Сведения об образовательной организации

СТРУКТУРА ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА: ВВЕДЕНИЕ В ПРОБЛЕМУ

СТРУКТУРА ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА: ВВЕДЕНИЕ В ПРОБЛЕМУ

Курин А.Н., Попов А.Н.
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина
festralbeta@gmail.com

Стремительное развитие компьютерных и информационных технологий ставят перед обществом неизбежный вопрос: что необходимо для получения нужной информации, как получить специальные знания и новые качества, которые помогли бы овладеть нужной человеку информацией? Исследователи разного рода областей указывают, что необходима целенаправленная подготовка личности к жизнедеятельности в информационном обществе: приобретение отдельных знаний, умений, навыков, специфических личностных качеств для работы с информацией, постоянное совершенствование их, отвечая требованиям современных информационных технологий, обладание мировоззрением информационного общества [Каракозов С.Д. Информационная культура в контексте общей культуры личности // Педагогическая информатика. 2000. № 2].

В Национальной доктрине образования до 2015 года отмечается, что нынешний алгоритм образования призван обеспечить подготовку высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к постоянному самосовершенствованию, профессиональному росту, в условиях информатизации общества и развития новых информационных технологий. Следует заметить, что эти процессы имеют информационную природу, как следствие, развитие и формирование информационной компетенции студентов вуза является ключевой задачей и одновременно проблемой высшего образования.

Говоря о значимости информационной компетенции в призме современного образовательного пространства, отмечаем то, что она представляет собой часть общего процесса информатизации, являющегося по своему роду «объективным процессом», и ее развитие неразрывно связано с процессом информатизации образования. Сущность данного процесса отражена в работах С.А. Абрамова, Я.А. Ваграменко, А.А. Вербицкого, А.С. Кондратьева В.Г. Разумовского, И.В. Роберт, А.Я. Савельева, А.П. Тряпициной и др.

В последние годы, именно благодаря информатизации как процесса все больше внимания получают компетенции смежного характера: информационно-технологическая (В.В. Котенко, С.Л. Сурменко и др.); информационно-аналитическая (Л.В. Астахова, Ю.В. Курносов и др.); информационно-коммуникативная (М.Е. Дуранов, Л.Б. Сенкевич и др.); информационно-исследовательская (Д.Е. Иванова, Е.С. Игнатова и др); информационно-профессиональная (А.Л. Журавлева, Э.Ф. Зеер); информационно-компьютерная (П.В. Беспалов, К. В. Коробкова); информационно-поисковая (Э. Ю. Новикова) и др. Такое разнообразие подходов и мнений, говорит о разносторонности понятия, указывает на интерес к сущности информационной компетенции, а также к ее основным компонентам.

Прежде чем понять сущность и выделить компоненты информационной компетенции социального работника, следует сказать, что в определении содержания информационной компетенции выделяются два подхода.

1. Технологический. В этом случае смысл информационной компетенции задается техническим компонентом, чаще всего его можно связать с отдельными специальностями и направлениями: инженеры, юристы, педагоги, лингвисты, а также с конкретными условиями реализации этой компетенции: при обучении иностранному языку, в рамках курса информатики и т.д.  Важно отметить, что упор делается на умениях и навыках использовать технические средства для хранения, обработки и передачи информации. В структуру ИК включаются: базовые основы информатики и прикладного программного обеспечения компьютеров, вычислительная техника, интернет и телекоммуникации, информационные системы, программирование, теория алгоритмов и элементы логики, прикладные и системные программы и т. п. [Казиахмедов Т. Б. Компетентностный подход построения курса информатики в региональных учебных заведениях // Педагогическая информатика, 2002. № 3. C. 28-33].

2. Информационный. Базовые критерии, для которых используется категория «информация», процессы восприятия информации человеком, разновидности операций с информацией, способы ее получения, хранения и обработки. Информационная деятельность людей, целенаправленный поиск, анализ, переработка информации, получение знаний из информации, сравнение ее и оценка; умение синтезировать существующую информацию, создавая на ее основе новое знание [Матвеева О. Управление знаниями как технология достижения цели // Высшее образование в России/ 2008. № 9].

К описанным выше подходам можно добавить, что для будущих социальных работников содержание информационной компетенции определяется двумя критериями:

1) информационно-технологическим - знание социальным работником методов работы с информацией, проявление в обучении личного и профессионального интереса в работе с информационными технологиями,  а также применение новых знаний и умений в профессиональной деятельности, с помощью современных программных и аппаратных средств;

2) результативным - способность применять полученные знания.

А.П. Ершов, В.А. Извозчиков, В.А. Каймин, Е.И. Машбиц, изучая динамику информационной компетенции, отмечали, что ее содержание и структура постоянно развиваются и совершенствуются в двух аспектах: историческом и индивидуально-личностном. Для нас важен второй аспект, в котором информационная компетенция развивается последовательно, в процессе непрерывного образования человека (обучения, самообразования, повышения квалификации) [Захарова Т. Б. Филатова Л. О. Дифференциация содержания обучения в старшей школе как условие эффективной преемственности общего и профессионального образования // Стандарты и мониторинг в образовании. 2003. № 5].

Основываясь на трудах вышеназванных исследователей, мы выделяем четыре компонента в структуре информационной компетенции социального работника: когнитивный, операциональный, мотивационно-ценностный, рефлексивно-оценочный.

1. Когнитивный компонент информационной компетенции включает знания об объекте исследования и способах деятельности, предполагающих использование знаний в преобразовании действительности. Будущий социальный работник обязан успешно решать профессиональные задачи, используя при этом все необходимые знания о возможностях применения информационных технологий в своей профессиональной деятельности, о различных способах, средствах, приемах, творческого подхода к решению этих задач. Так же данный блок включает в себя единые знания, которые отражают социальные аспекты формирования информационной компетенции социального работника в вузе.

2. Операциональный компонент выражается в комплексе умений и навыков осуществления профессиональной деятельности, включающий в себя личные и профессиональные качества деятельности социального работника. В данном компоненте мы обозначаем умения, навыки, а так же виды деятельности, которые формируются в ходе применения информационных технологий в профессиональной деятельности.

3. Мотивационно-ценностный компонент показывает профессионально-личностный интерес социального работника в отношении использования информационных технологий в профессиональной деятельности. Содержит личностные мотивы и ценностные установки, понимание и осознание будущим социальным работником всей важности применения информационных технологий в будущей профессиональной деятельности. Необходимость успешно преодолевать трудности, решать профессиональные задачи с помощью информационных технологий и проявлять активный интерес к процессу и результату их решения, стремиться к постоянному совершенствованию знаний в области использования средств информационных технологий при решении профессиональных задач, быть нацеленным на успех, самореализацию и творческое отношение к деятельности.

4. Рефлексивно-оценочный компонент включает творческий подход социального работника в применении информации, дает возможность проводить самоконтроль, быть удовлетворенным своей информационной деятельностью и итогами работы с информацией. Предполагает взаимодействие при обработке и передаче информации, индивидуальную и групповую деятельность в процессе обучения, готовность к самоорганизации, коррекции профессиональной деятельности, осознание и анализ информационной деятельности, создание индивидуальных учебных и творческих проектов. Данный компонент развивает: творческую активность социального работника, формирует умение работать автономно и в команде, способствует саморазвитию, реализации системы связей межличностного взаимодействия с коллегами по учебной деятельности.

Таким образом, в определении сущности и структуры информационной компетенции существует большое количество подходов, выделяемых разными авторами. Исследователи разного рода областей отмечают сложный многокомпонентный состав информационной компетенции, куда входят и когнитивная и деятельностная составляющая. Сущность информационной компетенции социального работника прослеживается через ее структурные компоненты. В данной работе, мы выделяем четыре компонента информационной компетенции социального работника (когнитивный, операциональный, мотивацинно-ценностный и рефлексивно-оценочный).

Разделы