Сведения об образовательной организации

К ВОПРОСУ О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА БУДУЩЕГО ОФИЦЕРА

К ВОПРОСУ О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА БУДУЩЕГО ОФИЦЕРА

Григоров С.Ю., Амаду С.
Военно-воздушная академия имени профессора  Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина
mariana_g@mail.ru 

В общем плане проблему педагогического мастерства будущего офицера можно рассматривать с различных позиций.

Во-первых, это проблема социально-педагогическая, так как связана с решением задач по выполнению специфического социального заказа. В нашем случае она определяется задачами воспитания гражданина России и вооруженного защитника её интересов, обеспечивающего безопасность личности, общества и государства, патриота своего Отечества.

Во-вторых, это проблема профессионально-этическая, связанная с выполнением воинского долга, с проявлением чести, совести, моральной ответственности офицера за результаты воспитания подчиненных, своего педагогического труда, за свою деятельность.

В-третьих, это проблема высокого уровня профессионализма в самом сложном виде человеческого труда, связанная с проявлением единства деятельности и личности офицера. Диалектика данного положения такова, что мастерство воспитателя формируется в активной, целенаправленной деятельности, а носителем мастерства, занимающимся воспитательной работой, является личность офицера с необходимым «набором» качественных характеристик.

В-четвертых, педагогическое мастерство – это проблема единства теоретического осмысления и усвоения его сущности, структуры, воспитательной деятельности с использованием конкретной педагогической технологии, высокоразвитых педагогических навыков и умений, элективных воспитательных методов, средств, приемов педагогического взаимодействия, влияния и воздействия.

В-пятых, профессионально-педагогическое мастерство офицера – это важнейший социально-педагогический и личностно-индивидуальный фактор и необходимое педагогическое условие эффективной деятельности тех, кто учит, и тех, кто учится, служит, кого воспитывают.

В-шестых, проблема педагогического мастерства офицера – это проблема его общей, профессиональной и педагогической культуры, её реальный компонент и важнейший показатель уровня профессионального культурного развития личности педагога.

Из сказанного следует, что проблема педагогического мастерства офицера интегральная, а, следовательно, и сложная, содержащая различные аспекты её познания и реализации на практике.

Педагогическое мастерство офицера можно определить как синтез (или сплав) профессионально-педагогических знаний, навыков и умений, высокоразвитого педагогического мышления, эмоционально-волевых средств выразительности, который во взаимосвязи с высокоразвитыми качествами личности воспитателя позволяет ему эффективно и качественно решать воспитательные задачи.

В структурном отношении педагогическое мастерство офицера представляет собой сложное образование. Его структура определяется характером профессиональной деятельности и включает в себя различные взаимосвязанные и взаимообусловленные компоненты.

Опыт и специально проведенные исследования показывают, что мастерство офицера базируется на всестороннем знании военного дела, существа и тонкостей воинского службы конкретного рода войск и вида Вооруженных Сил, конкретной военной специальности и должностных обязанностей, на глубоких знаниях того предмета, которым он занимается.

Необходимой предпосылкой успеха в воспитательной работе, в проявлении педагогического мастерства являются духовно-нравственные и профессионально-этические качества офицера. О необходимости иметь «чистую душу», «чистые руки» в воспитании человека было сказано давно. Под этими образными выражениями понимались и сегодня понимаются такие качественные характеристики, как честность, порядочность, правдивость, скромность, трудолюбие, тактичность, достойное поведение на службе и в быту, добросовестное выполнение своего гражданского и воинского долга, проявление совестливости и высокой моральной ответственности за организацию и проведение воспитательной работы, за её эффективность и результаты. Соблюдение требований и норм педагогической этики офицера в жизни и профессиональной деятельности воспитателя является важнейшим педагогическим условием и средством воспитания высокоморальной личности подчиненного.

Многолетний анализ практической воспитательной деятельности позволяет утверждать, что мастеров педагогического труда характеризует ярко выраженная склонность к воспитательной деятельности, высокий интерес к человеку, его судьбе, безграничная любовь к своей профессии. И это понятно. Народная пословица гласит, что самый производительный труд – это труд любимый. Человек тогда творчески относится к своей деятельности, когда любит свою профессию, глубоко понимает и ценит её пользу, ее необходимость. В таких случаях он испытывает внутреннюю удовлетворенность в самом процессе труда, наслаждается им, труд для него становится основной формой проявления своих способностей и в целом личности.

Центральным компонентом педагогического мастерства является развитое педагогическое мышление, обусловливающее творчество при решении воспитательных задач. В единстве с педагогическим мышлением находится речь офицера. Многочисленные наблюдения показывают, что высокая культура речи офицера как педагога, её выразительность, содержательность, эмоциональная окрашенность, логичность помогают эффективнее воздействовать на сознание, подсознание, чувства и даже волю военнослужащего, помогают убедить, объяснить, доказать, разъяснить сущность выдвигаемых требований, воспитательных задач, пути и условия их решения. Важным элементом педагогического мастерства офицера является педагогическая требовательность.

Наиболее полно профессионально-этическая сторона деятельности воспитателя выражается в педагогическом такте – составном элементе профессионального мастерства, педагогической этики и педагогической культуры. Педагогический такт, как и другие специфические профессиональные качества офицера, выступает и фактором, и условием повышения эффективности воспитательной деятельности. Это фактор морально-психологического характера, связанный со словом и культурой поведения офицера, его влиянием и на разум, и на чувства, и на настроение военнослужащих. Тактичность воспитателя позволяет прикоснуться к самому сложному «механизму» человека – к его внутреннему миру. Не случайно говорят, что «такт – это грация ума человека» и что «педагог без такта – человек без слуха».

Из сказанного следует, что рассмотренные структурные элементы в их единстве и взаимообусловленности составляют интегральное образование личности воспитателя – профессионально-педагогическое мастерство. Анализ данного педагогического образования показывает, что становление воспитателя как мастера воспитания и обучения подчиненных – это не только усвоение определенной системы знаний, овладение соответствующими педагогическими навыками и умениями. Это, прежде всего, совершенствование его личности как воспитателя, повышение его профессионализма.

Мастером-воспитателем офицер не рождается. Он таковым становится в результате упорной, целенаправленной работы над собой, активной педагогической деятельности, влияния той среды, в которой он формировался, и той системы, где он выполняет свои профессиональные обязанности. Педагогическое мастерство формируется и совершенствуется в процессе воспитательной деятельности и отражает тот уровень профессиональной подготовленности, которого офицер достиг. Поэтому содержательные структурные компоненты педагогического мастерства, представленные и рассмотренные ранее, общие у всех офицеров. И в то же время педагогическое мастерство всегда специфично, индивидуально, так как обусловлено особенностями личности конкретного офицера.

Процесс формирования и совершенствования педагогического мастерства офицера является длительным, внутренне противоречивым и обусловлен влиянием многочисленных факторов объективного и субъективного характера. Основы этого мастерства у любого офицера как военного педагога закладываются в период подготовки его в военно-учебном заведении, совершенствуется оно в период его службы в войсках, затем в период обучения в военной академии или военном университете, но в первую очередь в процессе целенаправленной и систематической работы по самообразованию и самовоспитанию.

Исходя из структуры мастерства офицера как военного педагога, одним из путей совершенствования педагогического мастерства является систематическое и целенаправленное вооружение офицеров системой необходимых знаний по концептуальным проблемам воспитания: понимание его сущности и роли в развитии личности военного человека; вооружение современными знаниями в области психологии, педагогики, философии, социологии. Среди путей формирования и совершенствования педагогического мастерства офицеров следует выделить целенаправленное использование воспитательной деятельности всего многообразия методов и средств, которые обоснованы в педагогической науке.

Эффективность совершенствования педагогического мастерства, повышения профессионализма, как уже было замечено, во многом зависит от наличия или отсутствия у офицера соответствующей мотивационной основы для самостоятельной работы по самосовершенствованию, приобретенных навыков и умений заниматься самим собой. Самостоятельная работа – непременное условие развития и совершенствования человеческой личности, сохранения интеллекта и физических возможностей.

Самостоятельная работа имеет два взаимосвязанных и взаимообусловленных аспекта: а) самообразование офицера путем самостоятельного накопления знаний о сущности и значении профессионального мастерства, о путях и методах его формирования и совершенствования; б) приобретение и накопление опыта решения воспитательных задач, развитие у себя необходимых профессиональных качеств путем самовоспитания.

Самообразование как составная часть процесса самосовершенствования нашло довольно полное освещение на страницах различных литературных источников. Наиболее сложной является другая часть процесса самосовершенствования – самовоспитание. Самовоспитание предполагает целеустремленную активную деятельность офицера, направленную на формирование и развитие у него положительных и устранение отрицательных качеств, привычек, стереотипов поведения в соответствии с осознанными социальными и профессиональными потребностями и целью жизни.

Процесс самовоспитания офицера включает в себя различные этапы: самопознание, самосознание и самопланирование работы над собой; усвоение и фактическое принятие профессиональных требований, принципов, норм, которые определяют сущность педагогического мастерства; выработку программы и принципов работы над собой; собственную деятельность по самосовершенствованию путем использования методов самоорганизации, самоанализа, самоотчета, самоубеждения, самовнушения, самоупражнения, самопоощрения, самоосуждения, самокритики и др.; самоконтроль, саморегулирование и самокорректировка своих педагогических действий и т.д.

Таким образом, самосовершенствование является мощным фактором и условием развития личности офицера как педагога, формирования и развития его профессионально-педагогического мастерства. В свою очередь, само педагогическое мастерство офицера выступает необходимым фактором повышения эффективности и качества процесса воспитания военнослужащих.

Разделы