Сведения об образовательной организации

САМОРЕГУЛЯЦИЯ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА КАК ОСНОВА ЕГО САМОАКТУАЛИЗАЦИИ В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

САМОРЕГУЛЯЦИЯ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА КАК ОСНОВА ЕГО САМОАКТУАЛИЗАЦИИ В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ 

Топильская О.А.
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина
shekr@mail.ru

Перед человечеством всегда стоял вопрос о возможностях человека, о способах развития этих возможностей, о попытках стимулирования и регулирования этого развития. Этот вопрос актуален и сегодня. Известно, что потенциал развития человека воистину огромен, но, к сожалению, зачастую он остается незадействованным в повседневной активности человека. Дело в том, что настает время узких специалистов, отлично ориентирующихся исключительно в своей области знаний; каждый из них представляет собой отдельную ячейку целостной мозаичной структуры. Выполняя какую-либо работу, обладая при этом определенным очень ограниченным набором знаний, умений и навыков, каждый из них даже не задумывается, что в глубинах его психики таятся огромные, неисчерпаемые ресурсы, нераскрытые способности и таланты.  

Интерес к проблеме самосовершенствования, саморазвития, и, наконец, самоактуализации не случаен. Ведь неизвестно, как отреагирует на изменение условий деятельности узкий специалист, насколько гибкими и пластичными окажутся его личностные качества, насколько быстро он овладеет новыми способами действия. Сможет ли он в незнакомой ситуации успешно ставить цели, планировать свою деятельность, продумывать способы своих действий и поведения для достижения намеченных целей, и, наконец, насколько адекватно сможет он оценить результативность собственных действий.

Естественно то, что без помощи извне специалист узкого профиля справиться не сможет. Ему понадобится масса определенным образом ориентированных образовательных услуг, которые помогут ему овладеть новыми знаниями, умениями и навыками, а, значит, будут способствовать расширению его кругозора, повышению уровня его образованности и, как следствие, началу принципиально нового этапа в его жизни.

Эффективная деятельность, эффективное использование знаний и умений требуют от человека сформированности психологических механизмов саморегуляции и самоуправления. Согласно В.И. Моросановой, саморегуляция осуществляется как единый процесс, обеспечивая мобилизацию и интеграцию психологических особенностей человека для достижения целей деятельности и поведения. Процесс саморегуляции способствует выработке гармоничного поведения, на его основе развивается способность управлять собой сообразно реализации поставленной цели, направлять свое поведение в соответствии с требованиями жизни и профессиональными или учебными задачами [Моросанова В.И. Стилевые особенности саморегулирования личности // Вопросы психологии. 1991. № 1. С. 121-127].

Таким образом, деятельность человека во многом ориентирует его. Правильно выстроенные стратегии мышления и поведения формируют идеальную основу для нашего самосовершенствования, для формирования и развития индивидуальности, для стремительного личностного роста, что, в конечном счете, приближает человека к идеалу, к самоактуализирующейся личности.

В своем экспериментальном исследовании мы попытались определить и проанализировать взаимоотношения показателей саморегуляции и самоактуализации у студентов, а также выявить особенности самоактуализации у студентов с различной степенью сформированности процессов осознанной саморегуляции произвольной активности.

Исследование проводилось на базе Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина. В качестве испытуемых выступили студенты 1 и 4 курсов в количестве 160 человек (83 студентов первого и 77 студентов четвертого курса обучения). Все испытуемые были продиагностированы с помощью опросника «Стиль саморегуляции поведения-98» В.И. Моросановой (ССП-98) и самоактуализационного теста (САТ) (Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, М.В. Кроз).

Начальный этап опытно-экспериментальной работы заключался в выявлении общего уровня саморегуляции всей выборки. Нами был выявлен средний и выше среднего уровни саморегуляции. Причем, студенты 4 курса показали более высокий уровень сформированности индивидуальной системы осознанной саморегуляции произвольной активности. Степень сформированности регуляторных процессов и регуляторно-личностных качеств у студентов 4-ого курса развиты достаточно равномерно: в пределах 65-68% от максимально возможного значения и в пределах 16-18 % от суммы показателей; среди регуляторно-личностных свойств лучшим образом развита гибкость (75%;~19%), что свидетельствует о достаточно высокой степени приспособляемости или адаптируемости испытуемых к изменяющимся условиям выполняемой ими деятельности. У студентов 1-ого курса регуляторно-личностные свойства также развиты достаточно равномерно на 66% (~17,5%), чего нельзя сказать о регуляторных процессах. Так, например, значения по шкалам планирование и оценка результатов составляют 62% от максимально возможного и ~16,5% от суммарного значения, однако заметно выше других показатели блока программирования (70%; 18%), а заметно ниже – моделирования (50%; 13%).

Полученные результаты свидетельствуют о наличии достаточно больших возможностей в регулировании своих психических состояний испытуемыми 1-ого курса, но об отсутствии навыков обработки информации, поступающей извне. Так они способны принимать решения, выстраивать программу собственных действий, но пока плохо понимают необходимость постоянной коррекции стратегий своего поведения в изменяющихся условиях, пока они не способны быстро реагировать на изменения, предлагаемые учебным процессом, быстро выстраивать новые цели, задачи и программы собственной активности.

Студенты 4-ого курса обучения показали более высокие значения развитости регуляторной системы собственной активности, нежели студенты 1-ого курса. Это связано, прежде всего, с особенностями учебного процесса, в котором участвуют испытуемые и который способствует формированию таких личностных качеств, как инициативность, целеустремленность, сообразительность, самостоятельность, гибкость и адекватность реакции, быстрота принятия решений, способствует развитию внимания и т.д. Проведение тренингов, работа в группах формирует самостоятельность и уверенность в ситуации с постоянно изменяющимися условиями. Обучение в вузе способствует развитию мотивации достижения успеха, которая, в свою очередь формирует такой стиль саморегуляции, который позволяет компенсировать влияние личностных, характерологических особенностей, препятствующих достижению цели. Студенты 4-ого курса легче овладевают новыми видами активности, увереннее чувствуют себя в незнакомых ситуациях, что, в свою очередь, способствует стабильности и успешности выполняемой ими деятельности.

Мы считаем, что на результат тестирования повлиял и возраст испытуемых, поскольку студенты 4-ого курса вступают в период молодости, тогда как студенты 1-ого находятся еще в юношеском возрасте. Студенты 4-ого курса старше, они достигают более высокого уровня личностного развития, соответственно и механизмы саморегулирования у них развиты лучше. Так они без труда планируют свой бюджет, часто думают о будущем, при этом учитывают те изменения, которые могут произойти в жизни; они достаточно неплохо выстраивают программу собственных действий, быстро принимают решения и затем оценивают их успешность. Важна их быстрая адаптация к новым системам работы, они вообще любят перемены в жизни и часто идут на риск, при этом ревностно относятся к результатам своего труда и не терпят, когда их опекают и решают что-то за них.

При всех этих характеристиках важно подчеркнуть, что изменение условий деятельности не вызывает особых затруднений у четверокурсников: прежде, чем взяться за какое-либо дело, они пытаются собрать как можно больше информации об условиях его выполнения и сопутствующих обстоятельствах. У них выработано чувство времени, они стараются все делать вовремя и не опаздывать. Накануне экзаменов мало у кого из этих испытуемых появляется чувство, что не хватило 1-2 дней для подготовки, а в первые дни каникул у них не появляется чувство дискомфорта. Первокурсники же менее приспособлены к изменению условий своего поведения: они выстраивают перспективы собственной деятельности, часто мечтают о будущем, но это скорее фантазии, чем реальность. Переход на новую систему работы может вызвать серьезные затруднения у них. Испытуемые 1-ого курса только недавно «влились» в учебный процесс, они еще не адаптированы к студенческой жизни, и у них еще не произошел процесс социализации к новому социальному статусу – статусу студента.

Далее исследование было продолжено с помощью результатов самоактуализационного теста. Полученные данные были проанализированы с применением корреляционного анализа по критерию Спирмена.

В результате корреляционного анализа было выявлено, что для студентов-первокурсников значимыми являются только такие регуляторные процессы, как планирование и моделирование, которые находятся в отрицательной связи с такими характеристиками самоактуализации, как спонтанность, самопринятие, сензитивность. А самоуважение, креативность, ценностные ориентации и представления о природе человека были рассмотрены на основе регуляторно-личностного свойства – гибкости. В результате корреляционного анализа зависимости характеристик самоактуализации от свойств саморегуляции студентов-четверокурсников было выявлено, что наиболее значимыми для них являются такие регуляторные процессы, как программирование, оценка результатов и общий уровень саморегуляции, которые взаимосвязаны с поддержкой, гибкостью поведения, сензитивностью, спонтанностью, самоуважением, самопринятием, представлением о природе человека, синергией, принятием агрессии, контактностью, познавательными потребностями.

Таким образом, результаты корреляционного анализа демонстрируют, что от уровня сформированности регуляторных механизмов зависит проявление самоактуализационных качеств. Чем лучше развиты регуляторные процессы и регуляторно-личностные свойства, тем ярче и богаче индивидуальность человека, а, следовательно, тем ближе он к идеалу, к вершине личностного развития – к самоактуализирующейся личности.

Сравнительный анализ данных студентов 1 и 4 курсов с использованием критерия Манна-Уитни позволил нам выявить особенности самоактуализации у студентов с различной степенью сформированности процессов саморегуляции. Было определено, что поведение первокурсников достаточно пластично, но они в меньшей степени контролируют его; четверокурсники же склонны продумывать способы своих действий и поведения для достижения намеченных целей. В соответствии с этим и уровень развития самоактуализации студентов 4-ого курса в целом выше, чем у 1-ого. Так последние разделяют ценности, присущие самоактуализирующейся личности; отдают себе отчет в своих потребностях и чувствах, они хорошо ощущают и рефлексируют их, но естественно и грамотно выражать свои эмоции они не умеют. Испытуемые – творческие личности, они стремятся к нестандартной форме мышления и собственной активности, но встречаются при этом с массой трудностей, которые связаны, прежде всего, с недостаточным развитием системы саморегулирования. Первокурсники обладают здоровой самооценкой: они ценят свои достоинства, положительные свойства характера и уважают себя за них; они достаточно самокритичны, так как не могут принять собственных недостатков и работают над собой для сведения их к минимуму. У студентов 1-ого курса отмечается высокое стремление к самопознанию и самосовершенствованию, у них есть идеалы, к которым они стремятся.

Студенты 4-ого курса также стремятся к самопознанию и самосовершенствованию и достигли в этом немалых результатов. Так, их ценности и поведение независимы от воздействия извне, они стремятся руководствоваться в жизни собственными целями, убеждениями, установками и принципами, что не означает враждебности к окружающим и конфронтации с групповыми нормами, они свободны в выборе и не подвержены внешнему влиянию. Эти испытуемые очень пластичны в реализации своих ценностей в поведении и взаимодействии с окружающими людьми, они способны быстро и адекватно реагировать на изменяющуюся ситуацию. Так же, как и первокурсники, они способны отдавать себе отчет в своих потребностях и чувствах, хорошо ощущать и рефлексировать их, но, в отличие от них, студенты 4 курса не боятся вести себя естественно и раскованно, демонстрировать окружающим свои эмоции и принимать все из них, даже отрицательные, такие как собственное раздражение, гнев и агрессивность. Студенты 4-ого курса общительны и тонко чувствуют окружающих людей, поэтому они способны к быстрому установлению глубоких и тесных эмоциально-насыщенных контактов. При этом студенты способны ценить свои достоинства, положительные свойства характера, уважать себя за них и, вообще, принимать себя такими, какие они есть, несмотря на собственные недостатки. Кроме того, испытуемые чрезвычайно любознательны, они стремятся к приобретению новых знаний об окружающем мире, способны к целостному восприятию мира и людей, и считают, что «люди в массе своей скорее добры».

Таким образом, проведенное исследование позволило выявить роль регуляторных механизмов психики человека: они являются основой, стержнем для развития личностных качеств, способностей, достоинств человека. Полученные данные свидетельствуют о том, что от уровня сформированности регуляторных механизмов зависит проявление самоактуализационных качеств. А, в свою очередь, реализация своих возможностей и способностей ведет к развитию «полноценно функционирующего человека». Все это подводит нас к выводу о том, что необходимо развивать навыки саморегуляции у студентов, начиная, с первого года обучения в вузе. Необходимо проводить тренинговые занятия, организовывать работу в группах, поскольку это формирует уверенность в ситуации с постоянно изменяющимися условиями, формирует гибкость и адекватность реакций, быстроту принятия решений, инициативность, целеустремленность, помогает направлять поведение в соответствии с профессиональными или учебными задачами.

Разделы