию из области анатомии, физиологии, гигиены, культуры питания, физической культуры и многих других, распределенных по учебным предметам. В процессе формирования КЗС знания постепенно включаются в деятельность в качестве умений и навыков, выполняют управляющую функцию.

Мотив и знание реализуются в действии. Действенный компонент структуры КЗС своим названием показывает взаимосвязанную деятельность учащихся и педагогов, направленную на применение знаний на практике, при ярко выраженном руководстве и контроле со стороны педагогов. Деятельность является источником обогащения личного опыта, социальных отношений и поведения в обществе. В основе действий находится система знаний, отдельные из них могут осуществляться на уровне умения, то есть пооперационно, при максимальной активности сознания. Твердые знания и многократные упражнения в действии приводят к осуществлению его на уровне навыка, то есть автоматически.

Творчески-координирующий компонент направлен на раскрытие индивидуальных творческих возможностей и способов их реализации в жизнедеятельности. Данный компонент предполагает самоконтроль, самостоятельную ориентацию учащихся в неординарных условиях, организацию своей жизнедеятельности на основе строго соблюдения норм и требований КЗС на исключительно сознательном уровне. Конечный результат – способность верно ориентироваться и принимать решения в неординарных ситуациях на основе личной программы здоровьсбережения в различных ситуациях жизни и деятельности.

В целях реализации первого, ознакомительно-мотивационного этапа технологии, нами разработана программа спецкурса «Культура здоровьесбережения личности кадета» и внедрена в учебный процесс кадетского корпуса. Главная цель данного курса в том, чтобы помочь кадетам выработать индивидуальный способ здоровьесбережения и научиться управлять состоянием собственного здоровья через ФП. В процессе преподавания курса нами проводилась консультативно-коррекционная работа, которая представляет собой меры по разъяснению, устранению или снижению имеющихся у кадет отклонений от норм КЗС. Спецкурс содержит четыре блока-проблемы: «Научная организация труда и отдыха; Проблемы питания и здоровья; Привычки, разрушающие здоровье; Психология здоровья». На каждом занятии акцент был смещен в сторону физической активности, как ведущего способа рекреации здоровья и формирования КЗС. Опыт показал, что преподавание спецкурса приводит будущих военнослужащих к улучшению показателей КЗС.

Разделы